Файл: Социальные конфликты и пути их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С результатом своей работы я хочу поделиться с Вами.

В первую очередь, меня заинтересовал вопрос международных вооружённых конфликтов и степень вовлечённости Российской Федерации в эти конфликты. В своём проекте я хочу привести статистику, общее число конфликтов, в которые были вовлечены страны за период 1946-2005 г.г. Статистические данные, использованные в моём проекте были взяты мной из статьи приведённой на сайте Арсенал-Инфо.рф . Из схемы приведённой ниже видно, что Российская Федерация занимает среднее положение (7-9 внешних конфликтов) среди государств мира, которые принимали участие в международных конфликтах за этот период (рисунок 4).
Рисунок 4


Также мне хочется привести статистику конфликтов стран на собственной территории за период 1946-2005 г.г. из той же статьи.

Из схемы приведённой ниже видно, что Российская Федерация занимает положение ниже среднего (4-6 внутренних конфликтов) среди государств мира, на территории которых происходили политические конфликты с привлечением правительственных сил (рисунок 5).
Рисунок 5



Из выше приведённой статистики видно, что Российская Федерация является не конфликтной страной и согласно историческим событиям вовлекалась в международные конфликты по причине необходимости, для урегулирования конфликтов других стран и стабилизации ситуации на арене внешнеполитических событий.

Мне стало интересно насколько конфликтны мои одноклассники? Как часто у них возникают конфликты? С кем чаще всего они конфликтуют? Что является чаще всего причиной конфликтов? Как чаще всего заканчиваются конфликты?

Чтобы ответить на эти вопросы, я использовала социологический метод исследования. В ходе исследования с целью выяснения участников, причин возникновения и путей выхода из конфликта, был проведен социологический опрос и анкетирование учащихся 10-А класса, методы анализа и обобщения (приложения1, 2). В опросе приняли участие 23 человека.

В первую очередь меня интересовал вопрос: как часто мои одноклассники вступают в конфликтную ситуацию? В 10-А классе всего 4 (17%) человека ответили, что конфликты возникают ежедневно. У 7 (30%) человек конфликты возникают раз в неделю, у 4 (17%) раз в месяц и у 8 (35%) человек конфликты возникают редко (приложение 3 диаграмма 1).

В целом обстановка в классах не конфликтная, хотя и не скажешь, что абсолютно доброжелательная. Доказательством этого является анализ данных на второй вопрос: с кем чаще всего возникают разногласия? Чаще всего конфликты возникают с родителями у 11 (48%) ребят, на втором месте друзья, это отметили 7 (30%) человек, на третьем месте одноклассники у 4 (17%) человек. Фактически отсутствуют конфликты с учителями, отмечено только у 1 (4%) человека (приложение 3 диаграмма 3).

Я считаю, что это происходит закономерно. Психологи утверждают: что за конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека; неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности. Наиболее частые причины, по которым мои одноклассники оценивают сложные ситуации общения с родителями:
- считают меня ещё не достаточно взрослым,

- не понимают меня и часто путают мои чувства,

- не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,

- совсем не знают моего характера.
Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними. Анализируя ответы, я выделила следующие причины конфликтов между учениками

- противоположные интересы и желания (борьба за авторитет, соперничество и т.д.) у 10 (43%)человек.

- Эмоциональный барьер (не умение контролировать свои эмоции) у 8 (35%) человек. Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь, поэтому среди учащихся и происходят конфликты.

- Разные моральные ценности (обман, сплетни, оскорбления, обиды, личная неприязнь к человеку) у 2 (9%) ребят.

- разные взгляды и воспитание у 3 (13%) человек.

И наконец, вопросы 4 и 5: пути выхода из конфликтной ситуации.

- Компромисс - данный путь разрешения конфликтной ситуации характерен для большинства учащихся в решении конфликта как с родителями 10 (43%) человек так и с друзьями 17 (74%) человек.
- Избегание - чаще всего по данному пути идут с родителями 5 (22%) человек (обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение). И всего 1 (4%) человек занимает данную позицию в конфликтной ситуации с друзьями.

- Приспособление – путь, по которому чаще всего идут мои одноклассники с родителями 6 (26%) человек. Проявляется этот стиль поведения в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. В отношении друзей данный стиль поведения в конфликтной ситуации выбирают 4 (17%) человека нашего класса.
- Примирение – 1 (4%) из одноклассников отметил этот путь в решении конфликтов с родителями и 1 (4%) с одноклассниками. Данный выход был отмечен в графе свой вариант ответа (приложение 3 диаграмма 4).
На 6 вопрос: Как Вы считаете можно ли избежать конфликтной ситуации? Большинство учащихся нашего класса ответили утвердительное «Да!» (приложение 3 диаграмма 5).
с одноклассниками - 19 (83%)

с родителями – 15 (65%)

с учителями – 18 (78%)

с друзьями – 18 978%)
Это ещё раз говорит о глубоком понимании со стороны ребят и полном осознании эффективности конструктивных мер и адекватных форм реагирования в конфликте, а также понимания целесообразности профилактических мер - мер по предупреждению конфликтных ситуаций.
В рамках проведённого социологического опроса удалось установить стили поведения и реагирования в конфликтных ситуациях моих одноклассников (приложение 3 диаграмма 6).

