Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Деятельность представительного органа определяется регламен­том, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ведения засе­дания, принятия решения.

Формы работы представительного органа законодательно не оп­ределены. Главной формой работы является его заседание в пленар­ном составе. По отдельным направлениям своей деятельности пред­ставительный орган образует комиссии.

В уставе муниципального образования или регламенте предста­вительного органа устанавливается периодичность проведения засе­даний. Заседания представительного органа муниципального образо­вания проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1. ст. 35 За­кона 2003 года).

Заседания могут быть открытые и закрытые; очередные и вне­очередные; пленарные и заседания по комиссиям и комитетам.

Депутаты представительного органа муниципального образова­ния, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политиче­скими партиями, входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных в со­ставе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут вхо­дить также депутаты, избранные по одномандатным или многоман­датным избирательным округам. Порядок деятельности фракций ус­танавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также член­ство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в еди­ный государственный реестр юридических лиц соответствующей за­писи.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе выйти из фракции, в которой он со­стоит. Указанный депутат может быть членом только той политиче­ской партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Несоблюдение указанных требований является дополнительным основанием прекращения депутатских полномочий.


Полномочия представительного органа муниципального образо­вания могут быть прекращены досрочно в соответствии с ч. 16 ст. 35 Закона 2003 года.

Полномочия представительного органа муниципального образо­вания могут быть прекращены досрочно:

  1. в случае, если судом установлено, что представительным ор­ганом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий закону и уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отме­нил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должност­ное лицо субъекта РФ в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного реше­ния, вносит в законодательный (представительный) орган государст­венной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращают­ся со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске;

  2. случае, если соответствующим судом установлено, что из­бранный (вновь избранный) в правомочном составе представитель­ный орган муниципального образования в течение трех месяцев под­ряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу реше­ния суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ про­ект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муни­ципального образования.

Данную норму следует применять с учетом позиции Конституци­онного Суда РФ, обоснованной в Определении от 2 июля 2009 года № 1006-О-О.XLIV

2 марта 2008 года состоялись выборы в Совет народных депута­тов Рамонского муниципального района Воронежской области чет­вертого созыва, которые проводились по мажоритарной избиратель­ной системе по девяти многомандатным избирательным округам. По итогам голосования согласно протоколам окружных избирательных комиссий были замещены 25 депутатских мандатов. Однако в период с 5 по 7 марта 2008 года - до опубликования протоколов окружных избирательных комиссий в средствах массовой информации и приня­тия решения территориальной избирательной комиссией Рамонского района, на которую были возложены полномочия избирательной ко­миссии муниципального района, об установлении общих результатов выборов, - в окружные избирательные комиссии поступили письмен­ные заявления от девяти кандидатов, избранных депутатами, об отка­зе от получения депутатских мандатов.


На основании этих заявлений и протоколов окружных избира­тельных комиссий территориальная избирательная комиссия Рамон- ского района своим решением от 11 марта 2008 года постановила счи­тать избранными 16 депутатов названного Совета, удовлетворить за­явления девяти зарегистрированных кандидатов в депутаты об отказе от получения депутатских мандатов, считать девять депутатских ман­датов незамещенными, а Совет народных депутатов Рамонского му­ниципального района Воронежской области четвертого созыва - не­правомочным ввиду того, что в его состав избрано менее двух третей от установленной уставом муниципального образования численности депутатов, а также назначить повторные выборы по семи избиратель­ным округам, депутатские мандаты в которых оказались незамещен­ными.

Поскольку в сложившейся ситуации избранные депутаты, состав­лявшие менее двух третей от установленной численности представи­тельного органа (16 из 25), не имели возможности в соответствии с законом провести первое заседание, а представительный орган - при­ступить к осуществлению своих полномочий, трое граждан, прожи­вающих в данном муниципальном районе, обратились в Воронежский областной суд с заявлением о признании состава депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва неправомочным. В период рассмотрения дела в суде еще шес­теро депутатов указанного Совета народных депутатов заявили об от­казе от депутатских мандатов и сложении своих полномочий. Реше­нием Воронежского областного суда от 15 мая 2008 года, оставлен­ным без изменения определением Судебной коллегии по граждан­ским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 года, на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состав депутатов Совета народных депутатов Рамонского муници­пального района четвертого созыва был признан неправомочным, что повлекло в соответствии с частями 17 и 18 ст. 35 Закона 2003 года досрочное прекращение полномочий всех его депутатов и проведение досрочных выборов.

