Файл: Рекомендации по подготовке к экзамену по истории россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Указания по подготовке к экзамену

Экзамен по отечественной истории осуществляется в форме письменного тестирования. Тест включает в себя задания 2-х типов: стандартные вопросы с несколькими вариантами вопросов, и «открытые» задания, требующие письменного развёрнутого ответа с приведением примеров и аргументов, выводами и т.д.
Для подготовки к экзамену студенты могут использовать программу курса истории, методические материалы, учебное пособие и хрестоматию, размещённые на странице кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ по адресу: http://www.csu.ru/Lists/List3/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80.aspx?ID=93

Основные исторические события, личности, понятия и термины, проверяемые тестом:

Древнерусский период:

Призвание варягов, Рюрик, Олег, Ольга, Святослав, Владимир, Крещение Руси, Ярослав, «Русская правда», Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, лествица, дружина, веча, боярство, люди, закупы, рядовичи, смерды, холопы, битва на р. Калке.

Московский период:

Золотая Орда, дань, ярлык, Александр Невский, Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, «Стояние на р. Угре», Судебник 1497 г., "Юрьев день", вотчина, поместье, Государев Двор, Иван IV, «Избранная Рада», завоевание Казани и Астрахани, Опричнина, Ливонская война, поход Ермака и присоединение Сибири, сословно-представительная монархия, земский собор, московские приказы, боярская дума, местничество, Борис Годунов, Смутное время, Лжедмитрий, Иван Болотников, второе ополчение, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Земский собор 1613 г., Михаил Романов, Алексей Михайлович, Соборное Уложение 1649 г., Переяславская Рада и присоединение левобережной Украины к России, церковный раскол, патриарх Никон, протопоп Аввакум, крестьянская война под руководством Степана Разина.

Имперский период:

Реформы Пётра I, создание регулярной армии и флота, коллегии, Сенад, Синод, учреждение губерний, абсолютная монархия, Екатерина II, европеизация, политика «просвещённого абсолютизма», «Уложенная Комиссия», «жалованные грамоты» дворянству и городам, Александр I,
учреждение министерств, М.М. Сперанский, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов, декабристы, Николай I, славянофилы и «западники», Крымская война, отмена крепостного права и либеральные реформы Александра II, народничество, земство, реформы С.Ю. Витте, «золотой рубль», «железнодорожный бум», Николай II, первая русская революция 1905 – 1907 гг., «Манифест 17 октября 1905 г.», П.А. Столыпин, столыпинская аграрная реформа, «думская монархия», первая мировая война.

Советский период российской истории (1917 – 1991 гг.).

Февральская революция 1917 г., Октябрьский политический переворот, Совет Народных Комиссаров, В.И. Ленин, декрет о земле, разгон Учредительного Собрания, Брестский мир, политика «военного коммунизма», продразвёрстка, новая экономическая политика, продналог, И.В. Сталин, пятилетний план, коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, вторая мировая война, Отечественная война 1941 – 1945 гг., антигитлеровская коалиция, Московская битва, Сталинградская битва, Курская дуга, Белорусская операция («Багратион»), высадка союзников во Франции, «Холодная война», хрущёвская «Оттепель», Карибский кризис, «косыгинская» экономическая реформа, М.С, Горбачёв, политика перестройки, съезд народных депутатов СССР, «парад суверенитетов, ГКЧП, распад СССР.

Современный период:

СНГ, ваучерная приватизация, октябрьские 1993 г. события в Москве, Конституция 1993 г., президентская республика, Б.Н. Ельцин.
Открытые вопросы теста

Наряду со стандартными вопросами с несколькими вариантами ответов, тест включает задание, предполагающее краткую письменную характеристику одной из основных реформ 18 – 20 вв. по следующей примерной схеме:

  • исторические предпосылки и необходимость преобразований,

  • цели/задачи реформирования,

  • основные направления и конкретные мероприятия в рамках этих направлений,

  • результаты и значение,

  • при рассказе о конкретных реформах должны быть упомянуты основные исторические деятели, принимавшие в них участие.


Список вопросов

  1. Реформы Петра I;

  2. Отмена крепостного права и либеральные реформы 1860-х – 1870-х гг.;

  3. Капиталистическая модернизация России (политика С.Ю. Витте – П.А. Столыпина);

  4. Социалистическая («сталинская») модернизация СССР в годы первых пятилеток (1928 – 1930-е гг.);

  5. «Косыгинская» экономическая реформа 1965 г.;

  6. Политика «перестройки».



При ответе на эти вопросы студенты должны показать владение навыками сравнения (умение выделять общие черты и отличия), аналогии (поиски исторических параллелей), умения кратко изложить основные моменты ответа и иллюстрировать их примерами, умение делать выводы.