Файл: Билет 1 Объект и предмет экономической теории. Методология экономической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Билет №9 (Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде)

На рынке совершенной конкуренции в одной отрасли существует множество фирм, которые имеют одну специализацию, но разные направления развития, масштабы производства и величину издержек. Если цена на товары и услуги начинает расти, это способствует появлению на рынке новых фирм, которые желают осуществлять здесь свою производственно-сбытовую деятельность, а также укрепляет положение уже существующих, которые занимают большую долю рынка. При снижении стоимости продукции, реализуемой на рынке товаров и услуг, слабые и мелкие фирмы вследствие чрезмерно высоких издержек не выдерживают конкуренции и исчезают с рынка. Учитывая величину предельных издержек можно выделить три возможные характеристики конкурентной фирмы.

  1. Организация получает нулевую прибыль.

  2. Фирма получает сверхприбыль.

  3. Выручка фирмы не позволяет ей покрыть даже минимальные издержки, себестоимость продукции намного больше рыночной цены.

Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде подразумевает совпадение величины предельных издержек и предельного дохода, который может быть получен от реализации на рынке каждой последующей единицы произведенных товаров и услуг. В соответствии с этим можно рассмотреть три типа рыночной ситуации.

  1. Стоимость единицы продукции находится приблизительно на одном уровне с величиной средних издержек.

  2. Совокупная прибыль, которая может быть получена по окончанию производственного цикла и реализации продукции на рынке, превышает валовые издержки, которые пошли на производство, сбыт, рекламу и пр.

  3. Затраты фирмы на производство одной единицы продукции значительно выше, чем рыночная цена.

Билет №10 (Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде)

Он характеризуется состоянием полной занятости всех ресурсов и факторов производства. Кроме того, равновесный валовой внутренний продукт равен потенциальному. Долгосрочный период имеет длительный временной промежуток, и в условиях крайней нестабильности экономики и динамичности внешней среды на рынке возникают различные структурные изменения. Во-первых, это связано с тем, что число действующих субъектов (фирмы, предприятия, индивиды и пр.) увеличивается, а во-вторых, все издержки становятся переменными и зависят от объема выпуска и масштабов производства. Следовательно, равновесие фирмы в данном случае просто не может быть постоянным, оно регулярно меняется, подстраиваясь под динамику элементов рыночного механизма.


Теперь рассмотрим положение фирмы, когда число конкурентов на рынке увеличивается, такая ситуация может быть описана тремя случаями.

  1. Если рыночная цена продукции значительно превышает величину средних издержек, то фирма получает высокую прибыль.

  2. Когда цена оказывается ниже АС, фирма уходит с рынка, поскольку не может дальше финансировать собственную деятельность.

  3. Долгосрочное равновесие достигается в случае, когда средние издержки равняются цене продукции, а также предельным издержкам и, как следствие, долгосрочным средним издержкам.

Таким образом, фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах оказывается в совершенно разных условиях, поэтому и ведет себя альтернативно. Самое главное – помнить о структуре издержек и стремиться к получению наиболее достоверной информации о механизме и изменениях рыночной системы.

Билет №11 (Издержки производства)

Издержки (затраты) производства — затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Альтернативные издержки представляют собой ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

Постоянные издержки – это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные издержки – это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки – те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Классификация издержек

Постоянные представляют собой денежные расходы фирмы на оплату используемых производственных ресурсов: оплата труда, амортизация оборудования, арендная плата за использованные земли и т. д.

Переменными называются издержки альтернативного использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Это издержки, связанные с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

В число постоянных издержек входят:

- заработная плата рабочим

- денежные затраты на покупку и аренду станков, оборудования, зданий, сооружений

- оплата транспортных расходов

- коммунальные платежи

- оплата поставщиков материальных ресурсов

- оплата услуг банков, страховых компаний


Неявные издержки могут быть представлены как:

- денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов

- для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)

Билет №12 (Прибыль: бухгалтерская и экономическая)

С количественной точки зрения прибыль – это разница между валовыми доходами от продажи товаров и валовыми издержками производства. Обычно экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми доходами фирмы и внешними издержками (т. е. выплатами за сырье, материалы, оборудование, приобретаемые у поставщиков, не входящих в состав фирмы).

Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом всех внешних и внутренних издержек (последние включают нормальную прибыль предпринимателя). Экономическая прибыль может быть как положительной, так и отрицательной (потери). «Отрицательная прибыль» имеет место в том случае, если вмененные издержки превосходят доход.

Экономическая прибыль может быть и нулевой (валовые доходы фирмы равны ее издержкам). Теоретически такой вариант может наблюдаться в условиях статичной экономики, т. е. такой экономики, в которой все ее основные факторы – предложение ресурсов, технический уровень производства, потребности потребителей – постоянны. Вследствие этого все показатели затрат и данные о предложении, с одной стороны, а также данные о спросе и доходе – с другой, являются постоянными.

Билет №13 (Механизм рынка несовершенной конкуренции. Рыночные структуры несовершенной конкуренции)

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.

Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:


1) значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

2) неоднородность продукта;

3) наличие барьеров для входа в отрасль;

4) несовершенство информации;

5) участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

6) производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

7) присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя);

8) вмешательство государства в функционирование рынка.

Существуют три модели рынков несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия (максимальная рыночная власть);

2. Олигополия (значительная власть над рынком);

3. Монополистическая конкуренция (власть над рынком минимальна).

Чистая монополия – форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.

Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Билет № 14 (Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая дискриминация)

Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Различают три вида монополии.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.


Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями.

Естественная монополия. Отрасль, в которой производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. В основе естественной монополии лежит экономия от масштаба производства.

Открытая монополия. Случай, когда фирма становится единственным поставщиком товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции.

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения.

Билет № 15 (Теория производства и предельной производительности факторов (изокванта, изокоста и их свойства). Закон убывающей производительности)

Анализ теории предельной производительности факторов требует рас­смотрения таких понятий, как общий, предельный и средний продукт переменного фактора производства. Общий продукт (ТР) - это суммар­ный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной произ­водственной функции, и измеренный в физических единицах. Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объе­мом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других.

Предельный продукт фактора производства (MPL), исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска про­дукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных.

Средний продукт фактора (АРL) определяется путем деления объе­ма выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора.

ИЗОКВАНТА — кривая, демонстрирующая различные вариан­ты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокван­ты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

Положительный наклон изокванты означает, что увеличе­ние применения одного фактора потребует увеличения при­менения другого фактора, чтобы не сократить выпуск про­дукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме произ­водства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.