Файл: Социальные конфликты и пути их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


XХII городской научно-практическая конференция исследовательских работ и проектов учащихся «Шаг в будущее»

Научно-исследовательская работа на тему: «Социальные конфликты и пути их решения»

Автор:

Коссе Анастасия Николаевна

ученица 10А класса МАОУ ОСШ №3

Научный руководитель:

Пономарёва Светлана Вячеславона

учитель обществознания МАОУ ОСШ №3

Российская Федерация

г. Нягань 2022 г.

Паспорт научно-исследовательской работы

1

Название проекта

«Социальные конфликты и пути их решения»

2

Руководитель проекта

Пономарёва Светлана Вячеславовна

4

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

обществознание

5

Учебные предметы близкие к теме проекта

История, право, литература, психология

6

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является конфликт как одно из состояний отношений людей

Предметом исследования являются особенности возникновения социальных конфликтов и пути их разрешения.

7

Гипотеза

Я предполагаю, что большинство конфликтов как межличностных, так и межгрупповых (межгосударственных) происходит из-за недопонимания, нежелания принять и понять друг друга, а также в следствии противоречий интересов и убеждений из-за различий личностных, культурных, политических взглядов

8

Методы исследования

социологический – в ходе исследования был проведен социологический опрос и анкетирование учащихся методы анализа и обобщения;

статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах;

теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников


9

Практическая значимость

Результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации

10

Автор проекта

Коссе Анастасия Николаевна


12

Тип проекта

Социальный


13

Цель проекта

Исследовать причины возникновения социальных конфликтов и способы их решения

14

Задачи проекта

1. Изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2. Проанализировать причины, этапы протекания социальных конфликтов;

3. Выявить черты сходства и отличия межличностных и межгрупповых конфликтов

4. Узнать статистику по опросам.

5. Разработать памятку «Как решать конфликтные ситуации правильно».

15

Прогнозируемый результат

Повысить знания у учащихся о конфликте и способах его решения

16

Практическое применение

Данный проект и информация может быть использована на уроках обществознания, проведение классных часов.

17

Срок реализации проекта

краткосрочный

18

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационно – подготовительный.

- Социальный опрос

- Анкетирование учащихся по теме

- Сбор информации

- Изучение научных источников по проблеме исследования.

2 этап. Основной

- Исследование результатов социального опроса и анкетирования учащихся

- Самостоятельный поиск информации в Интернете.

- Сохранение результатов в формате Word, Microsoft PowerPoint

3 этап. Итоговый.

- Защита проекта, исследований, проведённых в рамках проекта.

- Применение полученных знаний на уроках обществознания




Оглавление
Аннотация……………………………………………………………….…..5

План исследований…………………………………………………………6

Основная часть……………………………………………………………...8
Глава 1 Теоретическая часть
1. Теоретические аспекты изучения социальных конфликтов…………..9
2. Общие сведения о понятии «конфликт»………………………..……..10
3. Классификация и причины конфликтов……………………………….10
4. Основные этапы динамики конфликтов.………………………..……..11
5. Стратегии поведения в конфликте……………………………………..12
6. Способы разрешения конфликта……………………………………….14
Глава 2 Практическая часть……………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………..22
Приложение………………………………………………………………...23

«Социальные конфликты и пути их решения»

Авторы: Коссе Анастасия Николаевна, Пономарёва Светлана Вячеславона

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, город Нягань, Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение муниципального образования город Нягань «Общеобразовательная средняя школа №3» 10-А класс
Аннотация
В научно-исследовательской работе «Социальные конфликты и пути их решения» представлена информационная справка, которая рассказывает о проблеме конфликтологии, а также, почему эта тема сегодня очень актуальна. Помимо определения конфликта в работе подробно перечислены признаки, характеризующие конфликтную ситуацию. Проведён анализ, позволивший выявить черты сходства и отличия межличностных и межгрупповых (межгосударственных) конфликтов. В работе описываются пути выхода из спорной ситуации. Показан анализ разных способов решения конфликтов.

Цель: Исследовать причины возникновения социальных конфликтов и способы их решения.

Задачи:

1. Изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2. Проанализировать причины, этапы протекания социальных конфликтов;

3. Выявить черты сходства и отличия межличностных и межгрупповых конфликтов;

4. Узнать статистику по опросам.

6. Разработать памятку «Как решать конфликтные ситуации правильно».

Методы исследования: теоретические, социологические, психологические статистические.

