Файл: Понятия Здоровье иЗдоровый образ жизни иих составляющие. Факторы, определяющие здоровье.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, попавших в рану или органы.
Вопрос 2 Основные факторы риска, приводящие к ухудшению состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Внешние факторы на состояние здоровья.1. генетические 15%20% Укреплять здоровье- здоровая наследственность. Ухудшение здоровья- наследственные заболевание и нарушения.
2. состояние окружающие среды 20%-25% укрепление здор.- хорошие бытовые и производственные условия. Ухудшение здоровья- вредные условия быта и здоровья.
3. медицинское обеспечение 10%15% укрепление здоровья- высокий уровень профилактических мероприятий. Ухудшение здр.- отсутствие постоянного мед контроля за динамикой здор.
4.условия и образ жизни 50%55% укрепление здоровья – рациональная организация жизнедеятельности. Ухудшение здоровья- отсутствие рационального режима жизнедеятельности.
Вопрос 4 Понятие «Здровьесберегающая среда». Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа.
Здоровьесберегающая среда. –гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда прививание и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. К ним относится. *Оптимально двигательный режим*рациональное питание*закаливание*стоматологическая профилактика*Вакцинация*нормализация психологического климата.
Закаливание- Система гигиенических мероприятий направленных на повышение устойчивости орг. К неблагоприятным различным погодным условиям.
Принципы закаливания: Систематичность, постепенное и последовательное увеличение процедур, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм процедур, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль.
Закаливание воздухом. Наиболее лёгкая, доступная и безопасная закаливающая процедура.
Закаливание водой. Более интенсивная процедура. виды: обтирание, умывание, обливание, душ, ножные ванны, купание в открытом водоеме, купание в ледяной воде и растирание снегом. к местным процедурам относится: полоскание горла, обмывание стоп.
Закаливание солнцем. Сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять.
Влияние солнечных лучей на орг. : повышенный тонус нервной системы. Улучшается барьерная функция кожи. Улучшается обмен веществ и состав кожи. В кожи образуется витамин Д.
Лечебно-профилактическая работа: осуществляется медицинскими работниками. Мероприятия: комплексная оценка состояния здоровья детей, обследования физического развития, закаливание процедуры, лечебные мероприятия, мед. Контроль в процессе занятий ФУ.
Физкультурно-оздоровительная работа: воспитатель со спец-том по ФК планирует, организует и проводит мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, упр-я между занятиями и на прогулке, бодрящая гимн-ка, самостоятельная активность детей.
Вопрос 15 Неспецифическая и специфическая профилактика заболеваний органов дыхания у детей в дошкольных учреждениях. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей.
В профилактике заболеваний различают 2 группы:
1.Неспецифическая профилактика - направлена на укрепление иммунитета.
2.Специфическая профилактика – направлена на предупреждение заболеваний органов дыхания.
К неспецифической профилактике относят: рациональное питание, витаминизация (витамин С), систематическое закаливание (солнце, воздух, вода), занятия физкультурой.
К специфической профилактике относят: вакцинация, проветривание помещения, закаливание горла.
Вопрос 7 Гигиенические требования к одежде и обуви детей.
Одежда предохраняет орг. от неблагоприятных климатических воздействий, механических повреждений, способствует созданию необходимого климата, между кожным покровом и одеждой.
Свойство одежды. Теплозащитная- зависит от теплопроводимости и слоев одежды и ткани.- воздухонипраницаемость –обеспечивает необходимое движение и обмен воздуха под одеждой.- гигроскопичность - свойство тканей адсорбировать на своей поверхности поры из окр. воздуха, поглощать пот и влагу. Водоемкость – способность ткани при намокании задерж. воду. эластичность.
Гигиена обуви. Обувь защищает стопу от охлаждения и влаги, механических повреждений и загрязнений. Её форма и размеры должны обеспечивать правильное положение стопы.
