Файл: Социальные конфликты и пути их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конфликты в обществе неизбежны, т.к. они определены:

  • Биологической природой человека;

  • Социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения.

Немецкий социолог, философ, историк М. Вебер называл конфликт «борьбой». Английский социолог Г. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявления процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание.

2. Общие сведения о понятии «конфликт
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.


3. Классификация и причины конфликтов
Типы конфликтов по числу участников:

  • Внутриличностные;

  • Межличностные;

  • Конфликты между личностью и группой;

  • Межгрупповые;

  • Межгосударственный конфликт.

Внутриличностный конфликт (Я реальное – Я идеальное)

Носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. Внутриличностный конфликт происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания. Содержание этого конфликта выражается в острых

негативных переживаниях.

Межличностный конфликт (Я – Я)

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Межличностный конфликт происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп.

Причины, которые приводят к возникновению межличностного конфликта, могут быть объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека.

Причины:

  • Индивидуальные различия (разное воспитание, разное воспитание, ценностные ориентации);

  • Дефицит информации (участники конфликта могут обладать разной информацией или получить неправильную информацию);

  • Несовместимость ролей участников (личностные качества, темперамент);

  • Стресс обусловленной окружающей средой (конкуренция, сокращение штатов, высокие требования к человеку).


Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.
Конфликт между личностью и группой (Я – МЫ)

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Конфликт между личностью и группой может быть конструктивный и деструктивный.

Межгрупповой конфликт (МЫ – МЫ) Выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Например, конфликт между различными классами, национальностями, религиозными и поколенческими (конфликт «отцов и детей») группами.
Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные:

  • экономические;

  • политические;

  • национально-этнические.


Межгосударственный конфликт

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.)

Нынешние военные события на Украине являются ярким примером межгосударственного конфликта.
Мировые конфликты в прошлом и сегодня

Самыми знаменитыми среди них были:

  • Крестовые походы римской католической церкви, которые продолжались с 11 по 15 век

  • Столетняя война – военный конфликт, разгоревшийся в 1337 году между Францией и Англией, продолжавшийся более 100 лет.

  • Война между Северной и Южной Кореей, начавшаяся в 1950 и завершившаяся в 1953 году.

  • Однако из всех примеров конфликтов в истории самыми разрушительными являются Первая и Вторая мировая война


4. Основные этапы динамики конфликтов
Модель развития конфликта (рисунок 1).

Первая стадия зарождения конфликта – конфликтная ситуация

1. Возникновение конфликтной ситуации.

2. Появление сигналов конфликта, напряженности, кризис в отношениях, инциденты.

3. Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, проявление враждебности.
Вторая стадия развития конфликта – начало и усиление действий друг против друга

4. Начало конфликтного противоборства сторон – действия друг против друга.


5. Эскалация конфликта. Информационное и энергетическое противоборство.

Третья стадия завершения, трансформации конфликта

6. Завершение конфликта – всякое его окончание.

7. Постконфликтная ситуация:

а) нормализация отношений, сотрудничество;

б) перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения. Рис. 1


5. Стратегии поведения в конфликте

Основные стили поведения

  • Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте.

  • Напористость, когда, прежде всего, защищаются свои интересы.


К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации4

(рисунок 2).

В разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили.

Соперничество «акула» Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный всотрудничестве с другойстороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Приспособление (уступка) «медвежонок», означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Стиль приспособления (уступчивость) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Компромисс «лиса» – соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.


Избегание (уход) «черепаха» - отсутствие стремления к кооперации, и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на её решение. Также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьёзных оснований для продолжения контактов.

Сотрудничество «сова», когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

Рис. 2
Девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть»


Соперничество «акула»


Девиз: «Чтобы я выиграл, ты должен тоже выиграть»


Девиз: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Девиз: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Сотрудничество «сова»

Приспособление «медвежонок»

Компромисс «лиса»

Избегание (уход) «черепаха»


Согласно модели К. Томаса, когда одна сторона идёт на уступку, выигрывает другая сторона (соперник). При этом учитываются интересы только одной из сторон. И наоборот, когда в конфликте одна сторона занимаем позицию соперничества, тогда её интересы доминируют, а интересы соперника ущемляются. В случаях соперничества и приспособления (уступки) кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.

Когда люди используют такой стиль поведения как уход от конфликта, степень разрешения конфликта считается низко эффективной, так как не решается проблема. И поэтому ни одна из сторон не достигнет успеха.

Когда конфликтующие стороны идут на компромисс обе стороны проигрывают, так как частично ущемляются интересы обеих сторон. Поэтому по Томасу уровень эффективности разрешения конфликтной ситуации с помощью компромисса считается средний.

И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, так ка учитываются интересы обеих сторон. Степень эффективности разрешения конфликта в этом случае высокая.

Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Кильмена

В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на

рис. 3

Рис. 3




Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Кильмена

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 4
Рис. 4




6. Способы разрешения конфликта
Пять способов урегулирования конфликтов:

  • Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в разрешении проблемы)

  • Применение силы, власти, закона (одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее)

  • Посредничество (использование третей стороны в решении проблемы)

  • Компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон)

  • Переговоры (мирное обсуждение сторонами решения проблемы)

Глава 2 Практическая часть
После того как мной были изучены и рассмотрены типы конфликтов, этапы протекания социальных конфликтов и проанализированы причины возникновения конфликтов, осталось выявить черты сходства и отличия межличностных (конфликтные ситуации моих одноклассников) и межгосударственных (политические конфликты в ходе исторических событий) конфликтов.

Чтобы найти ответ на этот вопрос я занялась поиском информации в различных источниках. Большую помощь мне оказал интернет. Кроме этого я провела исследования.