Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы вопросы для контроля знаний студентов вопросы для государственного междисциплинарного экзамена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конкретный характер, логически вытекать из содержания работы и отражать ее основные результаты. Предложения должны основываться на выводах.

- Список использованных источников должен охватывать всю литературу, материалы и другую информацию, использовавшиеся студентом при написании курсовой работы. В него входят учебные, справочные, нормативные и внутренние источники предприятия, а также ресурсы Интернет;

- Приложения оформляются при необходимости и содержат материал (большие таблицы, рисунки, расчеты, бланки документов и др.), который имеет непосредственное отношение к курсовой работе и дополняет или поясняет основной текст.

В курсовой работе необходимо представить следующие основные элементы процесса, выбранного автором:

1) упрощённую модель процесса с указанием его наименования, входов, выходов, управления, ресурсов, поставщиков входов и потребителей выходов.

При построении упрощённой модели процесса следует сначала назвать процесс, указав его в блоке, затем сформулировать его ценность и указать выходы процесса, представляющие эту ценность, обозначить потребителей (внутренних и внешних, если имеются). Затем следует обозначить элементы, необходимые для запуска процесса в действие (входы) и указать поставщиков этих входов (внутренних и внешних, если имеются). Далее следует указать документы, регламентирующие процесс (управление). К ним относятся ГОСТы, СТП, ТУ, Инструкции, Планы, Распоряжения, Договоры и др. Выполнение этих документов позволяет получить запланированный правильный выход процесса. В конце следует обозначить ресурсы, необходимые для выполнения процесса.

Следует указывать не только материальные, но и информационные входы и выходы.

2) цель процесса, отражающую его ценность в стратегическом развитии организации;

3) последующий и предыдущий процессы по отношению к рассматриваемому процессу, а также требования потребителей к выходам процесса и требования процесса к поставщикам входов;

4) владельца процесса и его функции;

5) операции в рамках процесса (декомпозицию процесса);

6) блок-схему процесса (упрощённую или комплексную);

7) матрицу ответственности по процессу;

8) систему мониторинга процесса, включающую:

- показатели для контроля и оценивания процесса (в том числе результативность процесса);


- нормативные (или целевые) значения показателей и их источник (документ);

- методы измерения показателей (или способ сбора информации) и периодичность их измерения;

- анализ соответствия фактических показателей процесса нормативам, либо целевым значениям;

- план реагирования, если показатель выходит за пределы норматива.

Показатели для контроля и оценивания процесса должны учитывать не только требования к результатам (выходам) процесса, но и параметры, контролируемые по ходу процесса.

Систему мониторинга процесса рекомендуется представлять в виде таблицы.

9) анализ несоответствий процесса, включающий:

- фактические (и потенциальные) отклонения, несоответствия процесса;

- причины этих отклонений, несоответствий;

- корректирующие мероприятия, направленные на устранение возникших несоответствий и их причин;

- предупреждающие мероприятия, направленные на предотвращение возможности повторного или первичного появления фактических и потенциальных несоответствий.

10) рекомендации по улучшению процесса, включая рекомендации по сбору данных об удовлетворённости потребителей процесса и предложения по совершенствованию процесса.

Одним из способов изложения элементов процессного управления является составление карты процесса.

Примеры указанных выше элементов процессного подхода для курсовой работы можно посмотреть в лекционном материале.


Возможные темы курсовых работ по управлению процессами:

  1. Моделирование и регламентация процессов предприятия

  2. Анализ и улучшение деятельности владельцев процессов

  3. Разработка и внедрение системы процессного управления предприятием

  4. Оценка качества и управляемости технологического процесса

  5. Анализ и совершенствование процессов предприятия

  6. Анализ и совершенствование ресурсного обеспечения процессов

  7. Разработка и совершенствование методов определения показателей процессов

  8. Реинжиниринг бизнес-процессов: сущность, методика, особенности проведения

  9. CALS- технологии и информационные системы поддержки менеджмента процессов

  10. Применение методологии IDEF0 для описания и моделирования процессов

  11. Совершенствование процессов на основе цикла PDCA

  12. Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов

  13. Анализ и совершенствование процесса «Маркетинговая деятельность»

  14. Анализ и совершенствование процесса «Проектирование и разработка»

  15. Анализ и совершенствование процесса «Закупки»

  16. Анализ и совершенствование производственного процесса на предприятии

  17. Анализ и совершенствование процесса «Управление несоответствующей продукцией»

  18. Анализ и совершенствование процесса «Информационное обеспечение»

  19. Анализ и совершенствование процесса «Обслуживание оборудования»



Студент может самостоятельно выбрать или сформулировать тему курсовой работы, исходя их интересов своего предприятия, в рамках дисциплины «Управление процессами».

Научный руководитель, рецензируя окончательный вариант курсовой работы, выставляет оценку.

При оценке учитываются степень раскрытия темы, полнота охвата и правильность представления перечисленных выше элементов процессного подхода, связь работы с практикой, степень самостоятельности в изложении материала, язык и стиль изложения, оформление работы.
Вопросы для контроля знаний студентов

1. Сущность, преимущества и основные понятия процессно-ориентированного подхода при менеджменте качества: “процесс”, “система”, “менеджмент”, “организация”, “собственник процесса”, “ресурсы”, “показатели процесса”, “потребитель результатов процесса”, “входы процесса”, “выходы процесса”, “результативность и эффективность процесса”, “подпроцесс”.

