Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы вопросы для контроля знаний студентов вопросы для государственного междисциплинарного экзамена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
Данный учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса и содержит следующие материалы:

краткий конспект лекций с методическими указаниями к выполнению практических заданий после каждой темы;

методические указания для выполнения курсовой работы;

вопросы для контроля знаний студентов;

вопросы для государственного междисциплинарного экзамена;

список рекомендуемой литературы.

Для освоения лекционного материала прилагаются несколько слайдов, на которые сделаны ссылки по тексту.

Представленный комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности “Управление качеством”, и составлен таким образом, чтобы студенты приобрели базовые знания по курсу “Управление процессами” и получили целостное представление о роли данной дисциплины в экономике и управлении качеством товаров и услуг.

Порядок освоения данного курса предполагает, что студент самостоятельно изучает лекционный материал и выполняет практические задания, которые отправляет преподавателю до начала аудиторных занятий. Спорные вопросы по выполненным заданиям будут обсуждаться на аудиторных занятиях. Экзамен сдаётся после аудиторных занятий в письменной, либо в устной формах в зависимости от результатов выполнения практических занятий. Также студент выполняет курсовую работу и отправляет её преподавателю на проверку в течение сессии.

Целью изучения дисциплины «Управление процессами» является ознакомление с сущностью и основными понятиями процессного подхода при менеджменте качества, изучение способов описания, проектирования и анализа процессов различных организационных структур, изучение методологии управления процессами и инструментов совершенствования процессов. Дисциплина “Управление процессами” способствует формированию у студентов целостного системного подхода к управлению качеством товаров и услуг, применению современных технологий эффективного и результативного управления организацией и ее процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции.


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

1. Сущность процесса и основные понятия процессного подхода
Процессный (процессно-ориентированный) подход является одним из принципов менеджмента качества, перечисленных в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”:

1) Ориентация на потребителей;

2) Лидерство;

3) Взаимодействие работников;

4) Процессный подход;

5) Улучшение;

6) Принятие решений, основанное на свидетельствах;

7) Менеджмент взаимоотношений.

Процессный подход представляет систему менеджмента качества (СМК) как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов для достижения поставленных целей.

В ГОСТе Р ИСО 9000-2015 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь” процесс понимается как совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

Процесс – это устойчивая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенной технологии, для получения запланированного (целевого) результата, представляющего ценность для потребителя.

Бизнес-процесс – это процесс, результаты которого приносят экономические блага (доход, прибыль) исполнителям процесса и удовлетворяют потребности потребителей этих благ. Типичный пример бизнес-процесса – процесс производства какой-либо продукции или оказания какой-либо услуги.

Процессно-ориентированный подход – это систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей.


Рисунок 1 - Упрощенная модель процесса (общий вид)
Входы процессаэто входные объекты (сырьё, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в выходы процесса или расходуются в ходе выполнения процесса. Часто входы одного процесса являются выходами другого.

Выходы процессаэто продукция, информация или услуга, ради которой существует процесс.

Управление – это различные нормативные документы (ГОСТы, СТП, Инструкции, Правила, и т.д.), регламентирующие выполнение процесса и позволяющие получить правильный выход процесса.


Ресурсыресурсы, выделенные в распоряжение владельца процесса для его проведения. Ресурсы могут включать оборудование (производственное, контрольно-измерительное, офисное и др.), персонал, помещения, производственную среду, транспорт, связь, материалы (вспомогательные), финансовые средства, документацию и т. д.





План-график закупок,

СТП «Закупки»,

НД на сырье, комплектующ.




Заявки на

закупку

Соответствующие сырье, комплект.,

Производств. цеха

Производств. цеха

Закупка сырья и комплектующих



Сырье, комплект., документы

Акты закупок


Поставщики, Отдел закупок

Поставщики




Персонал отдела закупок,

Финансовые средства,

Информационная база


Рисунок 2 - Пример упрощённой модели процесса «Закупка сырья и комплектующих»
Владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процесса.

