Файл: Физиология мозжечка. Физиология промежуточного мозга Дисциплина Контроль и регуляция (нервная система, органы чувств).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 5

к силлабусу «Контроль и регуляция

(нервная система, органы чувств)»

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАРАГАНДЫ»

Методические рекомендации

для практических занятий


Тема: «Физиология мозжечка. Физиология промежуточного мозга»

Дисциплина: «Контроль и регуляция (нервная система, органы чувств)»

Блок «Физиология»

Образовательная программа 6B10102 - Общая медицина

шифр, название

Курс 1

Составитель: ассоциир. профессор Евневич А.М.
Время (продолжительность) 2 часа


Караганда 2022г.



Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 1 от 31.08. 2022г.
Зав. кафедрой морфологии и физиологии,

к.м.н. Н.Н. Наурызов

Тема: «Физиология мозжечка. Физиология промежуточного мозга»

  • Цель: по окончании занятия студенты продемонстрировать знания функций мозжечка, промежуточного мозга (таламуса и гипоталамуса) и методов исследования функций.

  • Задачи обучения:

  • изучить теоретические вопросы темы для использования полученных знаний на практике при выполнении работ и анализе результатов исследований.

  • при выполнении работ продолжить формирование научно-исследовательской компетенции.




  • Основные вопросы темы:

1. Функции мозжечка.

2. Роль мозжечка в регуляции вегетативных функций организма.

3. Афферентные и эфферентные связи мозжечка.

4. Роль мозжечка в регуляции произвольных и непроизвольных движений.

5. Симптомы односторонней экстирпации мозжечка. «Триада» Лючиани. Изменения тонуса скелетных мышц.

6. Компенсация нарушений функций мозжечка после его удаления у животных.

7. Основные функции таламуса.

8. Основные функции гипоталамуса.


  • Методы обучения и преподавания: устный опрос, выполнение и обсуждение работ, составленных таблиц, решения ситуационных задач.



Работа 1. Проведение мозжечковых проб.

Цель: убедиться в отсутствии или наличии нарушений функций мозжечка с помощью пальценосовой пробы и пробы Ромберга.

Ход работы:

1. Пальценосовая проба. Предлагается прикоснуться к кончику носа при закрытых глазах. При нормальной функции мозжечка исследуемый прикасается без труда пальцем к носу, значит, у него отсутствует симптом нарушения функции мозжечка – дисметрия.

2. Поза Ромберга. При стоянии исследуемого студента с тесно сдвинутыми стопами и вытянутыми вперед руками отметить наличие или отсутствие пошатывания его.

Результат: записать в протоколе.

Вывод: о функциях мозжечка.
Работа 2.

1) Заполнить таблицу «Симптомы после удаления мозжечка».

Симптомы

Характеристика

  1. атония (гипотония)




  1. астазия




  1. атаксия




  1. астения




  1. дезэквилибрация




  1. дисметрия




  1. асинергия




  1. адиадохокинез




  1. дистония




10. дизартрия




11. абазия





2) Составить таблицу «Основные ядра и функции таламуса».

3) Составить таблицу «Основные ядра и функции гипоталамуса».
Решение ситуационных задач:

1. У голубя произведено «половинное» удаление мозжечка слева.

- Опишите двигательные расстройства, возникающие при этом.

- Сделайте вывод о функциональном назначении мозжечка.

2. По просьбе врача коснуться указательным пальцем кончика пальца врача, больной промахивается.

- Какой отдел мозга может быть поражен?

3. У кошки в переднюю группу ядер гипоталамуса вживлены электроды.



- Какие реакции следует ожидать при раздражении мозга через эти электроды?

4. В эксперименте на кролике электрическое раздражение гипота­ламуса, таламуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга.

- В чём состоят эти изменения при раздражении гипоталамуса?

- В чём состоят эти изменения при раздражении таламуса?

- В чём состоят эти изменения при раздражении ретикулярной формации?
Литература:

Основная:

  1. Досмагамбетова Р.С., Жәутікова С.Б., Нұрсұлтанова С.Д. Жүйке жүйесі модулі = Модуль Нервная система: оқулық / ҚММУ; ред.: С. Б. Жәутікова, С. Д. Нұрсұлтанова; серия ред. Р. С. Досмагамбетова. - М.: Литтерра, 2014. - 264 с.

  2. Судаков К.В.Нормальная физиология: учебник - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 880 с.

  3. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : МИА, 2013. - 496с.

Дополнительная:

    1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии: в 2 т.: учеб. пособие / А. Г. Камкин, И. С. Киселева. - М.: ГЭОТАР-Медиа Т. 2. - 2012. - 408 с.

    2. Миндубаева Ф.А. с соавторами Физиология центральной нервной системы (морфофункциональная характеристика) – Караганда, 2012. – 80 с.




  • Контроль

Вопросы

1. Какие функции выполняет мозжечок?

2. Какую роль играет мозжечок в регуляции вегетативных функций организма?

3. Какие Вам известны афферентные и эфферентные связи мозжечка?

4. В чем заключается роль мозжечка в регуляции произвольных и непроизвольных

движений?

5. Что наблюдается после односторонней экстирпации мозжечка?

6. Какие изменения двигательной функции животного после удаления мозжечка называют «триадой» Лючиани?

7. Какие изменения тонуса скелетных мышц могут возникнуть после удаления мозжечка?

8. За счёт чего со временем компенсируются нарушения функций мозжечка после его удаления у животных?

9. Основные функции таламуса.

10. Основные функции гипоталамуса.