Файл: Практикум к практическим занятиям и по самостоятельной работе для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Наименования разделов, тем
Общее ко ли чес тво час ов
К
ол ич ес тво за четн ых еди ни ц
Распределение часов по видам занятий
Очная форма
Заочная форма
Ау д.
ЛК
ЛР
ПЗ
СР
К
он тр ол ь
Ау д.
ЛК
ЛР
ПЗ
СР
К
он тр ол ь
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15
Семестр
8 10
Раздел 1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования
Тема 1. Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования
9 0,25 2
1
-
1 7
-
2 1
-
1 7
-
Тема 2. Органы государственного регулирования экономики
9 0,25 2
1
-
1 7
-
1 1
8
-
Тема 3. Правовые и административные методы государственного регулирования экономики
9 0,25 2
1
-
1 7
-
1 1
8
-
Тема 4. Прогнозирование социального развития в системе государственного регулирования
9 0,25 2
1
-
1 7
-
1
-
-
1 8
-
Тема 5 Программирование в системе государственного регулирования экономики
9 0,25 2
1
-
1 7
-
1
-
-
1 8
-
Тема
6.
Макроэкономическое планирование в системе государственного регулирования экономики
9 0,25 2
1
-
1 7
-
2 1
-
1 7
-
Раздел 2. Государственное регулирование отдельных сфер экономической системы
Тема
7.
Финансово-кредитное регулирование экономики
10 0,28 4
2
-
2 6
-
2 1
-
1 8
-
Тема
8.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
10 0,28 4
2
-
2 6
-
2 1
-
1 8
-
Тема
9.
Государственное регулирование структурных сдвигов и инвестиционной деятельности
10 0,28 4
2
-
2 6
-
2 1
-
1 8
-
Тема 10. Предпринимательство как объект государственного регулирования
9 0,25 4
2
-
2 5
-
2 1
-
1 7
-
Тема
11.
Государственное регулирование развития науки и техники
9 0,25 4
2
-
2 5
-
2 1
-
1 7
-
Тема
12.
Государственное регулирование развития основных сфер хозяйственной деятельности
10 0,28 4
2
-
2 6
-
2 1
-
1 8
-
Тема
13.
Государственное регулирование труда и развития социальной сферы
10 0,28 4
2
-
2 6
-
2 1
-
1 8
-
Тема
14.
Государственное регулирование развития регионов
9 0,25 4
2
-
2 5
-
2 1
-
1 7
-
Тема
15.
Государственное регулирование природоохранной деятельности
9 0,25 4
2
-
2 5
-
2 1
-
1 7
-
Всего часов в семестре
140 4
48 24
-
24 92
-
26 12
-
14 114
-
Форма контроля – зачет с оценкой
-
-
-
-
-
-
4
-
-
-
-
-
-
4
Всего часов в семестре
144 4
48 24
-
24 96
-
26 12 14 114 4


9
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ПО
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ТЕМА 1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Изучение данной темы направлено на формирование знаний относительно места и роли системы государственного регулирования в экономической системе.
Самостоятельная работа предусматривает изучение вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения и выполнение реферата на одну из предложенных тем. Выполнение реферата на одну из предложенных тем позволяет сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с литературными источниками и представить современные взгляды на рассматриваемые проблемы с позиции многоаспектного анализа проблемы. Выполненные рефераты рассматриваются на практическом занятии и являются исходным материалом для построения научной дискуссии по вопросам рассматриваемой темы. Темы рефератов 1-4 являются обязательными для краткого (реферативного) конспектирования.
Теоретическая часть
Государственное регулирование экономики следует представлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.
Для характеристики государственного регулирования экономики можно выделить три его стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.
Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражает единство социально-экономических и технико-экономических отношений.
Организационнаясторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социальных отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретные хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.
Методологическая сторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально- экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов


10 и обеспечение его выполнения. В конечном счете, именно от методологической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач
Необходимость государственного регулирования экономики вызвана следующими особенностями функционирования рынка:
1. Несовершенством конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках возникают монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
2. Наличие совокупности товаров и услуг, жизненно необходимых обществу, которых либо нет на рынке, либо, если они есть, то в недостаточном количестве (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.).
3. Загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу.
4. Наличие информации, представляющей собой «товар», которая в более или менее достаточном количестве и качестве не может быть произведена без участия государства.
5. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
6. Неравномерность распределения доходов, которая если не принимать мер, ставит под угрозу стабильность общества.
7. Наличие совокупности «товаров и услуг» (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но не рынок.
На современном этапе развития государство выполняет четыре основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).
2. Защита конкуренции, борьба с монополизмом.
3. Стимулирование экономического роста путем развития различных секторов экономики.
4. Перераспределение доходов и богатства для смягчения социальной справедливости.