Детская обувь должна иметь надёжные и удобные застёжки, не препятствующие движению. Она должна быть лёгкой, удобной, иметь эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы, широкий носок и каблучок 5-10 мм. Высота каблука 1/6, 1/7 длины стопы, это обеспечивает правильное формирование сводов стопы. Ширина детской обуви должна составлять 40% длины стопы. Пространство между пальцами ног и передней стенкой 0,5-1 см.
Большое значение имеют носки. Они должны пропускать воздух, впитывать пот, быть чистыми, эластичными и мягкими.
Спортивная обувь должна иметь специальное приспособление, предохраняющий стопу от повреждений при занятиях определёнными видами спорта.
Вопрос 17 Заболевания крови у детей раннего и дошкольного возраста – причины, признаки и профилактика.
1.Анемия – снижение уровня гемоглобина в крови.
Причины: недостаточное содержание железа или плохое его усвоение; белков, что приводит к уменьшению образования эритроцитов;
2.Гемолитическая болезнь - распад эритроцитов в первые часы после рождения.
3.Гемофелия – несвёртываемость крови, наследственное заболевание, носителем является женщина, болеют мужчины.
4.Лейкоцитоз – увеличение в крови лейкоцитов, наблюдается при гнойных воспалительных процессах.
5.Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов, связано с угнетением функций костного мозга.
6.Лейкоз (белокровие или рак крови) – нарушаются функции кроветворных органов (костный мозг).
Вопрос 16.
Порок сердца – стойкое патологическое изменение в сердце, нарушающее его деятельность.
- Открытый артериальный проток – не закрыт Ботталов проток после 3 мес. жизни.
- Дефект межпредсердной перегородки .
- Изолированный стеноз легочной артерии – сужение легочной артерии.
2. Приобретенные заболевания:
- Эндокардит – воспаление внутренней оболочки сердца.
- Миокардит – воспаление сердечной мышцы.
- Перикардит – воспаление околосердечной сумки.
Вопрос 14 Причины, основные симптомы, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и бронхолёгочных заболеваний.
Заболевание органов дыхания занимает одно из ведущих мест, что связано с неокончательным развитием органов дыхания и слабым иммунитетом.
Заболевания органов дыхания делят на 2 группы:
1.Болезни верхних дыхательных путей:
- Ренит (насморк)- воспаление слизистой оболочки носа.
-Ларингит-воспаление слизистой оболочки гортани.
-Тонзиллит- воспаление нёбных миндалин, может перейти в ангину.
-Ангина- острое инфекционное заболевание, при котором отмечается воспаление лимфоидных тканей, преимущественным поражениям нёбных миндалин.
2. Болезни нижележащих отделов органов дыхания:
-Бронхит- воспаление бронхов, вызванные вирусом, бактериями и т.д.
-Пневмания (воспаление лёгких)- острое воспалительное заболевание лёгких, инфекционного происхождения с обязательным поражением альвеол.
Профилактика заболеваний:
Необходима стимуляция неспецифических защитных св-в организма. Помещения должно освещаться солнцем, проветриваться, проводить влажную уборку. Выполнение режима дня, полноценное питание, достаточный сон. Своевременное удаление аденоидных разростаний. Прививки против гриппа, в период эпидемии не посещать массовые мероприятия.
Вопрос 18.
- Пищевая токсикоинфекция – поражение кишечника продуктами распада микроорганизмов (стафилококк), содержащихся в неправильно- хранящихся продуктах.
- Болезнетворные микроорганизмы: дизентерия (дизентерийная палочка поражает слизистую оболочку толстого кишечника); холера (холерный вибрион поражает тонкий кишечник); сальмонеллез (бактерия сальмонелла поражает желудок и кишечник)
2. Неинфекционные:
- Гельминтоз – заражение аскаридами, острицами, власогловой), т.е. глисты.
Профилактика:
Правильное хранение продуктов, личная гигиена, правильная обработка продуктов, приготовление пищи, укрепление иммунитета.
Вопрос 19.
