Файл: Билет 1 Объект и предмет экономической теории. Методология экономической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИЗОКОСТА — линия, демонстрирующая комбинации фак­торов производства, которые можно купить за одинаковую об­щую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, по­скольку допускается, что фирма может приобрести любое же­лаемое количество факторов производства по неизменным це­нам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства.

Закон убывающей производительности (отдачи) — принцип, в соответствии с которым при увеличении одного вида затрат при неизменности всех других видов затрат, прирост отдачи (продуктивности) от этого переменного фактора начинает сокращаться.

Билет №16 (Рынок труда и заработная плата: монопсония, вложение в человеческий капитал)

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.

К основным признакам монопсонии следует отнести:

1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме;

2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;

3) установление монопсонистами контроля за ценой трудав интересах максимизации прибыли.

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Билет № 17 (Рынок капитала и процент. Спрос и предложение заемных средств. Принцип дисконтирования)

Рынок капиталов— часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.


Ссудный про­цент — цена, уплачиваемая собственникам капитала за исполь­зование их заемных средств в течение определенного периода. Ссудный процент выражается с помощью процентной ставки за год.

Рыночный спрос на заемные средства это сумма объемов заемных средств, на которые есть спрос у всех заемщиков при той или иной возможной ставке ссудного процента. Заемщиками являются фирмы, индивиды, правительства. Спрос на заемные средства в каждой отрасли отражает снижение цен в производстве, ибо все фирмы увеличивают выпуск благ.

Предложение заемных средств исходит от людей, имеющих избыточные финансовые ресурсы и готовых одолжить их нуждающимся в деньгах инвесторам на определенных условиях. Это осуществляется либо напрямую (как бывает при покупке облигации какой-либо компании), либо через посредника (как, например, при открытии вклада в банке, который, в свою очередь, выдает кредиты из накопленных денежных средств клиентов).

Дискон­тирование — процедура вычисления сегодняшнего аналога суммы, которая выплачивается через определенный срок при существующей норме процента. Сущность дисконтирования заключается в том, что при осуществлении инвестиционных проектов должен учитываться фактор времени, т. е. необходи­мо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих до­ходов. Денежная единица сегодня стоит больше, чем денежная единица завтра. Дисконтирование помогает определить сего­дняшнюю стоимость будущих благ.
Билет № 18 (Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Рынок природных ресурсов)

Природные ресурсы – это совокупность природных условий, которые используются в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей. Природные ресурсы подразделяются на реальные, т.е. разведанные, полезные ископаемые и потенциальные, т.е. прогнозируемые.

Реальные ресурсы влияют на величину национального богатства, уровень жизни, эффективность экономики. Потенциальные создают перспективу успешного развития в будущем.

Природные ресурсы делятся также на возобновляемые и невозобновляемые, заменяемые.

Возобновляемые – это ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под воздействием природных процессов или сознательных усилий человека.

Невозобновляемые – это природные ресурсы, которые после полного использования восстановить невозможно (все полезные ископаемые).


Заменяемые – ресурсы, которые можно заменить иными, более выгодными экономически.

Различают рынок невозобновляемых и возобновляемых ресурсов.

Рынок невозобновляемых ресурсов характеризуется следующими особенностями:

- ограниченностью ресурсов, их высокой общественной значимостью;

- собственники невозобновляемых ресурсов могут активно воздействовать на экономические процессы общества (немедленное использование невозобновляемых ресурсов расширяет текущее потребление и позволяет получить средства для инвестирования; консервация ресурсов увеличивает эффективность их использование в будущем, так как по мере истощения месторождений, стоимость единицы ресурса будет возрастать);

- для собственника природный ресурс одинаково эффективен при использовании и неиспользовании (аренда).

Билет № 19 (Технологическая и экономическая эффективность производства, отдача от масштаба производства. Оптимальная комбинация производства, предельные нормы технологического замещения)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ  — характеристика производства, определяющая в натуральном выражении оптимальное сочетание факторов производства, используемое для производства некоторого заданного уровня выпуска.

Экономическая эффективность — получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов, постоянно соотнося выгоды и затраты, при этом необходимо вести себя рационально. Производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности, максимизируя при этом свои выгоды и минимизируя затраты.

Отдача от масштаба – это количественные изменения в производстве фирмы или отрасли в результате пропорционального увеличения всех затрат.