ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Деятельность представительного органа определяется регламентом, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ведения заседания, принятия решения.
Формы работы представительного органа законодательно не определены. Главной формой работы является его заседание в пленарном составе. По отдельным направлениям своей деятельности представительный орган образует комиссии.
В уставе муниципального образования или регламенте представительного органа устанавливается периодичность проведения заседаний. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1. ст. 35 Закона 2003 года).
Заседания могут быть открытые и закрытые; очередные и внеочередные; пленарные и заседания по комиссиям и комитетам.
Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.
В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Несоблюдение указанных требований является дополнительным основанием прекращения депутатских полномочий.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в соответствии с ч. 16 ст. 35 Закона 2003 года.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:
Данную норму следует применять с учетом позиции Конституционного Суда РФ, обоснованной в Определении от 2 июля 2009 года № 1006-О-О.XLIV
2 марта 2008 года состоялись выборы в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области четвертого созыва, которые проводились по мажоритарной избирательной системе по девяти многомандатным избирательным округам. По итогам голосования согласно протоколам окружных избирательных комиссий были замещены 25 депутатских мандатов. Однако в период с 5 по 7 марта 2008 года - до опубликования протоколов окружных избирательных комиссий в средствах массовой информации и принятия решения территориальной избирательной комиссией Рамонского района, на которую были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального района, об установлении общих результатов выборов, - в окружные избирательные комиссии поступили письменные заявления от девяти кандидатов, избранных депутатами, об отказе от получения депутатских мандатов.
На основании этих заявлений и протоколов окружных избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия Рамон- ского района своим решением от 11 марта 2008 года постановила считать избранными 16 депутатов названного Совета, удовлетворить заявления девяти зарегистрированных кандидатов в депутаты об отказе от получения депутатских мандатов, считать девять депутатских мандатов незамещенными, а Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области четвертого созыва - неправомочным ввиду того, что в его состав избрано менее двух третей от установленной уставом муниципального образования численности депутатов, а также назначить повторные выборы по семи избирательным округам, депутатские мандаты в которых оказались незамещенными.
Поскольку в сложившейся ситуации избранные депутаты, составлявшие менее двух третей от установленной численности представительного органа (16 из 25), не имели возможности в соответствии с законом провести первое заседание, а представительный орган - приступить к осуществлению своих полномочий, трое граждан, проживающих в данном муниципальном районе, обратились в Воронежский областной суд с заявлением о признании состава депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва неправомочным. В период рассмотрения дела в суде еще шестеро депутатов указанного Совета народных депутатов заявили об отказе от депутатских мандатов и сложении своих полномочий. Решением Воронежского областного суда от 15 мая 2008 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 года, на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состав депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва был признан неправомочным, что повлекло в соответствии с частями 17 и 18 ст. 35 Закона 2003 года досрочное прекращение полномочий всех его депутатов и проведение досрочных выборов.
Конституционный Суд РФ указал, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Законом 2003 года (ч. 2 ст. 34); представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч. 1 ст. 35); вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе (ч. 1.2 с. 35). Из этих законоположений в системном единстве с ч. 3 ст. 40 Закона 2003 года, согласно которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, следует, что полномочия представительного органа муниципального образования начинаются со дня его первого заседания, а до этого сохраняет свои полномочия предыдущий состав депутатов данного органа. Такой подход федерального законодателя к определению правомочности представительного органа муниципального образования направлен на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий, в том числе исключительных, представительных органов муниципальных образований, что полностью согласуется со ст. 3 (части 1 и 2) Конституции РФ.
Вместе с тем признание неправомочным состава депутатов представительного органа муниципального образования и прекращение полномочий его депутатов не могут быть обусловлены избранием состава данного органа в количестве менее двух третей от установленной численности его депутатов. Такие результаты проводимых по мажоритарной избирательной системе муниципальных выборов означают для представительного органа нового созыва, что он не вправе приступить к исполнению своих полномочий, поскольку не сформирован в полномочном составе, и влекут назначение и проведение повторных выборов по тем округам, где остались незамещенные депутатские мандаты. При этом до формирования нового состава представительного органа муниципального образования сохраняются полномочия представительного органа предыдущего созыва.
Правовой статус депутатов представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Закон 2003 года различает:
Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Как указал Конституционный Суд РФXLV, п. 1 примечаний к ст. 285 и примечание к ст. 318 УК РФ, взятые в нормативном единстве с законодательством о местном самоуправлении, означают, что депутат представительного органа муниципального образования может признаваться должностным лицом как представитель муниципальной власти (при получении взятки).
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).
Впервые в России понятие «статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» нашло отражение в Законе 1995 года. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливается не только нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти различных уровней: Конституцией РФ, федеральными законами; конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, но и уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
До настоящего времени отсутствует федеральный закон, определяющий правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления. В субъектах РФ только в последние годы начался процесс принятия законов о правом статусе таких депутатов. Как правило, эти законы распространяют свое действие на депутата представительного органа, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Деятельность представительного органа определяется регламентом, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ведения заседания, принятия решения.
Формы работы представительного органа законодательно не определены. Главной формой работы является его заседание в пленарном составе. По отдельным направлениям своей деятельности представительный орган образует комиссии.
