Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безо­пасности в границах городских населенных пунктов относятся:

  1. создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

  2. включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасно­сти в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

  3. оказание содействия органам государственной власти субъек­тов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населе­ния;

  4. установление особого противопожарного режима в случае по­вышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально­технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанав­ливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

  1. проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатыва­ют и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населе­ния;

  2. проводят подготовку и обучение населения в области граждан­ской обороны;

  3. поддерживают в состоянии постоянной готовности к использо­ванию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, воз­никновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера, защитные сооружения и другие объекты гражданской оборо­ны;

  4. проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  5. проводят первоочередные мероприятия по поддержанию ус­тойчивого функционирования организаций в военное время;

  6. создают и содержат в целях гражданской обороны запасы про­довольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.


При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления город­ских округов вправе:

  • запрашивать у организаций и граждан информацию, необходи­мую для занесения в документы воинского учета;

  • вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

  • определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

  • определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;

  • запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;

  • вносить в военные комиссариаты предложения о совершенство­вании организации первичного воинского учета.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления город­ских округов обязаны:

  • осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержа­щихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации в области персо­нальных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете;

  • поддерживать сведения, содержащиеся в документах первично­го воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддер­жание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, со­держащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;

  • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комис­сариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на во­инском учете;

  • организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воин­ского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства, расположенное в пределах тер­ритории муниципального образования, место пребывания либо выез­де из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

  • осуществлять сбор информации о прохождении гражданами ме­дицинского обследования при первоначальной постановке на воин­ский учет, призыве или поступлении на военную службу по контрак­ту, поступлении в военные образовательные учреждения профессио­нального образования, призыве на военные сборы, медицинского пе­реосвидетельствования ранее признанных ограниченно годными к во­енной службе по состоянию здоровья;

  • представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положе­нием о воинском учете;

  • организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

  • вести прием граждан по вопросам воинского учета.


Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуще­ствление первичного воинского учета предусматриваются в виде суб­венций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первич­ном воинском учете.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первич­ный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первично­го воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа структурного подразделения воен­ного комиссариата.

Органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти, в ко­торых предусмотрена военная служба, и должностными лицами орга­низаций обязаны систематически проводить работу по военно­патриотическому воспитанию граждан.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какими актами определяются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах?

  2. В каких случаях органы местного самоуправления могут образовывать муниципальные унитарные предприятия?

  3. Каковы полномочия органов местного самоуправления в сфере физкультуры и спорта?

  4. Вправе ли органы местного самоуправления выступать в качестве учредителей высших учебных заведений?

  5. Какое место занимают органы местного самоуправления в системе обеспечения безопасности?

  6. В каких случаях органы местного самоуправления осуществляют первичный воинский учет граждан?


Тема 10. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ


Гарантии местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления - система средств и институтов, обеспечивающих реальную возможность реализации гражданами права на местное самоуправление. Гарантии местного самоуправления, по сути, являются механизмом ограничения государственной власти и одновременно носят государственный характер, так как обеспечиваются государством.

В отличие от ранее действовавшего закона, в Законе 2003 года не содержится специальной главы о гарантиях местного самоуправле­ния. Однако это не означает, что федеральный законодатель отказался от установления законом таких гарантий. Правовые гарантии местно­го самоуправления закреплены в различных статьях данного закона, а также в иных федеральных законах.

Гарантии могут быть объединены в две основные группы: общие гарантии местного самоуправления и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

К общим гарантиям относятся:

  • экономические: общие принципы рыночной экономики, равноправие форм собственности, свобода предпринимательства. Основа экономических гарантий - это муниципальная собственность;

  • политические: общественно-политические институты, закрепленные в первой главе Конституции РФ. К ним относятся народовластие, политический и идеологический плюрализм, социальное государство, приоритет прав и свобод человека и др.;

  • социальные: формирование в России гражданского общества как главного условия самоорганизации населения;

  • духовно-культурные гарантии: осознание гражданами, что местное самоуправление является демократической ценностью.

Под специальными (юридическими) гарантиями местного само­управления понимается система правовых норм и институтов, обес­печивающих возможность эффективно реализовывать права местного самоуправления и закрепляющих правовые возможности защиты, в том числе и судебной.

Важнейшей юридической гарантией является запрет на ог­раничение прав местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных ст. 133 Конституции РФ. Норма имеет универсальный характер, она адресована неопределен­ному кругу субъектов.

В ч. 3 ст. 3 Закона 2003 года закреплено, что установленные Кон­ституцией РФ и Законом 2003 года права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федераль­ным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п. 3 ст. 55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона 2003 года изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон. Следовательно, субъекты РФ должны рассматривать федеральные нормы как муниципально-правовой минимум, ниже ко- 45 торого не может опускаться региональное законодательство.

Государственная защита юридической силы актов местного самоуправления. Законом 2003 года установлено, что муниципаль­ные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципаль­ного образования, подлежат обязательному исполнению на всей тер­ритории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, ру­ководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправ­ления и должностными лицами местного самоуправления, приняв­шими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передан­ных им федеральными законами и законами субъектов РФ, - уполно-