Конституционный Суд РФ указал, что наличие в структуре орга­нов местного самоуправления представительного органа муници­пального образования является обязательным, за исключением случа­ев, предусмотренных Законом 2003 года (ч. 2 ст. 34); представитель­ный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч. 1 ст. 35); вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уста­вом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе (ч. 1.2 с. 35). Из этих законопо­ложений в системном единстве с ч. 3 ст. 40 Закона 2003 года, соглас­но которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления ново­го созыва, следует, что полномочия представительного органа муни­ципального образования начинаются со дня его первого заседания, а до этого сохраняет свои полномочия предыдущий состав депутатов данного органа. Такой подход федерального законодателя к опреде­лению правомочности представительного органа муниципального об­разования направлен на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправ­ления и полноценной реализации полномочий, в том числе исключи­тельных, представительных органов муниципальных образований, что полностью согласуется со ст. 3 (части 1 и 2) Конституции РФ.


Вместе с тем признание неправомочным состава депутатов пред­ставительного органа муниципального образования и прекращение полномочий его депутатов не могут быть обусловлены избранием со­става данного органа в количестве менее двух третей от установлен­ной численности его депутатов. Такие результаты проводимых по мажоритарной избирательной системе муниципальных выборов озна­чают для представительного органа нового созыва, что он не вправе приступить к исполнению своих полномочий, поскольку не сформи­рован в полномочном составе, и влекут назначение и проведение по­вторных выборов по тем округам, где остались незамещенные депу­татские мандаты. При этом до формирования нового состава предста­вительного органа муниципального образования сохраняются полно­мочия представительного органа предыдущего созыва.

  1. в случае принятия представительным органом решения о са- мороспуске;

  2. в случае вступления в силу решения соответственно верховно­го суда республики, края, области, города федерального значения, ав­тономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образо­вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномо­чий;

  3. в случае преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

  4. в случае утраты поселением статуса муниципального образо­вания в связи с его объединением с городским округом;

  5. в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения по­селения с городским округом.

  6. если уставом муниципального образования предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа му­ниципального образования в случае нарушения срока издания муни­ципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Правовой статус депутатов представительного органа мест­ного самоуправления, члена выборного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления.
Закон 2003 года различает:

  • депутата,

  • члена выборного органа местного самоуправления,

  • выборного должностного лица местного самоуправления.

Депутат - член представительного органа поселения, муници­пального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Как указал Конституционный Суд РФXLV, п. 1 примечаний к ст. 285 и примечание к ст. 318 УК РФ, взятые в нормативном единстве с законодательством о местном самоуправ­лении, означают, что депутат представительного органа муниципаль­ного образования может признаваться должностным лицом как пред­ставитель муниципальной власти (при получении взятки).

Выборное должностное лицо местного самоуправления - должно­стное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобще­го равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муни­ципального образования из своего состава и наделенное собственны­ми полномочиями по решению вопросов местного значения.

Член выборного органа местного самоуправления - лицо, входя­щее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

Впервые в России понятие «статус депутата, члена выборного ор­гана местного самоуправления, выборного должностного лица мест­ного самоуправления» нашло отражение в Законе 1995 года. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностно­го лица местного самоуправления, устанавливается не только норма­тивными актами, издаваемыми органами государственной власти раз­личных уровней: Конституцией РФ, федеральными законами; консти­туциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, но и уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается пред­ставительным органом местного самоуправления или населением не­посредственно.

До настоящего времени отсутствует федеральный закон, опреде­ляющий правовой статус депутата представительного органа местно­го самоуправления. В субъектах РФ только в последние годы начался процесс принятия законов о правом статусе таких депутатов. Как пра­вило, эти законы распространяют свое действие на депутата предста­вительного органа, члена выборного органа местного самоуправле­ния, выборного должностного лица местного самоуправления.