Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы вопросы для контроля знаний студентов вопросы для государственного междисциплинарного экзамена.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
Данный учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса и содержит следующие материалы:
краткий конспект лекций с методическими указаниями к выполнению практических заданий после каждой темы;
методические указания для выполнения курсовой работы;
вопросы для контроля знаний студентов;
вопросы для государственного междисциплинарного экзамена;
список рекомендуемой литературы.
Для освоения лекционного материала прилагаются несколько слайдов, на которые сделаны ссылки по тексту.
Представленный комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности “Управление качеством”, и составлен таким образом, чтобы студенты приобрели базовые знания по курсу “Управление процессами” и получили целостное представление о роли данной дисциплины в экономике и управлении качеством товаров и услуг.
Порядок освоения данного курса предполагает, что студент самостоятельно изучает лекционный материал и выполняет практические задания, которые отправляет преподавателю до начала аудиторных занятий. Спорные вопросы по выполненным заданиям будут обсуждаться на аудиторных занятиях. Экзамен сдаётся после аудиторных занятий в письменной, либо в устной формах в зависимости от результатов выполнения практических занятий. Также студент выполняет курсовую работу и отправляет её преподавателю на проверку в течение сессии.
Целью изучения дисциплины «Управление процессами» является ознакомление с сущностью и основными понятиями процессного подхода при менеджменте качества, изучение способов описания, проектирования и анализа процессов различных организационных структур, изучение методологии управления процессами и инструментов совершенствования процессов. Дисциплина “Управление процессами” способствует формированию у студентов целостного системного подхода к управлению качеством товаров и услуг, применению современных технологий эффективного и результативного управления организацией и ее процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
1. Сущность процесса и основные понятия процессного подхода
Процессный (процессно-ориентированный) подход является одним из принципов менеджмента качества, перечисленных в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь”:
1) Ориентация на потребителей;
2) Лидерство;
3) Взаимодействие работников;
4) Процессный подход;
5) Улучшение;
6) Принятие решений, основанное на свидетельствах;
7) Менеджмент взаимоотношений.
Процессный подход представляет систему менеджмента качества (СМК) как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов для достижения поставленных целей.
В ГОСТе Р ИСО 9000-2015 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь” процесс понимается как совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
Процесс – это устойчивая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенной технологии, для получения запланированного (целевого) результата, представляющего ценность для потребителя.
Бизнес-процесс – это процесс, результаты которого приносят экономические блага (доход, прибыль) исполнителям процесса и удовлетворяют потребности потребителей этих благ. Типичный пример бизнес-процесса – процесс производства какой-либо продукции или оказания какой-либо услуги.
Процессно-ориентированный подход – это систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей.
Рисунок 1 - Упрощенная модель процесса (общий вид)
Входы процесса – это входные объекты (сырьё, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в выходы процесса или расходуются в ходе выполнения процесса. Часто входы одного процесса являются выходами другого.
Выходы процесса – это продукция, информация или услуга, ради которой существует процесс.
Управление – это различные нормативные документы (ГОСТы, СТП, Инструкции, Правила, и т.д.), регламентирующие выполнение процесса и позволяющие получить правильный выход процесса.
Ресурсы – ресурсы, выделенные в распоряжение владельца процесса для его проведения. Ресурсы могут включать оборудование (производственное, контрольно-измерительное, офисное и др.), персонал, помещения, производственную среду, транспорт, связь, материалы (вспомогательные), финансовые средства, документацию и т. д.
План-график закупок,
СТП «Закупки»,
НД на сырье, комплектующ.
Заявки на
закупку
Соответствующие сырье, комплект.,
Производств. цеха
Производств. цеха
Закупка сырья и комплектующих
Сырье, комплект., документы
Акты закупок
Поставщики, Отдел закупок
Поставщики
Персонал отдела закупок,
Финансовые средства,
Информационная база
Рисунок 2 - Пример упрощённой модели процесса «Закупка сырья и комплектующих»
Владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процесса.