2. Недостатки функционально-ориентированной структуры управления и преимущества процессного подхода к управлению организацией. Трудности при реализации процессного подхода. Этапы внедрения процессного подхода.

3. Функции владельца процесса и критерии его выбора.

4. Классификация процессов организации: основные и вспомогательные процессы (примеры). Анализ добавленной ценности с точки зрения группировки действий организации по трём категориям.

5. Основы управляемости процесса.

6. Этапы разработки упрощённой модели процесса, анализ «стыков» между процессами, декомпозиция процесса, матрица ответственности по процессу, матрица анализа взаимодействия процессов.

7. Описание процессов различными методами: упрощённая блок-схема процесса, комплексная блок-схема процесса, диаграмма потока процесса, их особенности.

8. Структура регламента процесса.

9. Методология функционального моделирование IDEF0: назначение, понятия “система”, “модель”, основной принцип.

10. Структурные компоненты графического языка IDEF0, их содержание и правила построения: блоки, стрелки, диаграммы.

11. Правила построения, содержание контекстной и дочерней диаграмм в методологии IDEF0. Правила использования аппарата меток и интерпретация различных сегментов стрелок.

12. Внутренние связи в диаграмме IDEF0 (пять типов отношений между блоками, примеры) и внешние связи диаграмм IDEF0 (назначение, обозначение и правила применения граничных, туннельных стрелок).


13. Сопроводительная документация диаграмм IDEF0. Критерии контроля качества диаграмм: завершённость, корректность, полнота, краткость, согласованность, правильность, сложность и понимаемость.

14. Состав участников процесса функционального моделирования и их функции: руководитель проекта, авторы модели, технический совет, эксперты, библиотекарь, источники информации, координационный совет.

15. В соответствии с методологией IDEF0 составьте контекстную диаграмму и диаграмму А0 для любой системы, участником которой Вы являетесь. На диаграмме А0 изобразите, если возможно, основные типы отношений между блоками: управление, выход-вход, обратная связь по управлению, обратная связь по входу, выход-механизм.

16. Статистическое управление процессами: два вида вариаций, две переменные, закон “нормального” распределения и его свойство.

17. Общий вид контрольной карты и её основные элементы. Типы контрольных карт для качественных и количественных данных (примеры).

18. Интерпретация контрольных карт, признаки процесса, вышедшего из-под контроля (примеры).

19. Виды показателей процессов: показатели выполнения, стоимости, эффективности, качества, наблюдаемости и управляемости (примеры).

20. Инструменты для определения приоритетов усилий по совершенствованию процесса: анализ трендов, диаграмма “паутина”, матрица показателей (примеры).

21. Методы для уяснения сути проблемы: построение блок-схемы процесса, выявление критического инцидента (примеры).

22. Методы генерации идей и достижения консенсуса: метод мозгового штурма, метод номинальных групп.

23. Инструменты совершенствования процессов: упрощение, идеализация (примеры).

24. Реинжиниринг процесса: назначение, способы применения, фазы реинжиниринга.

25. Совершенствование процесса с помощью бенчмаркинга: сущность, основные элементы, модели бенчмаркинга, фазы бенчмаркинга.

26. Элементы процессного подхода, указываемые на каре процесса.

27.Обозначьте источники данных и входы процесса планирования качества продукции, а также управляющие потоки и возможные воздействия, если известны следующие выходы этого процесса:

1) цели конструкции;

2) цели по надежности и качеству;

3) предварительный перечень материалов;

4) предварительный перечень характеристик продукции.

Результаты представьте в виде схемы.

28. Приведите примеры показателей для следующих процессов: разработка продукции, обслуживание потребителей, производство, доставка.


29. Для известного вам любого процесса покажите механизм его улучшения на основе цикла Деминга.

30. Выберите соответствующие определения для следующих понятий: “процесс”, “бизнес-процесс”, “владелец процесса”, “ресурсы”, “входы процесса”, “выходы процесса”, “параметры процесса”, “результативность процесса”, “эффективность процесса”, “подпроцесс”:

а) степень достижения запланированных результатов;

б) материальные объекты и информация, представляющие ценность для потребителя;

в) операция, работа в рамках процесса;

г) целенаправленная деятельность по достижению запланированных результатов, осуществляемая по определенной технологии, преобразующая входы в выходы;

д) материальные объекты и информация, необходимые для выполнения процесса;

е) деятельность, результаты которой приносят экономические блага (доход, прибыль) исполнителям и удовлетворяют потребности потребителей этих благ;

ж) оборудование, персонал, инфраструктура, среда, программное обеспечение, финансовые средства, используемые для выполнения процесса;

з) количественные и/или качественные показатели, рассчитываемые по определенной методике и характеризующие результативность и эффективность выполнения процесса;

и) должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении ресурсы, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса;

к) отношение фактического результата выполнения процесса к затраченным на его получение ресурсам;

л) документы, регламентирующие выполнение процесса.

Дайте понятие оставшемуся определению.

31. Определите входы и выходы процесса «Управление качеством продукции». Покажите источники входов и потребителей выходов.

32. Покажите связь процессного подхода с другими принципами менеджмента качества.

Вопросы для государственного междисциплинарного экзамена

1. Понятие и сущность процесса. Преимущества процессного подхода к деятельности организации перед функциональным. Трудности внедрения процессного подхода.

2. Функции владельца процесса и критерии для его выбора. Построение матрицы ответственности по процессу.