Файл: Государственные секреты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА


Необходимость уголовно-правовой защиты информации военного содержания вызывается тем, что нарушения установленных  правил поведения в информационном пространстве способны привести к раскрытию  охраняемой законом государственной  и военной тайны, их разглашение  может повлечь угрозу обороноспособности и безопасности государства, нанести  значительный ущерб экономическим  интересам страны.

На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным  законом "О статусе военнослужащих", возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны. В нормах же Уголовного кодекса 1996 г. этой проблеме не уделено должного внимания. В УК РФ вообще отсутствуют нормы об ответственности за разглашение сведений, составляющих военную тайну.

Недостаточная теоретическая разработка вопросов уголовно-правовой защиты государственной  и военной тайны вызывает необходимость  их исследования, выявления соотношений  между сведениями, составляющими  эти тайны, а также их взаимосвязи  с нормами других отраслей права (уголовно-процессуального, административного, военного).

В связи с возможностью прохождения  военной службы в Вооруженных  Силах Российской Федерации иностранных  граждан представляется необходимым  и своевременным в органах  государственной власти и военного управления рассмотреть вопрос о  порядке допуска их к сведениям, составляющим военную тайну.

Статистика роста преступлений, связанных с разглашением государственной  тайны, объективно свидетельствует  о необходимости научного исследования вопросов обеспечения режима сохранности  сведений, имеющих различные грифы  секретности. Недостаточно определенный в настоящее время статус сведений военного характера, относимых ранее к военной тайне, влечет возможность их доступности и использования во вред интересам военной безопасности.

После принятия в 1993 г. Федерального закона "О государственной тайне" часть  военных сведений под грифом "секретно" перешла в категорию государственной  тайны, но огромная масса сведений военного характера, с которых был снят гриф секретности, осталась без какой-либо правовой охраны. Этот факт существенно снизил режим сохранности конфиденциальных военных сведений
, не подлежащих оглашению, и, как следствие этого, в 90-х гг. по стране прокатилась волна шпионских скандалов. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г., в отличие от УК РСФСР 1960 г., не содержит нормы об ответственности за разглашение военной тайны либо утрату документов, содержащих сведения, составляющие военную тайну; такое положение отрицательно сказывается на сохранности документов, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Общественная опасность разглашения  государственной тайны либо утраты военнослужащими документов, содержащих государственную тайну, обусловлена, прежде всего, нарушением установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации режима обеспечения секретности, а также установленного порядка  прохождения военной службы и, как  дополнительный фактор, возможностью использования этих документов в  ущерб обороноспособности и безопасности государства.

Европейский союз назвал принятый в  России законопроект о государственной  тайне зловещим и пообещал внимательно  следить за судьбой поправок.

По мнению Кэтрин Эштон, новый закон расширит пространство для преследования и уменьшит бремя сбора доказательств для предъявления обвинений в измене и шпионаже.

"Абстрактность определения  измены, содержащегося в законе, затрудняет его справедливое  применение. Потенциально это может вылиться в наказание (тюремный срок до 20 лет) за контакты с иностранцами", — сказала она.

Эштон отметила, что принятию этого  закона предшествовал ряд законодательных  и юридических шагов, направленных на запугивание гражданского общества.

Отметим, ранее международная правозащитная  организация Human Rights Watch призвала Путина не подписывать закон. Кроме того, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов попросил Совет Федерации отклонить этот закон. Правозащитники считают, что этот закон противоречит Конституции.

Госдума 23 октября приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в статьи Уголовного кодекса, ужесточающие ответственность за разглашение гостайны и расширяющие трактовку понятия "государственная измена".1

3. СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Служебная информация ограниченного распространения – информация
, не отнесенная к государственной тайне (государственным секретам), предоставленная органу, проводящему расследования, компетентными или уполномоченными органами государств – членов Таможенного союза, отнесенная в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза к служебной информации ограниченного распространения. Государство рьяно следит за сохранением государственной  тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

Так что  государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности  граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  1. Ст. 275 УК РФ "Государственная измена". Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.

  2. Ст. 276 УК РФ "Шпионаж". Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.

  3. Ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны". Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях - от 3 до 7 лет.

  4. Ст. 284 УК РФ "Утрата документов, содержащих государственную тайну". Наказание: лишение свободы до 3 лет.

При этом в качестве дополнительного  наказания применяется лишение  права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, государственная тайна - сведения военного, экономического, политического  и социального характера, имеющие  важное государственное значение и  специально охраняемые законом. В уголовном судопроизводстве государственная тайна влияет на гласность судопроизводства. Уголовное дело, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, рассматривается в закрытом судебном заседании, хотя и в этом случае приговор провозглашается публично (ст.18 УПК).


Нормативно-правовое регулирование  института тайны сопряжено с  рядом проблем, которые законодатель будет обязан решить, в противном  случае практическая реализация механизма  защиты таких сведений не будет достаточно эффективной.

Тем не менее, вопросы защиты коммерческой, служебной и государственной  тайны остаются одним из важнейших  направлений.

Список использованной литературы

 

1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

2. Специфика воинской службы, Я.С. Пузанов, М, 2004

3. Тайна как элемент государственной безопасности (И.А. Слободанюк, "Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.)

4. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть, ред.Б.В. Здравомыслов, М, 2005

5. Уголовное право. Особенная часть, ред. Н.А. Беляев, СП б, 2002

1Интернет газета Гарри Каспарова http://www.kasparov.ru/material.php?id=508A6E70533FC