Параметры процесса – характеристики (информация), по которым владелец процесса и высший руководитель могут судить о том, насколько эффективно выполняется процесс и достигается ли запланированный результат. Примеры параметров: результативность, эффективность, скорость, стоимость, удовлетворенность потребителей, количество брака, переделок, количество простоев, ожиданий и др.
Подпроцесс – это часть процесса, т.е. операция, работа в рамках процесса, выполнение которой приводит к получению на выходе процесса продукции или услуги с заданными параметрами. Например, для процесса «Маркетинговые исследования» подпроцессами будут: «Разработка анкет для опроса респондентов», «Проведение опроса респондентов», «Обработка результатов опроса», «Составление отчета по проведенному исследованию» и т.д. Разделение процессов на подпроцессы называется декомпозицией (детализацией) процессов.
Результативность процесса – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Результативность = Результат фактический/Результат плановый
Эффективность процесса – это характеристика степени использования выделенных ресурсов, показывает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Эффективность = Результат фактический/Затраты
Адаптивность процесса (гибкость, эластичность) – это приспосабливаемость к изменениям внешних (поведение потребителей, конкурентов, поставщиков, законодательство) и внутренних (персонал, оборудование, технология и т.д.) факторов. Адаптивность характеризуется скоростью отклика процесса на изменение требований к выходам процесса.
Задание 1. Разработайте упрощенную модель любых трёх из предложенных ниже процессов, обозначив: входы, выходы, управление, ресурсы, потребителей выходов, поставщиков входов, цель процесса, возможные положительные и отрицательные воздействия на процесс.
Предлагаемые процессы: закупка сырья, подготовка договора, уборка помещения, проведение конференции, повышение квалификации работников, разработка нового изделия, испытание опытного образца, анализ конкурентов.
Задание 2. Исправьте ошибки в упрощённой модели процесса пошива изделия, приведенной ниже
Рисунок 3 - Упрощённая модель процесса пошива изделия
Задание 3. Укажите владельцев и потребителей процессов, приведенных в таблице.
Таблица 1 - Примеры процессов с указанием владельцев и потребителей
№ п/п | Процесс | Владелец | Потребители | |
внутренний | внешний | |||
1 | Разработка политики в области качества | | | |
2 | Исследование рынка и потребителей | | | |
3 | Подготовка кадров | | | |
4 | Разработка продукции | | | |
5 | Организация сервисного обслуживания | | | |
6 | Снабжение | | | |
7 | Внутренний аудит | | | |
8 | Управление несоответствующей продукцией | | | |
9 | Производство продукции | | | |
Задание 4. Для процесса, в котором Вы принимаете участие, укажите его основные элементы
Владелец процесса: | Регламентирующая документация: | Цель процесса: | ||
Поставщики входов | Входы | Наименование процесса | Выходы | Потребители выходов |
| | | | |
Параметры процесса, в т.ч. результативность: | Ресурсы процесса: | Декомпозиция процесса (подпроцессы): | ||
Связь с другими процессами организации: | Записи процесса: |
2. Роль организационной структуры предприятия в управлении качеством
его деятельности
Организационная структура – это принятое распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
Существует два основных подхода к созданию организационной структуры управления предприятием:
1) Функционально-ориентированный (Тейлор, 1905 г.), в основу которого положен принцип разделения труда по функциям, выполняемым отдельными работниками или группами людей.
Общий вид функционально-ориентированного подхода к созданию оргструктуры представлен на слайде 1.
Недостатки функционально-ориентированного подхода:
а) отсутствие заинтересованности работников в конечном выходе (результате) предприятия;
б) конфликты между подразделениями из-за отсутствия ориентации на внутреннего потребителя;
в) затруднён обмен информацией между структурными подразделениями;
г) низкая скорость принятия управленческих решений;
д) труд не интересный, вынужденный
е) низкая готовность к изменениям.
2) Процессно-ориентированный подход (Шухарт, вторая половина ХХ в.), который представляет работу предприятия как цепочку взаимосвязанных процессов.
Общий вид этого подхода представлен на слайде 2.