Файл: Понятия Здоровье иЗдоровый образ жизни иих составляющие. Факторы, определяющие здоровье.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос №1 Понятия «Здоровье» и «Здоровый образ жизни» и их составляющие. Факторы, определяющие здоровье.
Здоровье- это состание орг., при котором он биологически помещен, трудоспособен; функции всех его органов уравновешены с внешней средой, и отсутствуют болезненные явление.
Основной признак здоровья, это приспособляемость орг. К воздействию внешней среды.
Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма под влияния какого либо поврежденного фактора, характеризующимся ограничением приспособления к внешней среде и снижение трудоспособности.
Болезнь включает в себя:
- патологическую реакции- кратковременная необычная реакция, на какой либо раздражитель, обычно не сопровождающая длительным нарушением трудоспособности.
- патологический процесс- болезненное изменение функции и структуры. включает в себя различные сочетания элементарных патологических реакций и представляет собой определенную картину болезни.
-патологическое состояние- много времени развивающийся патологический процесс или его последствия. К нему относится различные врожденные уродства, и нарушение систем без возможности восстановления.
Любая болезнь состоит из 4 периодов.
1.скрытый. Он длиться от нескольких секунд, до многих лет.
2.продромальный- период предвестников болезни.
3.период полного развития- характеризуется развитие типичной картины болезни.
4. период завершения болезни.(исход)
Этиология- учение о причинах и условиях возникновения болезни.
Внешние причины болезни:
-действие физических факторов.
-действие химических факторов.
- биологические факторы.
-Социальные факторы.
-Психогенные причины
Здоровый образ жизни- образ жизни человека направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Факторы влияющие на состояние здоровья.
Генетические, природно-климатические , эндемические, эпидемические, производственные, социальные, экологические.
Вопрос 2 Основные факторы риска, приводящие к ухудшению состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Внешние факторы на состояние здоровья.1. генетические 15%20% Укреплять здоровье- здоровая наследственность. Ухудшение здоровья- наследственные заболевание и нарушения.
2. состояние окружающие среды 20%-25% укрепление здор
.- хорошие бытовые и производственные условия. Ухудшение здоровья- вредные условия быта и здоровья.
3. медицинское обеспечение 10%15% укрепление здоровья- высокий уровень профилактических мероприятий. Ухудшение здр.- отсутствие постоянного мед контроля за динамикой здор.
4.условия и образ жизни 50%55% укрепление здоровья – рациональная организация жизнедеятельности. Ухудшение здоровья- отсутствие рационального режима жизнедеятельности.
Вопрос 3 Профилактика нарушений состояния здоровья у детей раннего и дошкольного возраста. Критерии и группы здоровья детей.
Профилактика-предупреждение, предохранение.
Выделяют первичную (предупреждение возникших заболеваний) и вторичную (предупреждение прогрессирования, имеющихся заболеваний) профилактику.
Меры профилактики: медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические.
Педиатрия (наука о здоровом и больном ребёнке), уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей. Дошкольная гигиена разрабатывается мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоничное развитие и правильное воспитание в ДОУ.
Критерии:
1.Наличие или отсутствие хронических заболеваний – определяют при осмотре врачи специалисты.
2.Уровень функционального состояния основных систем организма – используют различные функциональные пробы.
3.Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям – определяет количество пропущенных дней в результате заболеваний.
4.Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности – инструктор физической культуры, психолог.
Комплексная оценка подразумевает описание ребёнка к одной из групп здоровья.:
Группы здоровья:
1.первая группа (основная) это здоровый и норм. Развитые дети.
2. подготовительная – здоровые но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, снижена сопротивляемость к к острым и хроническим заболеванием.
3. специально –медицинская-* дети больные хроническим заболеванием в состоянии комплексации , сохраненными функциональными возможностями.
*дети больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со снижением функциональных возможностей.
*дети, больные хроническими заболеваниями в состояние декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями.
Вопрос 4 Понятие «Здровьесберегающая среда». Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа.
Здоровьесберегающая среда. –гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально комфортная среда прививание и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. К ним относится. *Оптимально двигательный режим*рациональное питание*закаливание*стоматологическая профилактика*Вакцинация*нормализация психологического климата.
Закаливание- Система гигиенических мероприятий направленных на повышение устойчивости орг. К неблагоприятным различным погодным условиям.
Принципы закаливания: Систематичность, постепенное и последовательное увеличение процедур, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм процедур, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль.
Закаливание воздухом. Наиболее лёгкая, доступная и безопасная закаливающая процедура.
Закаливание водой. Более интенсивная процедура. виды: обтирание, умывание, обливание, душ, ножные ванны, купание в открытом водоеме, купание в ледяной воде и растирание снегом. к местным процедурам относится: полоскание горла, обмывание стоп.
Закаливание солнцем. Сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять.
Влияние солнечных лучей на орг. : повышенный тонус нервной системы. Улучшается барьерная функция кожи. Улучшается обмен веществ и состав кожи. В кожи образуется витамин Д.
Лечебно-профилактическая работа: осуществляется медицинскими работниками. Мероприятия: комплексная оценка состояния здоровья детей, обследования физического развития, закаливание процедуры, лечебные мероприятия, мед. Контроль в процессе занятий ФУ.
Физкультурно-оздоровительная работа: воспитатель со спец-том по ФК планирует, организует и проводит мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, упр-я между занятиями и на прогулке, бодрящая гимн-ка, самостоятельная активность детей.