«Жесткий» тип решения конфликтов и споров используют лишь 2 (9%) учащихся нашего класса. Они отмечают, что до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремятся выиграть. «Демократичный» стиль» используют большинство ребят нашего класса 11(48%) человек, что позволяет им придерживаться мнения, что всегда можно договориться. Во время спора они пытаются предложить альтернативу, ищут решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«Компромиссный» стиль используют 5 (22%) ребят. С самого начала они согласны на компромисс.

«Мягкий» стиль» используют всего лишь 2 (9%) человека. Они с готовностью встают на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Уходящий» стиль» поведения в конфликтной ситуации используют 3 (13%) человека. Они стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения. И просто во время уходят от конфликтной ситуации.

Заключение

Подводя итог по данному исследованию, отметим следующее: я узнала, что такое конфликт, поставила для себя задачи, цели, актуальность и методы. Из этого я получила для себя ответы на свои поставленные задачи. Узнала, что
существует много типов социальных конфликтов, а по ним узнала, сколько подразделений входит в одно слово - конфликты. Выявила черты сходства и отличия межличностных (конфликтные ситуации моих одноклассников) и межгрупповых / межгосударственных (политические конфликты в ходе исторических событий) конфликтов. Для этого я прочитала много литературы, посмотрела интернет статьи.

Сходства:

  • И те и другие могут быть вызваны экономическими, национально-этническими причинами

  • существуют в современном обществе

  • возникают из-за спорного вопроса или блага

Отличия:

  • для их характеристики применяется понятие «масштаб конфликта»

  • субъектами выступают отдельные граждане в ситуации межличностных конфликтов

  • происходит между большими группами людей, если это касается межгрупповых и межгосударственных конфликтов.

В школе, как и в любом другом социальном институте, иногда возникают конфликтные ситуации. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам, что основными причинами конфликтов между учащимися являются:

  • индивидуальные различия (разное воспитание, ценностные ориентации)

  • несовместимость ролей участников (различные мнения, взгляды, а также различие характеров);

  • защита друга, которого оскорбили;

  • оскорбление и желание немедленно защитить личное достоинство;

  • борьба за лидерство;

  • самооборона;

  • неумение общаться и договариваться

Межгрупповые и межгосударственные конфликты неизбежны. И те и другие существовали всегда, во все времена. Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.):

  • социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;

  • различие в целях, представлениях и ценностях;

  • защита дружественных государств, с целью содействия и урегулирования конфликтов

  • различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию;

  • борьба за мировое господство

  • религиозные различия;

  • неумение договариваться

Делая сравнительный анализ причин межличностных и межгрупповых (межгосударственных) конфликтов, можно отметить сходство нескольких причин. Таким образом, не смотря на масштаб конфликта, причины могут быть одинаковыми.


Также мной были составлены общие рекомендации по предотвращению конфликтов для своих одноклассников и для себя лично. На мой взгляд, конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. И конечно я буду надеяться, чтоб конфликтных ситуаций в моей жизни и жизни моих одноклассников стало меньше.

Наши взаимоотношения, тесное сотрудничество обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия. Можно предотвратить многие конфликты, если без амбиций, внимательно со стороны взглянуть на ту или иную ситуацию, критически отнестись к собственным поступкам и решениям. Проведенное нами исследование подтверждает наше предположение о том, что большинство конфликтов как межличностных, так и межгрупповых (межгосударственных) происходит из-за недопонимания, нежелания принять и понять друг друга, а также в следствии противоречий интересов и убеждений из-за различий личностных, культурных, политических взглядов. Соответственно гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.

Умение простраивать конструктивное взаимодействие поможет предупредить конфликт или, хотя бы, успешно его разрешить.

Нельзя думать, что конфликты имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно они разрешается. Уход от не разрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время, как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

Умению простраивать коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так и нам – подросткам. Только тогда, когда мы научимся понимать, признавать, принимать друг друга такими, какие есть, конфликтных ситуаций станет меньше.

Список использованной литературы и информационных ресурсов


  1. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.




  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.




  1. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.




  1. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ,1996.




  1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2003.