Файл: Цель закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внимание подростков становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Поэтому подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку.

Педагог дополнительного образования, ведущий занятия у подростков, должен учитывать их возрастные эмоционально-психологические особенности. В этом возрасте подростки (преимущественно — мальчики) часто проявляют хулиганское «протестное» поведение. Девочки, наоборот, стремятся показать себя с лучшей стороны. Педагог должен быть терпеливым и не проявлять к учащимся неуважения или жестокости. Преподавание должно носить доброжелательный назидательный характер, но, в то же время, иметь определенную степень строгости, дабы не превратиться в бардак, как бывает на занятиях у педагогов либерального типа.


5. Наглядно-образное мышление дошкольника: специфика учета.

Наглядно-образное мышление начинает активно развиваться в возрасте 4-5 лет. Ребенок уже может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Для дошкольников вначале характерна конкретность образов, характерной чертой которой является синкретизм. Это качество мышления ребенка-дошкольника характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребенок мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохранился на основе восприятия, без его членения. Ребенок не умеет вычленить в сохранившемся образе существенные и основные признаки и черты предмета, выхватывает любые, случайные признаки и по ним узнает тот или иной предмет (если «ходит» — значит, обязательно должны быть ноги, если «веселый» — значит, смеется). Постепенно дети начинают выделять не все особенности предмета, а только те, которые существенные для решения задачи, что обеспечивает отвлеченность и обобщенность мышления. Ребенок начинает выделять связи и отношения, от которых зависит решение задачи. Основным средством для решения задач становятся наглядные модели — заместители реальных предметов. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. В разных видах своей деятельности — игре, рисовании, конструировании, лепке, аппликации дети начинают отображать мир не точно, не буквально, а выбирая и изображая только некоторые, наиболее важные для них особенности предметов, действий и взаимоотношений людей. В результате дети создают не копии, а наглядные модели окружающего.

Образное мышление дает возможность старшим дошкольникам понимать схематическое изображение — планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по схеме спрятанные предметы и т.п.

Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое мышление. Благодаря развитию знаковой функции мышления дети улавливают связь между создаваемыми ими наглядными моделями и теми явлениями действительности, которые эти модели изображают, понимают, что это — обозначение разных сторон действительности. К концу среднего дошкольного возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не только для одного предмета

, а для целой группы сходных предметов.

 

Задание 7. Разработайте конспект беседы педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (тема на выбор обучающегося) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Укажите возраст детей, отдельно опишите, какие именно особенности детей при подготовке беседы Вы учли.
Ответ:

Конспект развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

  • раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;

  • объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;

  • проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;

  • способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;

  • рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: презентация, кроссворд, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди».

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.

Упражнение «Твое имя»

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?


Общение — это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;

  • Взаимодействие;

  • Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

  • Установление контакта;

  • Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

  • Побуждение, стимулирование активности партнёра;

  • Координация действий;

  • Обмен эмоциями;

  • Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.

  • броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).

  • воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).

  • шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).

  • шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Упражнение «Круг моего общения»

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту

Возрастная категория

Количество человек

Сверстники

Старше меня на 1 – 3 года

Младше меня на 1-3 года

Маленькие дети

Взрослые





Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя вы — ученик).

Упражнение «Я — это …» «Какой я?»

Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.

Давайте напишем 10 предложений «Я — это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений «Какой Я?», в
виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик — старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, отчего, когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).

Задания по теме 3.2 Образовательные технологии как способ мотивации учащихся системы дополнительного образования. Использование ИКТ в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.

Цель: формирование умения использовать образовательные, в том числе информационные, технологии в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

 

Задание 8. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.

Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио и каково их примерное наполнение.
Ответ:

Психолого-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании предусматривает использование разнообразных педагогических технологий. Арсенал педагога дополнительного образования, сопровождающего процесс индивидуального развития и личностного роста ребенка, должен включать формы, методы, приемы и технологии, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и помогают активизировать в его рамках позицию ребенка. К числу педагогических технологий, способствующих решению и реализации поставленных задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании (в частности, обеспечение реализации диагностической функции деятельности сопровождающего), в полной мере можно отнести технологию портфолио.

Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования — обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития.