Файл: Билет 1 Объект и предмет экономической теории. Методология экономической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет №1 (Объект и предмет экономической теории. Методология экономической науки)

Объект – экономические явления и процессы.

Экономическая теория – это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных производственных ресурсов.

Методология:

1. Позитивный метод - объективное описание и систематизация фактов экономической действительности.

2. Нормативный анализ, предполагающий использование допущений и оценочных суждений, отражающих субъективную позицию экономиста.

3. Общенаучный метод анализа предполагает разделение исследуемого объекта на отдельные элементы.

4. Синтез - предполагает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое.

5. Метод научной абстракции - заключается в отвлечении от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.

6. Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

7. Аналогия – метод, основанный на сравнении исследуемого объекта с другими объектами.

8. Метод математического моделирования - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов.

Билет №2 (Основные направления и школы в экономической теории. Экономические законы и категории)

Основные направления:

  1. Ранний ост (индийская компания);

2.Поздний период (до 18 в.).

3.Физиократия (Кэнэ) 18 в.;

4.Классическая политическая экономика (Адам Смит) 18-19 вв.;

5.Историческая школа 19 в.;

6.Марксизм;

7.Австрийская школа;

8.Неоклассика (А. Маршалл);

9.Институционализм;

10.Кенсианство;

11.Монетаризм;

Экономические законы (повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами):

  1. Закон спроса – объем спроса уменьшается при увеличении цены на товар.

  2. Закон предложения – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара в течение определенного периода.

Экономические категории (абстрактные, логические, теоретические понятия, выражающие родовые признаки определенных экономических явлений и процессов):


  1. Стоимость

  2. Цена

  3. Труд


Билет №3 (Рынок и условия его возникновения: типы рынков, экономические и неэкономические блага, типы хозяйственных систем, виды и формы собственности)

Типы рынков:

  1. Неразвитый – рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный(бартерный) характер.

  2. Свободный – рынок, свободный от любого постороннего вмешательства.

  3. Регулируемый – государство регулирует рынок.

  4. Деформированный – характерно подавление рыночных отношений.

Экономические блага — ограниченные средства, пригодные для удовлетворения потребностей человека, в форме товаров и услуг.

Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).

Типы хозяйственных систем:

  1. Рыночная – свободное предпринимательство, конкуренция, договорные отношения между хозяйствующими субъектами. Ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность

  2. Командная- все экономические ресурсы находятся в собственности государства, руководство экономики происходит через государственный план

  3. Смешанная – экономическая система, которая включает как общественную, так и государственную собственность на средства производства и распределение благ.

Виды собственности:

  1. Частная – абсолютное, защищенное право гражданина или юридичсекого лица на владение собственностью

  2. Государственная – совокупность вид собственности, которое принадлежит государству.

  3. Коллективная – все члены коллектива имеют равные права на владение собственностью

Формы собственности:

  1. Индивидуальное предприятие – принадлежит одному гражданину.

  2. Товарищество – двое или более лиц объединяют свое имущество, становясь совладельцами

  3. Акционерное общество – уставный капитал разделен на акции дающих их держателям право на выкуп, получении дивидендов.

  4. Унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Билет №4 (Теория собственности: понятие, виды, формы. Права собственности. Приватизация, ее особенности в России)

Теория собственности – отношения между человеком или сообществом людей (субъектом) с одной стороны и предметами, вещами (объектами) с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном частичном или полном, отчуждении,

присоединения объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта какому-либо субъекту.

Виды собственности:

  1. Частная;

  2. Государственная;

  3. Коллективная.

Формы собственности:

  1. Индивидуальное предприятие;

  2. Товарищество;

  3. Акционерное общество;

  4. Унитарное предприятие.

Права собственности:

  1. Владение;

  2. Пользование;

  3. Распоряжение.

  4. Право на доход

  5. Право на безопасность

  6. Право на передачу благ в наследство

Приватизация – переход общественной собственности в частную.

Особенности приватизации в России:

  1. Директивность. Решение о приватизации принимались чиновниками.

  2. Преобладание единственной формы. Господствовало превращение государственной собственности исключительно в частную.

