Файл: Цель исследования рассмотреть самоменеджмент, как инструмент личностного роста.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Актуальность работы заключается в эффективности использования самоменеджмента для достижения целей (личных и целей организации), поскольку это становится возможным для индивида сделать самостоятельно, без внешней помощи. Таким образом, важно изучить особенности и возможности самоменеджмента с целью популяризации его применения сначала в собственной жизни. Современный контекст управления (глобализация, устойчивое развитие, цифровая трансформация, управление разнообразием и др.) требует от менеджеров не только умения грамотно выполнять свои обязанности, ориентироваться в сложившейся ситуации, но и постоянного саморазвития и умения управлять собой. Свойственные работе менеджера в современных условиях риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров все большей самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных управленческих решений. Самоменеджмент, отделившись от классической концепции менеджмента, как нововведенное понятие стало активно фигурировать в смежных областях, таких, как, к примеру, управленческая. Умение совладать с собой ценится при приёме на работу практически во всех организациях.
Цель исследования – рассмотреть самоменеджмент, как инструмент личностного роста.
Задачи исследования:
-
рассмотреть понятие системы самоменеджмента; -
изучить основные функции, методы и преимущества самоменеджмента; -
определить практические навыки в области самоменеджмента; -
изучить порядок проведения эксперимента.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Самоменеджмент как ответвление менеджмента
1.1 Понятие системы самоменеджмента
Самым ценным ресурсом для современного человека являются далеко не деньги или связи в обществе. Гораздо большее значение имеет время. Если его грамотно использовать и распределять для решения жизненно важных задач, ваши шансы на успех и продвижение вверх по карьерной лестнице возрастут в значительной степени. Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование различных методик, инструментов и техник для оптимального и осмысленного расходования времени. Является инструментом самосовершенствования, самоуправления и развития личности. Рациональное самоуправление связано с природой человека, с организацией (идей, вещей, людей или отношений), а также с социальным управлением. Главную цель самоменеджмента можно сформулировать как максимальную концентрацию всех, имеющихся в распоряжении ресурсов, для ускорения различных процедур и действий
1.
Самоменеджмент необходим каждому человеку, желающему рационально и эффективно использовать своё время. Пригодится тем, кто нуждается в улучшении результативности. Самоменеджмент как инструмент самоорганизации и развития личности важен не только для руководителей компаний, управляющих людьми. Со взгляда советского актёра, самоменеджмент заключается в саморазвитии творческой личности. То есть Владимир Алексеевич рассматривает человека как объект, способный непрерывно заниматься самопознанием, самоанализом и саморазвитием.
Концепция А.Т.Хроленко. По мнению советского и российского филолога в основе вышеуказанного явления лежит идея культуры деловой жизни. Служебный рост, для которого изначально и выделялся самоменеджмент, зависит от культуры взаимоотношений между людьми, уровня искусства деловой беседы, организации деловых совещаний. Концепция Бербеля и Хайнца Швальбе. Последняя концепция двух соавторов книги «Личность, карьера, успех» заключается в понятии самоменеджмента как самосовершенствования своих деловых качеств.
1.2 Основные функции, методы и преимущества самоменеджмента.
Главная цель самоменеджмента – использование возможностей по максимуму. Инструменты самоменеджмента позволяют управлять собственной жизнью, преодолевать трудности и выстраивать внешние связи.
Ключевая категория самоменеджмента – время. Это невосполнимый ресурс, которым все люди обладают в равной степени. Только от нас самих зависит, как мы будем его использовать. Благодаря самоменеджменту можно научиться беречь и грамотно распределять драгоценные часы1.
К функциям самоменеджмента относят: постановку целей; планирование; принятие решений; реализацию планов, организацию процесса; контроль выполнения и промежуточных результатов; анализ итогов. Задачи самоменеджмента: оптимизация рабочих процессов; повышение отдачи от приложенных усилий; устранение спешки, опозданий, тревоги, стресса; получение морального удовлетворения от выполнения работы; профессиональный рост; высвобождение времени для семьи, отдыха, хобби; достижение главных жизненных целей.
