Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы вопросы для контроля знаний студентов вопросы для государственного междисциплинарного экзамена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все работники организации одновременно являются и потребителями, и поставщиками.

Преимущества процессного подхода:

а) повышается управляемость организацией за счёт согласования процессов по входам-выходам;

б) повышается готовность к изменениям (гибкость), адаптируемость к требованиям внешней среды;

в) повышается оперативность взаимодействия сотрудников, скорость принятия решений;

г) более чёткое и понятное протекание процессов, регламентация деятельности;

д) повышается вовлечённость, заинтересованность сотрудников в конечном результате;

е) улучшается адаптация и обучаемость новых сотрудников;

ж) лучше реализуются другие принципы менеджмента качества;

з) уменьшается уровень дефектов, ошибок, несоответствий конечной продукции за счёт оперативного их выявления и устранения;

и) повышается удовлетворённость потребителей (внешних и внутренних);

к) повышается информированность всех сотрудников.

Философия цепочек “поставщик-потребитель”.

Хороший поставщик:

1) понимает требования своего потребителя, обсуждает с ним свои недостатки;

2) уменьшает уровень дефектности своего выхода;

3) оценивает качество своего выхода с точки зрения перспектив развития потребителя.

Хороший исполнитель:

  1. изучает и использует инструменты качества и обучает им других;

  2. непрерывно улучшает свой процесс;

  3. документирует и демонстрирует свой процесс.

Хороший потребитель:

  1. обсуждает и документирует свои требования со своими поставщиками;

  2. возвращает дефектную продукцию быстро и тактично;

3) передаёт данные по качеству поставок своему поставщику.
3. Функции владельца процесса и критерии его выбора
Владелец процесса – это главное действующее лицо в реализации процессного подхода. Он выполняет следующие функции:

- разработка, описание процесса;

- проектирование взаимодействия по входам и выходам (с поставщиками и потребителями процесса) и другими процессами;

- распределение ответственности по процессу;


- разработка показателей процесса и системы их мониторинга;

- анализ процесса;

- оперативное управление процессом;

- разработка корректирующих и предупреждающих действий;

- улучшение процесса.
Критерии для выбора владельца процесса:

  1. компетентность (знание процесса);

  2. уважение со стороны коллег, признание как лидера;

  3. коммуникативные способности;

  4. энтузиазм, инициатива и готовность к изменениям.

У каждого процесса должен быть только один владелец.

4. Классификация процессов
По характеру участия в производственной деятельности все процессы делятся на:

1) основные - непосредственно связаны с созданием добавленной стоимости (ценности продукции), через них проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты.

Для выделения основных процессов можно воспользоваться схемой жизненного цикла продукции и выбирать те процессы, которые есть в организации.




Рисунок 4 – Типовые процессы жизненного цикла продукции
2) вспомогательные – дополняют основные процессы и напрямую не контактируют с продукцией, предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов.

К таким процессам относятся:

- управление документацией и записями;

- управление персоналом;

- процессы обеспечения (обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами, финансовая поддержка, PR-деятельность, информационное обеспечение и др.).


Деление процессов на основные и вспомогательные условно, не стандартизировано.
Задание 5. Разделите перечисленные ниже процессы на основные и вспомогательные:

а) получение маркетинговой информации;

б) подготовка, обучение персонала;

в) обслуживание оборудования;

г) разработка проекта продукции;

д) создание детали;

е) управление документацией;

ж) разработка продукции;

з) обеспечение энергоресурсами;

и) производство;

к) упаковка и хранение;

л) информационное обеспечение;

м) гарантийное обслуживание;

н) утилизация;

о) реализация;

п) PR-деятельность;

р) установка и ввод в эксплуатацию продукции;

с) анализ конкурентов;

т) закупка ресурсов.
5. Создание условий для управляемости процесса
В основе управляемости процесса лежит:

  1. Присвоение наименования процесса

  2. Назначение владельца процесса

  3. Определение границ процесса

  4. Выявление потребителей процесса, их требований и проектирование целевых выходов

  5. Определение входов процесса, поставщиков и требований к ним

6. Идентификация или разработка регламентов выполнения процесса (методик, инструкций, СТП, правил)

7. Обеспечение процесса ресурсами

8. Распределение ответственности по процессу

9. Разработка параметров для оценки процесса и системы сбора объективной информации:

  • о ходе процесса (по операциям),

  • о параметрах входа и выхода (количество, качество, сроки, сопровождение…),

  • о результативности, эффективности процесса,

  • о количестве брака, ошибок, переделок,

  • об удовлетворенности потребителей

10. Осуществление непрерывного постоянного мониторинга процесса по разработанным параметрам.

При этом необходимо учесть: что, когда и как часто, где, как и кем измеряется. А также как фиксируются результаты, где хранятся и кому передаются.

Показатели процесса должны быть

  • целесообразными

  • однозначно понимаемыми

  • измеримыми

Набор показателей должен быть достаточным для анализа процесса

11. Своевременное проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий, если параметры отклоняются от норматива или не достигается запланированный результат.

Для создания управляемости процесса используют следующие действия:

1. Анализ «стыков» между процессами, в результате которого необходимо определить:

  • Требования последующего процесса к рассматриваемому;

  • Требования рассматриваемого процесса к предыдущему.

При этом следует учитывать не только материальные входы и выходы, но и обмен информацией.

Общий вид анализа стыков показан на слайде 3.

2. Декомпозиция (детализация)процесса на некоторое количество подпроцессов.

Рисунок 5 - Пример декомпозиции процессов системы менеджмента качества в ООО «СУМЗ»

3. Построение матрицы ответственности по процессу.
Таблица 2 - Пример матрицы ответственности процесса «Управление несоответствующей продукцией»


Этап процесса

Генеральный директор

Начальник ОТК

Изготовитель собственной продукции

Уполномоченный по качеству

Контролёр ОТК

Начальник склада

поставщик

1. Контроль продукции




О

У

У

И







2. Идентификация брака и изоляция продукции

У

У

У

И

И

О

У

3. Решение об использование

У

О




И




У




4. Возврат поставщику несоответствующей продукции




И




У




О

И

5. Списание, утилизация

У

И







У

О




6. Доработка

У

У

И

О

У







7. Складирование







И







О





О – ответственный, И – исполнитель, У – участвует.
По каждому этапу должен быть только один ответственный, т.е. одна буква «О» в строчке, а букв «У» и «И» может быть несколько.
4. Описание процесса наглядным способом (см. следующий вопрос лекции)
5. Регламентация выполнения процесса (разработка Регламента процесса, СТП, Инструкций и др. регламентирующих документов по процессу) и создание системы мониторинга процесса путём измерения показателей, формирующих качество.
Таблица 3 – Пример изложения системы мониторинга по процессу изготовления металлической детали с заданным отверстием.


Показатель процесса

Нормативное (целевое) значение показателя

Источник нормативного значения (ГОСТ, ТУ и др.)

Метод измерения (сбора информации)

Периодичность измерения

План реагирования в случае несоответствия нормативу

1. Температура в зоне I

400±20ºC

Технологическая инструкция № 48

Автоматическая измерительная система с термопарой

Постоянно

Отрегулировать подачу топлива

2. Твердость материала

250 НВ±5%

ГОСТ 23530

По ГОСТ 9012

5 изделий из 100

Сообщить дежурному технологу

3. Диаметр отверстия

25±0,2 мм

ТУ 5326

Калибр проходной/непроходной

20 изделий из партии

Заменить сверло

4. Внешний вид детали

Нет пятен

Договор № 21/1

Визуально, сравнение с эталоном

Каждая деталь

Изолировать несоответствующие детали

5. И т.д.