Основные определения:
Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития

11 экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1.
Понятие системы государственного регулирования.
2.
Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики.
3.
Экономические функции государства.
4.
Объект и субъект государственного воздействия.
5.
Типы и модели государственного регулирования.
6.
Границы государственного вмешательства в экономику.
7.
Различие направлений и интенсивности государственного регулирования на разных этапах развития.
8.
Особенности и структура субъекта государственного регулирования в условиях федеративного государства.
Самостоятельная работа по данной теме предусматривает обязательное изучение 2, 3, 5, 6 вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение. В целях углубления и расширения полученных знаний рекомендовано дополнительно рассмотреть 1, 4, 7, 8 вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Аргументируйте необходимость вмешательства государства в экономические процессы
2.
Какие основные функции выполняет государство на современном этапе в системе регулирования экономических отношений?
3.
Охарактеризуйте основные этапы эволюции места государства в системе регулирования экономических отношений
4.
Дайте характеристику основным субъектам системы государственного регулирования.
5.
Дайте характеристику основным объектам системы государственного регулирования
6.
Охарактеризуйте основные типы экономических систем.
7.
Опишите основные модели государственного регулирования.


12
Темы рефератов:
1.
Теории меркантилизма (У. Стаффорд, Г. Скаруффи, Т. Мен, А. Сера, А.
Монкретьен).
2.
Экономический либерализм (А. Смит, Д. Рикардо, Н.Д. Кондратьев,
М.И. Туган-Барановский).
3.
Государство в неоклассической системе (А. Маршалл, Э. Чемберлин, Л.
Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен). Монетарное регулирование денежно- кредитных отношений, антиинфляционная политика. Экономическая теория предложения и налоговая политика государства (А. Лаффер, Дж. Гильдер).
4.
Рынок и государство в системе кейнсианства: общие принципы государственного регулирования экономики, антициклическое (конъюктурное) регулирование экономики, стимулирование экономического роста.
5.
Альтернативные стратегии развития российской экономики с точки зрения государственного воздействия на основные сферы.
6.
Российская экономика на этапе рыночных реформ: эволюция в русле модели сырьевого государства.
7.
Национальные модели экономического развития и целевой ориентир рыночной трансформации российского общества.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1.
Охарактеризуйте основные факторы, определяющие необходимость государственного вмешательства в экономику на современном этапе развития.
2.
Дайте характеристику основным теориям государственного участия в системе регулирования макроэкономических процессов.
3.
Дайте характеристику основным моделям государственного регулирования в современной экономике.
4.
Перечислите основные цели, которые можно достигнуть с помощью государственного вмешательства в экономическую систему.
5.
Дайте сравнительную характеристику основным теориям государственного регулирования.
Литература: [1,4, 7, 8, 9, 11, 13,17, 18, 24-32]
ТЕМА 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
В результате рассмотрения данной темы студенты изучают организационную структуру механизма государственного регулирования. Особое внимание уделяется изучению структуры и компетенций органов государственной законодательной и исполнительной власти с точки зрения государственного устройства.
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение в рамках данной темы,

13 являются обязательными для рассмотрения и конспектирования. Результаты могут быть представлены в виде структурно-логических схем.
Теоретическая часть
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его признаков:
 создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее субъекта;
 действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
 выполняет свойственные только ему задачи и функции;
 обладает собственной компетенцией;
 характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;
 наделен властными полномочиями, т.е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов.
По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов
Федерации.
В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

Конституции РФ;

Федеральных конституционных законов, федеральных законов;

Указов Президента РФ;

Постановлений Правительства РФ;

Законодательных актов субъектов РФ.
По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:
1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;
2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная;
3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;