Для эффективного самоменеджмента нужен предельно объективный самоанализ. Мы должны определить свои сильные и слабые стороны, разобраться в целях и мечтах, оценить имеющиеся в наличии ресурсы. Только после этого можно выбрать подходящие методики и техники коррекции образа жизни.
2. Практическое применение самоменеджмента: сам себе менеджер
2.1 Практические навыки в области самоменеджмента
Как было указано ранее с целью овладения практическими навыками в области самоменеджмента, а также с целью приобретения компетенций, необходимых для применения методов персонального менеджмента (самоменеджмента) в процессе организации личной жизни был проведен мини-эксперимент. В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: разработанные самостоятельно правила организации дня (распорядка дня) на основе современных концепций самоменеджмента позволят более продуктивно/эффективно использовать свое личное время.
Сначала определим цели применения самоменеджмента в практике своей деятельности:
1) провести мини-эксперимент, изучающий методологию самоменеджмента;
2) выделить качества, необходимые для успешного самоуправления;
3) проанализировать на своём примере и на примере окружающих эффективность такого явления как самоменеджмент;
4) выявить качества, необходимые для успешного самоуправления;
5) сделать выводы. Методика проведения: мини-эксперимент осуществлялся в соответствии с концепциями Л. Зайверта, М.Вудкока и Д.Френсиса, то есть предполагал сочетание в себе тайм-менеджмента с определенными ограничениями привычных ранее действий1.
В качестве практической части был выбран мини-эксперимент, участниками которого стали автор статьи и его мама. Суть экспериментальной работы заключалась в том, что в течение пяти дней каждая из участниц должна была жить по строго составленному плану-распорядку дня, придерживаясь определённых правил, основанному на главнейших принципах самоменеджмента. В течении выбранных временных рамок необходимо было наблюдать за своим состоянием и результатами.
2.2 Порядок проведения эксперимента
1. Составление удобного для каждого участника общего распорядка дня.
2. Непосредственное осуществление плана.
3. Запись наблюдений.
4. Анализ результатов.
Также были разработаны некоторые правила: просыпаться в одно и то же время каждый день, не брать в руки телефон (смартфон) до выполнения утренних рутин и завтрака, готовить все вещи: учебники, документы, одежду и пр. с вечера. Приёмы пищи должны осуществляться в одно и то же время и продумываться вечером предыдущего дня. Необходимо ходить пешком: проходить в день более десяти тысяч шагов, если в течение дня столько не набралось, то добирать их в своё свободное время вечером. Чередовать интенсивную работу с отдыхом, использовать ранее созданные психологами практики для этого
1.
Подводить итоги для и благодарить себя за проделанную работу. Наблюдения каждой из участниц.
Милена: «Первый день был прожит довольно успешно, потому как действовала мотивация к выполнению задания. Так как это новый опыт, моя физическая и эмоциональная составляющая отнеслись к этому с интересом. Сложности начались со второго по пятый день, потому как началось отторжение и неприятие новосозданных правил. Сложнее всего оказалось отказаться от бесполезного использования телефона. Сформировавшаяся привычка начинать свой день с просмотра ленты социальных сетей и окончание им же, дала о себе знать. Так же сложно было заставить себя работать не отвлекаясь. Я использовала правило «полчаса активной работы – пять минут перерыва». Так как ранее я могла активно заниматься деятельностью полчаса на полчаса, так «руки чесались» посмотреть кто что нового написал или выложил. В остальном было больше интересно, чем сложно. А под конец эксперимента даже удобно. Не приходилось размышлять над тем, что буду делать/есть/надевать завтра. Этот факт значительно экономит время в сутках. Как не особо организованному человеку, вносить такие значимые коррективы в свою жизнь было не просто, но интересно».