Вопрос 6 Закаливание: физиологические основы закаливания, факторы закаливания, принципы, средства и методы закаливания. Система закаливающих мероприятий.
Закаливание-это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма, к различным неблагоприятным условиям. Физиологическая сущность закаливания заключается в повторном воздействие на организм охлождения, высокойтемпературы или поочередных температурных воздействий ,а также действия солнечного света или искусственного ультрафиолета излучение.
Для закаливания необходимо повторяющие и длительное воздействие того или иного физического фактора:воды, воздуха: или солнечного света.
Принцыпы закаливания:
1.систематичность2. постепенное и последовательное увеличение процедур (темпр и время) 3. Учет индивидуальных особенностей. 4. Разнообразие средств и форм процедур(Солнце, воздух, вода).5. активный режим ( зак.+движен)6. Сочетание общих и местных процедур. 7. Самоконтроль (в основном для взрослых)
Закаливание воздухом- наиболее легко доступная и обезопасная процедура. Эффект закаливания тем больше, чем чем большая поверхность кожи подвергается закаливанию воздухом.
Воздушные ванны делятся на 3 вида.
1.тепловые 30-20град.
2.прохладные от 20до14град.
3.холодные от 14и ниже.
Закаливание водой-высокая эффективность водных процедур связана с возникновения активной общей реакцией организма на действие прохладной или холодной воды при коротком времени воздействия.
При действие на тело холод воды организм отвечает реакцией:
1фаза. Сужение сосудов кожи и перераспределение крови к внутренним органам.
2фаза.организм начинает интенсивно вырабатывать тепло, сосуды кожы расширяются.
3фаза.кровенные сосуды остаются расширенными , движение в них крови замедляется и появляется вторичный озноб.эту фазу не следует допускать.
Закаливание солнцем- это сильно действующие средство, которым нельзя принебречь.
Влияние солнечных лучей на организм: повышает тонус,; улучшается барьерная функция кожи; активизируется деятельность желез внутренней секреции; улучшается обмен веществ и состав крови; в коже образуется витамин Д.
Вопрос 7 Гигиенические требования к одежде и обуви детей.
Одежда предохраняет орг. от неблагоприятных климатических воздействий, механических повреждений, способствует созданию необходимого климата, между кожным покровом и одеждой.
Свойство одежды. Теплозащитная- зависит от теплопроводимости и слоев одежды и ткани.- воздухонипраницаемость –обеспечивает необходимое движение и обмен воздуха под одеждой.- гигроскопичность - свойство тканей адсорбировать на своей поверхности поры из окр. воздуха, поглощать пот и влагу. Водоемкость – способность ткани при намокании задерж. воду. эластичность.
Гигиена обуви. Обувь защищает стопу от охлаждения и влаги, механических повреждений и загрязнений. Её форма и размеры должны обеспечивать правильное положение стопы.
Детская обувь должна иметь надёжные и удобные застёжки, не препятствующие движению. Она должна быть лёгкой, удобной, иметь эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы, широкий носок и каблучок 5-10 мм. Высота каблука 1/6, 1/7 длины стопы, это обеспечивает правильное формирование сводов стопы. Ширина детской обуви должна составлять 40% длины стопы. Пространство между пальцами ног и передней стенкой 0,5-1 см.
Большое значение имеют носки. Они должны пропускать воздух, впитывать пот, быть чистыми, эластичными и мягкими.
Спортивная обувь должна иметь специальное приспособление, предохраняющий стопу от повреждений при занятиях определёнными видами спорта.
Вопрос 10 Формы неврозов: истерический, неврастенический, невроз навязчивых состояний. Профилактика неврозов. Роль воспитателя в профилактике детских неврозов.
Неврозы – более или менее длительные «хронические» функциональные нарушения высшей нервной деятельности.
1.Истерический невроз – форма общего невроза, проявляется разнообразными функциональными, двигательными, вегетативными и аффективными расстройствами, характеризующаяся большой внушаемостью, самовнушаемостью больных, стремлением привлечь своё внимание.
Основная причина: психические переживания, приведение к срыву механизма высшей нервной деятельности.
2.Невроз навязчивых состояний – заболевание, характеризующееся полиморфностью психоэмоциональных состояний, навязчивыми мыслями, воспоминаниями, сомнениями, возникающими на фоне сознания, понимания больным чуждых болезненных состояний и стремлением бороться с ними.
Навязчивые состояния касаются интеллектуальной (обсессии) , эмоциональной (фобии), моторной (импульсии) сфер.
Навязчивые состояния могут быть отвлечёнными (бесплодное мудрствование, навязчивый счёт) и образными ( воспоминания, сомнения, опасения, движения).
3.Психопатии – включают заболевания, относимые к малой пограничной психиатрии и рассматриваемая как анамалия характера ( дисгармоничная и патологическая личность).
Согласно Всемирной организации здравоохранения выделяют клинические форы психопатии:
Возникающие на базе сильного типа высшей нервной деятельности (возбудимая, параноидная). Возникающая на базе слабого типа высшей нервной деятельности ( астеническая, психастеническая, истерическая, патологически замкнутая, аффективная и т. д.)
4. Неврастенический невроз – заболевания, проявляющиеся нервной психической слабостью, встречающаяся при различных нервно-психических и соматических заболеваниях.
Кардинальные признаки: раздражительная слабость, выражающаяся в повышенной возбудимости корково-подростковых структур головного мозга и быстро наступающей общей утомляемости, а также в снижении работоспособности, ухудшении памяти и внимания. Всё это приводит к нарушениям интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической и поведенческой деятельности человека.