Приёмы исследования:
анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, аналогия, моделирование, системный подход.

В рамках практической части был проведен социальный опрос, показывающий, насколько часто люди попадают в конфликтные ситуации и умеют ли из них выходить и анкетирование, определяющее стратегии поведения в конфликте. Результаты опроса представлены в виде диаграмм.


«Социальные конфликты и пути их решения»

Авторы: Коссе Анастасия Николаевна, Пономарёва Светлана Вячеславона

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, город Нягань, Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение муниципального образования город Нягань «Общеобразовательная средняя школа №3» 10-А класс
План исследований

Актуальность: Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Конфликты неизбежны. Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт - это одна из вечных тем взаимоотношений между людьми. И она будет актуальна до тех пор, пока на Земле живет человек. Знание о конфликте: как он зарождается, протекает и, самое главное, как, с помощью, какой стратегии выходить из конфликта, не только не потеряв честь и достоинство, но и не унизив другого человека необходимы каждому человеку.

Объект исследования Объектом исследования является конфликт как одно из состояний отношений людей.

Предметом исследования являются особенности возникновения социальных конфликтов и пути их разрешения.

Гипотеза Я предполагаю, что большинство конфликтов как межличностных, так и межгрупповых (межгосударственных) происходит из-за недопонимания, нежелания принять и понять друг друга, а также в следствии противоречий интересов и убеждений из-за различий личностных, культурных, политических взглядов.

Подробное описание методов исследования:

теоретические – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников, обобщение полученной информации;

социологический – в ходе исследования был проведен социологический опрос и анкетирование учащихся методы анализа и обобщения;

психологические – общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные исследования, опирающиеся на наблюдение и эксперимент;

статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах.
Практическая значимость Результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации

Тип проекта: социальный

Прогнозируемый результат Повысить знания у учащихся о конфликте и способах его решения
Практическое применение Данный проект и информация может быть использована на уроках обществознания, проведение классных часов.
Срок реализации проекта: краткосрочный
Этапы работы над проектом
1 этап. Организационно – подготовительный.

- Социальный опрос, анкетирование учащихся по теме

- Сбор информации

- Изучение научных источников по изучаемой проблеме.
2 этап. Основной

-Исследование результатов социального опроса и анкетирования учащихся

- Самостоятельный поиск информации в Интернете.

- Сохранение результатов в формате Word, Microsoft PowerPoint
3 этап. Итоговый

- Защита проекта, исследований, проведённых в рамках проекта.

- Применение полученных знаний на уроках обществознания
Основная часть
На уроке истории учитель Лариса Геннадьевна подняла тему злободневной ситуации военных действий на территориях ДНР и ЛНР, что побудила меня к размышлению о том, почему одни конфликты возникают и разрешаются быстро, а другие могут длиться годами? Что на самом деле может лежать в основе такой «конфликтности»? Хотелось бы узнать, как остановить конфликты и можно ли остановить их вообще?

Попутно у меня возникли дополнительные вопросы:

  • Каковы причины возникновения конфликтов?

  • Какие виды конфликтов бывают?

  • Какие есть способы решения конфликтов?

  • Существуют ли алгоритмы поведения, которые можно использовать для разрешения конфликтной ситуации?

  • Если каждый конфликт уникален, то значит ли, что соответственно подход к его разрешению тоже должен быть уникальным?



Мне захотелось изучить проблему социальных конфликтов более глубоко, сделать анализ, позволивший выявить черты сходства и отличия межличностных (конфликтные ситуации моих одноклассников) и межгосударственных (политические конфликты в ходе исторических событий) конфликтов.

Я обратилась за помощью к своей маме, которая имеет психологическое образование и разбирается в вопросах конфликтологии.

Она посоветовала мне литературу для изучения, и я занялась поиском информации.


Глава 1 Теоретическая часть
1. Теоретические аспекты изучения социальных конфликтов

Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт».

Само слово «конфликт» - явление из области психологии. Все знают, что конфликт - это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть - одна - отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон.

«Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации»1,- пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия2.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. По словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большем числом противоречий в интересах приходится сталкиваться3.

В книге «Психология конфликта» Гришиной Н. В. изложены психологические проблемы конфликтов. Также представлены их виды, описаны реакции людей на жизненные ситуации, которые затрудняют общение.

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.

Термин «социальный конфликт» введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его «спором».

Г. Зиммель доказывал тезис о том, что