Параметры процессахарактеристики (информация), по которым владелец процесса и высший руководитель могут судить о том, насколько эффективно выполняется процесс и достигается ли запланированный результат. Примеры параметров: результативность, эффективность, скорость, стоимость, удовлетворенность потребителей, количество брака, переделок, количество простоев, ожиданий и др.

Подпроцесс – это часть процесса, т.е. операция, работа в рамках процесса, выполнение которой приводит к получению на выходе процесса продукции или услуги с заданными параметрами. Например, для процесса «Маркетинговые исследования» подпроцессами будут: «Разработка анкет для опроса респондентов», «Проведение опроса респондентов», «Обработка результатов опроса», «Составление отчета по проведенному исследованию» и т.д. Разделение процессов на подпроцессы называется декомпозицией (детализацией) процессов.

Результативность процесса – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.


Результативность = Результат фактический/Результат плановый

Эффективность процесса – это характеристика степени использования выделенных ресурсов, показывает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Эффективность = Результат фактический/Затраты

Адаптивность процесса (гибкость, эластичность) это приспосабливаемость к изменениям внешних (поведение потребителей, конкурентов, поставщиков, законодательство) и внутренних (персонал, оборудование, технология и т.д.) факторов. Адаптивность характеризуется скоростью отклика процесса на изменение требований к выходам процесса.

Задание 1. Разработайте упрощенную модель любых трёх из предложенных ниже процессов, обозначив: входы, выходы, управление, ресурсы, потребителей выходов, поставщиков входов, цель процесса, возможные положительные и отрицательные воздействия на процесс.

Предлагаемые процессы: закупка сырья, подготовка договора, уборка помещения, проведение конференции, повышение квалификации работников, разработка нового изделия, испытание опытного образца, анализ конкурентов.

Задание 2. Исправьте ошибки в упрощённой модели процесса пошива изделия, приведенной ниже






Рисунок 3 - Упрощённая модель процесса пошива изделия

Задание 3. Укажите владельцев и потребителей процессов, приведенных в таблице.
Таблица 1 - Примеры процессов с указанием владельцев и потребителей

№ п/п

Процесс

Владелец

Потребители

внутренний

внешний

1

Разработка политики в области качества











2

Исследование рынка и потребителей











3

Подготовка кадров











4

Разработка продукции











5

Организация сервисного обслуживания










6

Снабжение











7

Внутренний аудит











8

Управление несоответствующей продукцией











9

Производство продукции













Задание 4. Для процесса, в котором Вы принимаете участие, укажите его основные элементы

Владелец процесса:

Регламентирующая документация:

Цель процесса:

Поставщики входов

Входы

Наименование процесса

Выходы

Потребители выходов













Параметры процесса, в т.ч. результативность:

Ресурсы процесса:

Декомпозиция процесса (подпроцессы):

Связь с другими процессами организации:

Записи процесса:

2. Роль организационной структуры предприятия в управлении качеством
его деятельности

Организационная структура – это принятое распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

Существует два основных подхода к созданию организационной структуры управления предприятием:

1) Функционально-ориентированный (Тейлор, 1905 г.), в основу которого положен принцип разделения труда по функциям, выполняемым отдельными работниками или группами людей.

Общий вид функционально-ориентированного подхода к созданию оргструктуры представлен на слайде 1.

Недостатки функционально-ориентированного подхода:

а) отсутствие заинтересованности работников в конечном выходе (результате) предприятия;

б) конфликты между подразделениями из-за отсутствия ориентации на внутреннего потребителя;

в) затруднён обмен информацией между структурными подразделениями;

г) низкая скорость принятия управленческих решений;

д) труд не интересный, вынужденный

е) низкая готовность к изменениям.
2) Процессно-ориентированный подход (Шухарт, вторая половина ХХ в.), который представляет работу предприятия как цепочку взаимосвязанных процессов.

Общий вид этого подхода представлен на слайде 2.