  3. Главенство социально-политических целей над экономическими. Чиновники, ставящие основной целью массовую и скорейшую приватизацию, полностью игнорировали критерий экономической эффективности.

  4. Социальная деформированность. Задача сформировать средний класс в стране обернулась концентрацией государственной собственности в руках небольшой группы и лишением собственности преобладающего большинства трудового населения.

Билет №5 (Ограниченность ресурсов и кривая производственных возможностей)

Произведенные ресурсы (предметы труда и средства труда) ограничены уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Большинство природных ресурсов, составляющих естественную базу производства материальных благ, являются невоспроизводимыми.

Ограниченность ресурсов может быть абсолютной, т.е. ресурсов недостаточно для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей членов общества, либо относительной, что предполагает ограниченность ресурсов для удовлетворения каких-то конкретных потребностей.

Основные виды ресурсов:

1. Природные;

2. Трудовые;

3. Материальные;

4. Финансовые;

5. Информационные;

Кривая производственных возможностей – это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объемов производства нескольких благ, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Билет №6 (
Цена, спрос и предложение. Равновесие по Маршалу и по Вальрасу. Паутинообразная модель)

Цена – денежное выражение стоимости товара и услуг, сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Спрос – желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определенного периода времени, подкрепленное готовностью оплатить покупку.

Предложение – желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является равновесным

Равновесие по Маршаллу:

  1. Влияние превышения цены спроса над ценной предложения ( когда объем предложения находится ниже уровня равновесия) – реакция продавцов заключается в повышении объема предложения.

  2. Влияние превышения цены предложения над ценной спроса ( когда объем предложения находится выше уровня равновесия) – реакция продавцов выражается в снижении объема предложения

Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объема спроса и предложения.

Равновесие по Вальрасу:

  1. Влияние превышения объема предложения над объемом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) – происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

  2. Влияние превышения объема спроса над объемом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) – происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

Паутинообразная модель – микроэкономическая модель, которая при совершенной конкуренции устанавливает цены на основе колебаний спроса и предложения, производство и цены на товары с небольшим сроком хранения, выйдя из состояния равновесия, не обязательно возвращаются к нему. 

Билет №7 (Эластичность спроса и предложения)

Эластичность – степень реакций одной величины в ответ на изменение другой.

В экономической науке выделяют следующие виды эластичности:

  1. Эластичность спроса по цене;

  2. Эластичность предложения по цене;

  3. Точечная эластичность спроса.

Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене.


Эластичность спроса – это чувствительность величины спроса к изменению цены на товар называется эластичностью спроса.

Она имеет следующие формы:

  1. Эластичный спрос (>1). Величина спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены;

  2. Неэластичный спрос (<1). Величина спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены;

  3. Единичная эластичность спроса (=1). Имеет место, если на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется также на 1%;

  4. Совершенно эластичный спрос (=∞). Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;

  5. Совершенно неэластичный спрос (=0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого спроса представляет собой вертикальную.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  1. Спрос эластичен в долговременном периоде;

  2. Чем больше удельный вес покупки в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него;

  3. На товары первой необходимости спрос менее эластичен, на предметы роскоши – эластичен;

  4. Наличие и доступность товаров-субститутов: чем больше субститутов у товара на рынке, тем эластичнее спрос на данный товар;

  5. Доступность товара или услуги: чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него;

Эластичность предложения – это чувствительность величины предложения к изменению цены на товар называется эластичностью предложения.

Билет №8 (Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм)

Теория потребительского поведения – процесс формирования индивидуального спроса на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу.

Кардинализм — теория потребительского поведения, согласно которой субъективную полезность, получаемую потребителем от потребления благ, можно выразить в абсолютных величинах. Кардинализм основан на допущении возможности точно измерить полезность благ с использованием гипотетических количественных единиц полезности — ютилей.

Ординализм— теория потребительского поведения, основанная на предположении, что потребитель упорядочивает свои предпочтения относительно благ, систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворенности. Ординализм концентрирует свое внимание на приоритетах потребления, ранжировании благ в зависимости от воспринимаемой потребителями их ценности.