В основе нарушения обмена веществ у детей лежат нарушения функций желез внутренней секреции.
Эти нарушения делятся на 3 группы:
Нарушение питания.
Большую роль для организма играют витамины:
1. Авитаминоз – отсутствие какого – либо витамина ( вит. С – цинга)
2. Гиповитаминоз – недостаточное поступление витаминов (вит.С- снижается иммунитет и работоспособность)
3. Гипервитаминоз – чрезмерное поступление витаминов (вит С- аллергическая реакция).
Вопрос 20
Причины заболеваний:
1.Экзогенные
- физические и химические воздействия
- инфекционные агенты (грибки, бактерии)
- Поражение насекомых
2. эндогенные:
- наследственность
- Хронические заболевания
- Гиповитаминоз, гипервитаминоз
- нарушение обмена веществ
К наиболее распространенным заболеваниям относят:
- потница
- опрелость – в области гениталий в складках (покраснение, появление трещин)
- гнойничковые – попадание микробов и развитие гнойничков, могут протекать в различных формах (импетиго, фурункулы, карбункулы)
- грибковые – возникают в результате попадания в кожу микроорганизмов – грибков.
- чесотка – болезнь вызываемая чесоточным клещом, самка откладывает до 50 яиц, которые созревают в течении 3-4 дней.
Профилактика:
Личная гигиена, повышение иммунитета, индивидуальные средства гигиены, при заразных заболеваний изоляция больного, санобработка.
Вопрос 21
Аллергическая реакция- измененная реакция, сопровождающая повышенной чувствительностью организма в ответ на действия аллергена.
Аллерген- фактор вызываемый аллергию.
Различают две группы аллергических реакций.
1.реакции немедленного типа – возникают сразу или в течении 15-20 мин.
К ним относят анафилактический шок, крапивницу, отёк квинке.
2.реакция замедленного типа –развивается постепенно в течении нескольких часов или суток.
К ним относят: контактные дерматиты (например работников химческой промышленности).
Роль воспитателя в профилактике.
1.Взаимодействие с мед. Персоналом.
2.Учёт инд. Особенностей детей.
3.Наблюдение на прогулках, за взаимодействием детей с объектами природы.
4.Контроль за проветриванием и влажной уборкой.
5.Замена пухо-перьевых изделий на гипоаллергенные.
Вопрос 22
К острым аллергическим реакциям относят аллергены немедленного действия.
К ним относят анафилактический шок, крапивницу, отёк квинке.
Доврачебная помощь- устранить воздействия аллергена, проветрить помещения, обработать рану антисептиком, приложить холод. Положить горизонтально, повернуть голову набок, выдвинуть нижнюю челюсть, следить за пульсом и давлением. Вызвать скорую, после приезда которой дать информацию о точном времени начала реакции и оказанной помощи.
Вопрос №31.
К пищевым отравлениям относятся заболевания различной природы, возникающие при употреблении пищи, содержащий болезнетворные микроорганизмы или их токсины либо другие ядовитые для орг. Вещества немикробной природы.
Профилактика пищевых отравлениях.
Внимательный отбор продуктов и соблюдение правилах приготовление, в том числе тщательную термическую обработку. обучение ребенка правилам личной гигиены. правильное хранение пищи. Накрывать пищу при наличии насекомых. Тщательно мыть овощи руки.
Вопрос 13 Плоскостопие. Виды плоскостопия; симптомы, профилактика.
Стопа состоит из 3 отделов.1.предплюсном2.плюсном3.фоланги.
Стопа выполняет опорную, двигательную и ресурсную функцию. Рессорная функция связана с наличием сводов в стопе.*продольный свод имеет две части медиальную и латеральную.*поперечный свод.
Вопрос 2 Основные факторы риска, приводящие к ухудшению состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Внешние факторы на состояние здоровья.1. генетические 15%20% Укреплять здоровье- здоровая наследственность. Ухудшение здоровья- наследственные заболевание и нарушения.
