Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы вопросы для контроля знаний студентов вопросы для государственного междисциплинарного экзамена.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все работники организации одновременно являются и потребителями, и поставщиками.
Преимущества процессного подхода:
а) повышается управляемость организацией за счёт согласования процессов по входам-выходам;
б) повышается готовность к изменениям (гибкость), адаптируемость к требованиям внешней среды;
в) повышается оперативность взаимодействия сотрудников, скорость принятия решений;
г) более чёткое и понятное протекание процессов, регламентация деятельности;
д) повышается вовлечённость, заинтересованность сотрудников в конечном результате;
е) улучшается адаптация и обучаемость новых сотрудников;
ж) лучше реализуются другие принципы менеджмента качества;
з) уменьшается уровень дефектов, ошибок, несоответствий конечной продукции за счёт оперативного их выявления и устранения;
и) повышается удовлетворённость потребителей (внешних и внутренних);
к) повышается информированность всех сотрудников.
Философия цепочек “поставщик-потребитель”.
Хороший поставщик:
1) понимает требования своего потребителя, обсуждает с ним свои недостатки;
2) уменьшает уровень дефектности своего выхода;
3) оценивает качество своего выхода с точки зрения перспектив развития потребителя.
Хороший исполнитель:
-
изучает и использует инструменты качества и обучает им других; -
непрерывно улучшает свой процесс; -
документирует и демонстрирует свой процесс.
Хороший потребитель:
-
обсуждает и документирует свои требования со своими поставщиками; -
возвращает дефектную продукцию быстро и тактично;
3) передаёт данные по качеству поставок своему поставщику.
3. Функции владельца процесса и критерии его выбора
Владелец процесса – это главное действующее лицо в реализации процессного подхода. Он выполняет следующие функции:
- разработка, описание процесса;
- проектирование взаимодействия по входам и выходам (с поставщиками и потребителями процесса) и другими процессами;
- распределение ответственности по процессу;
- разработка показателей процесса и системы их мониторинга;
- анализ процесса;
- оперативное управление процессом;
- разработка корректирующих и предупреждающих действий;
- улучшение процесса.
Критерии для выбора владельца процесса:
-
компетентность (знание процесса); -
уважение со стороны коллег, признание как лидера; -
коммуникативные способности; -
энтузиазм, инициатива и готовность к изменениям.
У каждого процесса должен быть только один владелец.
4. Классификация процессов
По характеру участия в производственной деятельности все процессы делятся на:
1) основные - непосредственно связаны с созданием добавленной стоимости (ценности продукции), через них проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты.
Для выделения основных процессов можно воспользоваться схемой жизненного цикла продукции и выбирать те процессы, которые есть в организации.
Рисунок 4 – Типовые процессы жизненного цикла продукции
2) вспомогательные – дополняют основные процессы и напрямую не контактируют с продукцией, предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов.
К таким процессам относятся:
- управление документацией и записями;
- управление персоналом;
- процессы обеспечения (обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами, финансовая поддержка, PR-деятельность, информационное обеспечение и др.).
Деление процессов на основные и вспомогательные условно, не стандартизировано.
Задание 5. Разделите перечисленные ниже процессы на основные и вспомогательные:
а) получение маркетинговой информации;
б) подготовка, обучение персонала;
в) обслуживание оборудования;
г) разработка проекта продукции;
д) создание детали;
е) управление документацией;
ж) разработка продукции;
з) обеспечение энергоресурсами;
и) производство;
к) упаковка и хранение;
л) информационное обеспечение;
м) гарантийное обслуживание;
н) утилизация;
о) реализация;
п) PR-деятельность;
р) установка и ввод в эксплуатацию продукции;
с) анализ конкурентов;
т) закупка ресурсов.
5. Создание условий для управляемости процесса
В основе управляемости процесса лежит:
-
Присвоение наименования процесса -
Назначение владельца процесса -
Определение границ процесса -
Выявление потребителей процесса, их требований и проектирование целевых выходов -
Определение входов процесса, поставщиков и требований к ним
6. Идентификация или разработка регламентов выполнения процесса (методик, инструкций, СТП, правил)
7. Обеспечение процесса ресурсами
8. Распределение ответственности по процессу
9. Разработка параметров для оценки процесса и системы сбора объективной информации:
-
о ходе процесса (по операциям), -
о параметрах входа и выхода (количество, качество, сроки, сопровождение…), -
о результативности, эффективности процесса, -
о количестве брака, ошибок, переделок, -
об удовлетворенности потребителей
10. Осуществление непрерывного постоянного мониторинга процесса по разработанным параметрам.
При этом необходимо учесть: что, когда и как часто, где, как и кем измеряется. А также как фиксируются результаты, где хранятся и кому передаются.
Показатели процесса должны быть
-
целесообразными -
однозначно понимаемыми -
измеримыми
Набор показателей должен быть достаточным для анализа процесса
11. Своевременное проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий, если параметры отклоняются от норматива или не достигается запланированный результат.
Для создания управляемости процесса используют следующие действия:
1. Анализ «стыков» между процессами, в результате которого необходимо определить:
-
Требования последующего процесса к рассматриваемому; -
Требования рассматриваемого процесса к предыдущему.
При этом следует учитывать не только материальные входы и выходы, но и обмен информацией.
Общий вид анализа стыков показан на слайде 3.
2. Декомпозиция (детализация)процесса на некоторое количество подпроцессов.
Рисунок 5 - Пример декомпозиции процессов системы менеджмента качества в ООО «СУМЗ»
3. Построение матрицы ответственности по процессу.
Таблица 2 - Пример матрицы ответственности процесса «Управление несоответствующей продукцией»
Этап процесса | Генеральный директор | Начальник ОТК | Изготовитель собственной продукции | Уполномоченный по качеству | Контролёр ОТК | Начальник склада | поставщик |
1. Контроль продукции | | О | У | У | И | | |
2. Идентификация брака и изоляция продукции | У | У | У | И | И | О | У |
3. Решение об использование | У | О | | И | | У | |
4. Возврат поставщику несоответствующей продукции | | И | | У | | О | И |
5. Списание, утилизация | У | И | | | У | О | |
6. Доработка | У | У | И | О | У | | |
7. Складирование | | | И | | | О | |
О – ответственный, И – исполнитель, У – участвует.
По каждому этапу должен быть только один ответственный, т.е. одна буква «О» в строчке, а букв «У» и «И» может быть несколько.
4. Описание процесса наглядным способом (см. следующий вопрос лекции)
5. Регламентация выполнения процесса (разработка Регламента процесса, СТП, Инструкций и др. регламентирующих документов по процессу) и создание системы мониторинга процесса путём измерения показателей, формирующих качество.
Таблица 3 – Пример изложения системы мониторинга по процессу изготовления металлической детали с заданным отверстием.
Показатель процесса | Нормативное (целевое) значение показателя | Источник нормативного значения (ГОСТ, ТУ и др.) | Метод измерения (сбора информации) | Периодичность измерения | План реагирования в случае несоответствия нормативу |
1. Температура в зоне I | 400±20ºC | Технологическая инструкция № 48 | Автоматическая измерительная система с термопарой | Постоянно | Отрегулировать подачу топлива |
2. Твердость материала | 250 НВ±5% | ГОСТ 23530 | По ГОСТ 9012 | 5 изделий из 100 | Сообщить дежурному технологу |
3. Диаметр отверстия | 25±0,2 мм | ТУ 5326 | Калибр проходной/непроходной | 20 изделий из партии | Заменить сверло |
4. Внешний вид детали | Нет пятен | Договор № 21/1 | Визуально, сравнение с эталоном | Каждая деталь | Изолировать несоответствующие детали |
5. И т.д. | | | | | |