В уставе муниципального образования или регламенте представительного органа устанавливается периодичность проведения заседаний. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1. ст. 35 Закона 2003 года).
Заседания могут быть открытые и закрытые; очередные и внеочередные; пленарные и заседания по комиссиям и комитетам.
Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.
В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Несоблюдение указанных требований является дополнительным основанием прекращения депутатских полномочий.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в соответствии с ч. 16 ст. 35 Закона 2003 года.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:
-
в случае, если судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий закону и уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске; -
случае, если соответствующим судом установлено, что избранный (вновь избранный) в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.
Данную норму следует применять с учетом позиции Конституционного Суда РФ, обоснованной в Определении от 2 июля 2009 года № 1006-О-О.XLIV
2 марта 2008 года состоялись выборы в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области четвертого созыва, которые проводились по мажоритарной избирательной системе по девяти многомандатным избирательным округам. По итогам голосования согласно протоколам окружных избирательных комиссий были замещены 25 депутатских мандатов. Однако в период с 5 по 7 марта 2008 года - до опубликования протоколов окружных избирательных комиссий в средствах массовой информации и принятия решения территориальной избирательной комиссией Рамонского района, на которую были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального района, об установлении общих результатов выборов, - в окружные избирательные комиссии поступили письменные заявления от девяти кандидатов, избранных депутатами, об отказе от получения депутатских мандатов.
На основании этих заявлений и протоколов окружных избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия Рамон- ского района своим решением от 11 марта 2008 года постановила считать избранными 16 депутатов названного Совета, удовлетворить заявления девяти зарегистрированных кандидатов в депутаты об отказе от получения депутатских мандатов, считать девять депутатских мандатов незамещенными, а Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области четвертого созыва - неправомочным ввиду того, что в его состав избрано менее двух третей от установленной уставом муниципального образования численности депутатов, а также назначить повторные выборы по семи избирательным округам, депутатские мандаты в которых оказались незамещенными.
Поскольку в сложившейся ситуации избранные депутаты, составлявшие менее двух третей от установленной численности представительного органа (16 из 25), не имели возможности в соответствии с законом провести первое заседание, а представительный орган - приступить к осуществлению своих полномочий, трое граждан, проживающих в данном муниципальном районе, обратились в Воронежский областной суд с заявлением о признании состава депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва неправомочным. В период рассмотрения дела в суде еще шестеро депутатов указанного Совета народных депутатов заявили об отказе от депутатских мандатов и сложении своих полномочий. Решением Воронежского областного суда от 15 мая 2008 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 года, на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состав депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва был признан неправомочным, что повлекло в соответствии с частями 17 и 18 ст. 35 Закона 2003 года досрочное прекращение полномочий всех его депутатов и проведение досрочных выборов.
Конституционный Суд РФ указал, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Законом 2003 года (ч. 2 ст. 34); представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч. 1 ст. 35); вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе (ч. 1.2 с. 35). Из этих законоположений в системном единстве с ч. 3 ст. 40 Закона 2003 года, согласно которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, следует, что полномочия представительного органа муниципального образования начинаются со дня его первого заседания, а до этого сохраняет свои полномочия предыдущий состав депутатов данного органа. Такой подход федерального законодателя к определению правомочности представительного органа муниципального образования направлен на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий, в том числе исключительных, представительных органов муниципальных образований, что полностью согласуется со ст. 3 (части 1 и 2) Конституции РФ.
Вместе с тем признание неправомочным состава депутатов представительного органа муниципального образования и прекращение полномочий его депутатов не могут быть обусловлены избранием состава данного органа в количестве менее двух третей от установленной численности его депутатов. Такие результаты проводимых по мажоритарной избирательной системе муниципальных выборов означают для представительного органа нового созыва, что он не вправе приступить к исполнению своих полномочий, поскольку не сформирован в полномочном составе, и влекут назначение и проведение повторных выборов по тем округам, где остались незамещенные депутатские мандаты. При этом до формирования нового состава представительного органа муниципального образования сохраняются полномочия представительного органа предыдущего созыва.
-
в случае принятия представительным органом решения о са- мороспуске; -
в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; -
в случае преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования; -
в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; -
в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом. -
если уставом муниципального образования предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.
Правовой статус депутатов представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Закон 2003 года различает:
-
депутата, -
члена выборного органа местного самоуправления, -
выборного должностного лица местного самоуправления.
Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Как указал Конституционный Суд РФXLV, п. 1 примечаний к ст. 285 и примечание к ст. 318 УК РФ, взятые в нормативном единстве с законодательством о местном самоуправлении, означают, что депутат представительного органа муниципального образования может признаваться должностным лицом как представитель муниципальной власти (при получении взятки).
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).
Впервые в России понятие «статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» нашло отражение в Законе 1995 года. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливается не только нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти различных уровней: Конституцией РФ, федеральными законами; конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, но и уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
До настоящего времени отсутствует федеральный закон, определяющий правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления. В субъектах РФ только в последние годы начался процесс принятия законов о правом статусе таких депутатов. Как правило, эти законы распространяют свое действие на депутата представительного органа, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.