2. состояние окружающие среды 20%-25% укрепление здор.- хорошие бытовые и производственные условия. Ухудшение здоровья- вредные условия быта и здоровья.
3. медицинское обеспечение 10%15% укрепление здоровья- высокий уровень профилактических мероприятий. Ухудшение здр.- отсутствие постоянного мед контроля за динамикой здор.
4.условия и образ жизни 50%55% укрепление здоровья – рациональная организация жизнедеятельности. Ухудшение здоровья- отсутствие рационального режима жизнедеятельности.
Вопрос 4 Понятие «Здровьесберегающая среда». Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа.
Здоровьесберегающая среда. –гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда прививание и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. К ним относится. *Оптимально двигательный режим*рациональное питание*закаливание*стоматологическая профилактика*Вакцинация*нормализация психологического климата.
Закаливание- Система гигиенических мероприятий направленных на повышение устойчивости орг. К неблагоприятным различным погодным условиям.
Принципы закаливания: Систематичность, постепенное и последовательное увеличение процедур, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм процедур, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль.
Закаливание воздухом. Наиболее лёгкая, доступная и безопасная закаливающая процедура.
Закаливание водой. Более интенсивная процедура. виды: обтирание, умывание, обливание, душ, ножные ванны, купание в открытом водоеме, купание в ледяной воде и растирание снегом. к местным процедурам относится: полоскание горла, обмывание стоп.
Закаливание солнцем. Сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять.
Влияние солнечных лучей на орг. : повышенный тонус нервной системы. Улучшается барьерная функция кожи. Улучшается обмен веществ и состав кожи. В кожи образуется витамин Д.
Лечебно-профилактическая работа: осуществляется медицинскими работниками. Мероприятия: комплексная оценка состояния здоровья детей, обследования физического развития, закаливание процедуры, лечебные мероприятия, мед. Контроль в процессе занятий ФУ.
Физкультурно-оздоровительная работа: воспитатель со спец-том по ФК планирует, организует и проводит мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, упр-я между занятиями и на прогулке, бодрящая гимн-ка, самостоятельная активность детей.
Вопрос 15 Неспецифическая и специфическая профилактика заболеваний органов дыхания у детей в дошкольных учреждениях. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей.
В профилактике заболеваний различают 2 группы:
1.Неспецифическая профилактика - направлена на укрепление иммунитета.
2.Специфическая профилактика – направлена на предупреждение заболеваний органов дыхания.
К неспецифической профилактике относят: рациональное питание, витаминизация (витамин С), систематическое закаливание (солнце, воздух, вода), занятия физкультурой.
К специфической профилактике относят: вакцинация, проветривание помещения, закаливание горла.
Вопрос 7 Гигиенические требования к одежде и обуви детей.
Одежда предохраняет орг. от неблагоприятных климатических воздействий, механических повреждений, способствует созданию необходимого климата, между кожным покровом и одеждой.
Свойство одежды. Теплозащитная- зависит от теплопроводимости и слоев одежды и ткани.- воздухонипраницаемость –обеспечивает необходимое движение и обмен воздуха под одеждой.- гигроскопичность - свойство тканей адсорбировать на своей поверхности поры из окр. воздуха, поглощать пот и влагу. Водоемкость – способность ткани при намокании задерж. воду. эластичность.
Гигиена обуви. Обувь защищает стопу от охлаждения и влаги, механических повреждений и загрязнений. Её форма и размеры должны обеспечивать правильное положение стопы.
Детская обувь должна иметь надёжные и удобные застёжки, не препятствующие движению. Она должна быть лёгкой, удобной, иметь эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы, широкий носок и каблучок 5-10 мм. Высота каблука 1/6, 1/7 длины стопы, это обеспечивает правильное формирование сводов стопы. Ширина детской обуви должна составлять 40% длины стопы. Пространство между пальцами ног и передней стенкой 0,5-1 см.
Большое значение имеют носки. Они должны пропускать воздух, впитывать пот, быть чистыми, эластичными и мягкими.
