Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» органы местного само­управления: участвуют в обсуждении и решении вопросов размеще­ния на подведомственных им территориях ядерных установок, радиа­ционных источников и пунктов хранения; принимают решения о раз­мещении и сооружении на подведомственных им территориях радиа­ционных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядер- ных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственно­сти муниципальных образований; информируют население через средства массовой информации о радиационной обстановке на подве­домственных им территориях.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере куль­туры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Компетенция органов местного самоуправления в области культуры в самом общем виде определена Законом РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре». К полномочиям органов местного самоуправления различных муниципальных образований в области культуры относятся: органи­зация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципаль­ного образования услугами организаций культуры; сохранение, ис­пользование и популяризация объектов культурного наследия (памят­ников истории и культуры), находящихся в собственности муници­пального образования, охрана объектов культурного наследия (па­мятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории муниципального образования; создание условий для развития местного традиционного народного художест­венного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном образова­нии.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образо­вания определены Законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация пре­доставления общедоступного и бесплатного начального общего, ос­новного общего, среднего (полного) общего образования по основ­ным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесен­ных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержа­ния зданий и сооружений муниципальных образовательных учрежде­ний, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, под­лежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, ос­новного общего и среднего (полного) общего образования.


Органы местного самоуправления городских округов имеют пра­во создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципаль­ных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципаль­ных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по со­стоянию на 31 декабря 2008 года.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Компетенция органов местного самоуправления в сфере здраво­охранения определяется «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправле­ния, уполномоченные на осуществление управления в сфере здраво­охранения, а также находящиеся в муниципальной собственности ме­дицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые яв­ляются юридическими лицами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (за исключением территорий, медико-санитарное обеспечение населения которых осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся: формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно­авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях; организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами; создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан; регулярное информирование населения, в том числе через средства


массовой информации, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих; санитарно­

гигиеническое просвещение населения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и го­родских округов вправе создать службу неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений.

Компетенция органов местного самоуправления в области физ­культуры и спорта. В соответствии с Федеральным законом от 4 де­кабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультур­но-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муни­ципальных образований к полномочиям органов местного самоуправ­ления относятся: определение основных задач и направлений разви­тия физической культуры и спорта с учетом местных условий и воз­можностей, принятие и реализация местных программ развития фи­зической культуры и спорта; популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения; организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спор­тивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан; утверждение и реализация ка­лендарных планов физкультурных мероприятий и спортивных меро­приятий муниципальных образований; организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортив­ных мероприятий муниципальных образований; содействие обеспе­чению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официаль­ных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и др.

Органы местного самоуправления имеют право: утверждать по­рядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществлять их обеспечение; участво­вать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных со­ревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сбор­ных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта Российской Федерации, проводимых на территориях муниципальных образований; оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований.


Полномочия органов местного самоуправления в сфере безопасности и обороны страны, обеспечения законности и пра­вопорядка. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» органы местно­го самоуправления входят в единую государственную систему пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органы местно­го самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необхо­димых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприя­тий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен инфор­мацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирова­ние населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в мес­тах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о воз­никновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неот­ложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств об­ращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно дей­ствующие органы управления, специально уполномоченные на реше­ние задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления содействуют федеральному ор­гану исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специа­лизированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предос­тавлении имеющихся технических устройств для
распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного вре­мени в целях своевременного оповещения и информирования населе­ния о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области за­щиты от чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного

самоуправления являются одними из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности.

На территории муниципальных образований органами местного самоуправления создается муниципальная пожарная охрана, они же определяют цель, задачи, порядок создания и организации ее деятель­ности, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной ох­раны.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безо­пасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

  1. создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

  2. создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, располо­женных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним тер­риториях;

  3. оснащение территорий общего пользования первичными сред­ствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

  4. организация и принятие мер по оповещению населения и под­разделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

  5. принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопо­жарной службы;

  6. включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасно­сти в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

  7. оказание содействия органам государственной власти субъек­тов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населе­ния;

  8. установление особого противопожарного режима в случае по­вышения пожарной опасности.