Елена (мама): «Потому как жизненный опыт и умение решать серьезные проблемы, подстраиваться под ситуацию у меня значительно больше, то и эксперимент проходил легче. Как и у большинства взрослых людей, я столкнулась с недостаточной активностью и зацикленностью на рабочих моментах, неумением отдыхать и расслабляться. Я привыкла, что до машины на лифте, с машины до рабочего стола и наоборот, сейчас же мне важно было пробовать вводить привычку больше двигаться, что было не просто. В те моменты, когда в распорядке дня был установлен отдых, меня так и тянуло взять ноутбук и продолжить работу, или же сделать что-то по дому. Но странно то, что идти гулять не хотелось, важен был тот факт, что моя активность должна приносить в первую очередь пользу, а потом уже удовольствие. За этот небольшой период я, конечно, испытывала частенько дискомфорт, однако это помогло мне понять, на какие аспекты жизнь мне необходимо обратить внимание, о чем подробнее я напишу в выводе»1.
Милена: «Даже за такой небольшой срок я выяснила для себя достаточно много инсайтов. На реальном примере мне удалось посмотреть на свою жизнь со стороны и проанализировать моменты, которые я бы хотела изменить. Не думаю, что жизнь по графику это прям подходящая для меня схема, однако некоторые привычки я буду использовать и далее, потому как я стала высыпаться, лучше себя чувствовать в целом, к концу дня у меня стало оставаться большое количество свободного времени, чего раньше не случалось. Я буквально засыпала за делами, потому как понимала, как организовывать рабочий день только в теории и тратила очень много времени в пустую, делала всё в последнюю секунду и по минимуму. Сейчас же, я вижу, как это работает на практике. Из удобного для себя я выделила привычки: просыпаться в одно и то же время, готовить план на день, как еду, так и вещи с вечера, выделять время для самоанализа и благодарить себя за результаты. Когда у тебя есть адекватный план на день,
основанный на своих силах, и ты его выполняешь, то это очень успокаивает нервную систему, потому как без четкого видения своей работы всегда кажется, что ты мог сделать больше. Вывод: самоменеджмент действительно работает. Эффективность моей работы значительно выросла, а уровень стресса и переживаний понизился».
Елена: «Потому как я впервые в жизни в целом узнала о таком понятии как самоменеджмент, я, естественно, извлекла для себя много нового и полезного. Несмотря на то, что к новомодным течениям отношусь скептически, это стало полезным опытом. Во-первых, улучшилось физическое состояние. Я перестала ложиться поздно, забывать поесть и стала больше двигаться. Благодаря этому, мне стало проще работать, правда. Во-вторых, стало больше времени на себя любимую. Когда я запретила себе перерабатывать у меня появились силы красиво одеваться, краситься, готовить что-то приятное глазу, а не перекусывать на ходу. В-третьих, производительность и качество моего труда объективно выросли. Я наконец-то вошла в режим и думаю, что даже хочу продолжить подобный формат жизни/работы, мне удобно ориентироваться в своём дне, когда в наличии четкий план».
Заключение
Таким образом, исходя из проделанного/проведенного эксперимента можно сформулировать ряд авторских выводов. Во-первых, теоретическая часть нашла своё отражение в практике. Исходя из выбранной концепции в течение проведения эксперимента, были пройдены все основные положения самоменеджмента, как дисциплины. Функции данного явления, такие как самоанализ, распределение времени, достижение целей были практически опробованы участниками эксперимента.
Так, особенности самоменеджмента были изучены не только со стороны теории, но и со стороны практики. Во-вторых, выявлены новые положения. Проводя анализ результатов эксперимента, стало ясно, что самоменеджмент – индивидуальный процесс, который каждая личность должна выстраивать самостоятельно. Несмотря на одинаковые действия, каждая из участниц испытала трудность в разных сферах деятельности.
Таким образом, каждый человек, занимающийся самоуправлением имеет возможность развивать навыки, которые требуются именно ему. В частности, самоменеджмент способствует устранению одной из причин неэффективного использования времени – многозадачности, которая препятствует качественному выполнению дел и негативно сказывается на работе мозга. Ученые даже называют конкретную цифру 40% — на столько, по их мнению, многозадачность способна снизить производительность/продуктивность.