Спортивная обувь должна иметь специальное приспособление, предохраняющий стопу от повреждений при занятиях определёнными видами спорта.
Вопрос 17 Заболевания крови у детей раннего и дошкольного возраста – причины, признаки и профилактика.
1.Анемия – снижение уровня гемоглобина в крови.
Причины: недостаточное содержание железа или плохое его усвоение; белков, что приводит к уменьшению образования эритроцитов;
2.Гемолитическая болезнь - распад эритроцитов в первые часы после рождения.
3.Гемофелия – несвёртываемость крови, наследственное заболевание, носителем является женщина, болеют мужчины.
4.Лейкоцитоз – увеличение в крови лейкоцитов, наблюдается при гнойных воспалительных процессах.
5.Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов, связано с угнетением функций костного мозга.
6.Лейкоз (белокровие или рак крови) – нарушаются функции кроветворных органов (костный мозг).
Вопрос 16.
Порок сердца – стойкое патологическое изменение в сердце, нарушающее его деятельность.
-
Врожденные пороки:
- Открытый артериальный проток – не закрыт Ботталов проток после 3 мес. жизни.
- Дефект межпредсердной перегородки .
- Изолированный стеноз легочной артерии – сужение легочной артерии.
2. Приобретенные заболевания:
- Эндокардит – воспаление внутренней оболочки сердца.
- Миокардит – воспаление сердечной мышцы.
- Перикардит – воспаление околосердечной сумки.
Вопрос 14 Причины, основные симптомы, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и бронхолёгочных заболеваний.
Заболевание органов дыхания занимает одно из ведущих мест, что связано с неокончательным развитием органов дыхания и слабым иммунитетом.
Заболевания органов дыхания делят на 2 группы:
1.Болезни верхних дыхательных путей:
- Ренит (насморк)- воспаление слизистой оболочки носа.
-Ларингит-воспаление слизистой оболочки гортани.
-Тонзиллит- воспаление нёбных миндалин, может перейти в ангину.
-Ангина- острое инфекционное заболевание, при котором отмечается воспаление лимфоидных тканей, преимущественным поражениям нёбных миндалин.
2. Болезни нижележащих отделов органов дыхания:
-Бронхит- воспаление бронхов, вызванные вирусом, бактериями и т.д.
-Пневмания (воспаление лёгких)- острое воспалительное заболевание лёгких, инфекционного происхождения с обязательным поражением альвеол.
Профилактика заболеваний:
Необходима стимуляция неспецифических защитных св-в организма. Помещения должно освещаться солнцем, проветриваться, проводить влажную уборку. Выполнение режима дня, полноценное питание, достаточный сон. Своевременное удаление аденоидных разростаний. Прививки против гриппа, в период эпидемии не посещать массовые мероприятия.
Вопрос 18.
-
Инфекционные:
- Пищевая токсикоинфекция – поражение кишечника продуктами распада микроорганизмов (стафилококк), содержащихся в неправильно- хранящихся продуктах.
- Болезнетворные микроорганизмы: дизентерия (дизентерийная палочка поражает слизистую оболочку толстого кишечника); холера (холерный вибрион поражает тонкий кишечник); сальмонеллез (бактерия сальмонелла поражает желудок и кишечник)
2. Неинфекционные:
- Гельминтоз – заражение аскаридами, острицами, власогловой), т.е. глисты.
Профилактика:
Правильное хранение продуктов, личная гигиена, правильная обработка продуктов, приготовление пищи, укрепление иммунитета.
Вопрос 19.
В основе нарушения обмена веществ у детей лежат нарушения функций желез внутренней секреции.
Эти нарушения делятся на 3 группы:
-
Анафункция – отсутствие какого-либо гормона, что приводит к тяжелым заболеваниям (критинизм- отсутствие тироксина, гормона щитовидной железы) -
Гипофункция – недостаточное образование какого–либо гормона ( инсулин- гормон поджелудочной железы, при недостатке сахарный диабет) -
Гиперфункция – избыточное образование гормонов ( соматотропный гормон гипофиза, гормон роста, при его избытке до полового созревания гигантизм)
Нарушение питания.
-
Дистрофия – патологический процесс, возникающий при нарушении обмена веществ, идущий с повреждением клеток. -
Гипотрофия – хроническое расстройство питания, характеризующееся отставании в массе тела по отношению к росту.
Большую роль для организма играют витамины:
1. Авитаминоз – отсутствие какого – либо витамина ( вит. С – цинга)
2. Гиповитаминоз – недостаточное поступление витаминов (вит.С- снижается иммунитет и работоспособность)
3. Гипервитаминоз – чрезмерное поступление витаминов (вит С- аллергическая реакция).
Вопрос 20
Причины заболеваний:
1.Экзогенные
- физические и химические воздействия
- инфекционные агенты (грибки, бактерии)
- Поражение насекомых
2. эндогенные:
- наследственность
- Хронические заболевания
- Гиповитаминоз, гипервитаминоз
- нарушение обмена веществ
К наиболее распространенным заболеваниям относят:
- потница
- опрелость – в области гениталий в складках (покраснение, появление трещин)
- гнойничковые – попадание микробов и развитие гнойничков, могут протекать в различных формах (импетиго, фурункулы, карбункулы)
- грибковые – возникают в результате попадания в кожу микроорганизмов – грибков.
- чесотка – болезнь вызываемая чесоточным клещом, самка откладывает до 50 яиц, которые созревают в течении 3-4 дней.
Профилактика:
Личная гигиена, повышение иммунитета, индивидуальные средства гигиены, при заразных заболеваний изоляция больного, санобработка.
Вопрос 21
Аллергическая реакция- измененная реакция, сопровождающая повышенной чувствительностью организма в ответ на действия аллергена.
Аллерген- фактор вызываемый аллергию.
Различают две группы аллергических реакций.
1.реакции немедленного типа – возникают сразу или в течении 15-20 мин.
К ним относят анафилактический шок, крапивницу, отёк квинке.
2.реакция замедленного типа –развивается постепенно в течении нескольких часов или суток.
К ним относят: контактные дерматиты (например работников химческой промышленности).
Роль воспитателя в профилактике.
1.Взаимодействие с мед. Персоналом.
2.Учёт инд. Особенностей детей.
3.Наблюдение на прогулках, за взаимодействием детей с объектами природы.
4.Контроль за проветриванием и влажной уборкой.
5.Замена пухо-перьевых изделий на гипоаллергенные.
Вопрос 22
К острым аллергическим реакциям относят аллергены немедленного действия.
К ним относят анафилактический шок, крапивницу, отёк квинке.
Доврачебная помощь- устранить воздействия аллергена, проветрить помещения, обработать рану антисептиком, приложить холод. Положить горизонтально, повернуть голову набок, выдвинуть нижнюю челюсть, следить за пульсом и давлением. Вызвать скорую, после приезда которой дать информацию о точном времени начала реакции и оказанной помощи.
Вопрос №31.
К пищевым отравлениям относятся заболевания различной природы, возникающие при употреблении пищи, содержащий болезнетворные микроорганизмы или их токсины либо другие ядовитые для орг. Вещества немикробной природы.
Профилактика пищевых отравлениях.
Внимательный отбор продуктов и соблюдение правилах приготовление, в том числе тщательную термическую обработку. обучение ребенка правилам личной гигиены. правильное хранение пищи. Накрывать пищу при наличии насекомых. Тщательно мыть овощи руки.
Вопрос 13 Плоскостопие. Виды плоскостопия; симптомы, профилактика.
Стопа состоит из 3 отделов.1.предплюсном2.плюсном3.фоланги.
Стопа выполняет опорную, двигательную и ресурсную функцию. Рессорная функция связана с наличием сводов в стопе.*продольный свод имеет две части медиальную и латеральную.*поперечный свод.