Файл: Организационн отехнологическо епроектировани естроительств а.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Наряду со строительством храмов, мастера каменного дела, кровельщики, столяры и другие ремесленники создавали и ря- довую городскую застройку. Строительные артели работали под руководством наиболее опытных мастеров – авторов проектов зданий. В процессе строительства объектов осуществлялся обя- зательный контроль за ходом работ. Мастера умели достраивать и перестраивать ранее заложенные здания, обладали способно- стью творчески развивать идею на основе преемственности, мо- рали и гражданской ответственности. Это придавало средневе- ковой застройке особую выразительность. Высокий профессио- нализм мастеров, получавших заказы на строительство объек- тов, позволял им создавать здания самостоятельно, без проекта, по наитию. В то же время готика усиливала значение архитекто- ра: метр-де’евр во Франции и магистр в Германии приобретали все большую власть и положение в обществе. Они присутство- вали на строящихся объектах постоянно, несли ответственность за сроки, расходы и изменения в проектах. Иногда для реализа- ции решений, принятых магистром, вводилась промежуточная должность – баумастера. В России такая должность получила название производителя работ (прораба), в обязанности которо- го входили выдача заданий рабочим, обеспечение материалами, инструментом, контроль качества работ.
Начиная со второй половины XVII в., в проектно-строи- тельную деятельность России вовлекается большое количество профессионалов: архитекторов, мастеров строительства. Архи- тектор принимал на себя ответственность за обеспечение строи- телей чертежами, моделями, давал разъяснения в ходе реализа- ции проекта. Проектные чертежи представляли собой указания по объемной форме и размерам здания. Перед началом строи- тельства проводился тщательный выбор места застройки, учи- тывались функциональные и эстетические особенности объекта, удобство сообщения с ним, ориентация по сторонам света, пре- обладающее направление ветра, уровень паводковых вод, гра- ницы поселений и перспективы их развития [7].
Для определения размеров построек в России была вырабо- тана система простых соотношений, основанных на русской

14
системе мер, связанной с размерами тела человека. Метод про- порционирования, применявшийся в деревянном зодчестве и перешедший в каменную застройку, определял способы ведения работ. Разметка плана будущей постройки производилась мер- ным шнуром на земле, затем выкладывались нижние венцы сру- ба. Правильность прямых углов квадратной клети постройки проверялась равенством диагоналей квадрата. Отношения сто- рон квадрата и его диагоналей – основа древнерусской системы пропорционирования, положившей начало управлению процес- сами строительства зданий в России. Русская система мер со- держит следующие единицы измерения: малая пядь – 19 см, ло- коть – 38 см, простая сажень – 152,7 см, косая сажень – 216 см, мерная маховая сажень – 176,4 см, великая косая сажень –
249,5 см. В отличие от современной метрической системы, сис- тема русских мер позволяла человеку ощущать размеры объек- тов. Система пропорционирования сложилась в результате гар- монической взаимосвязи размеров зданий с архитектурной фор- мой объекта и постоянного регулирования его размеров.
Регулярный контроль за строительством на Руси осуществ- лялся миром: крестьянами, ремесленниками, мастерами. В эпоху деревянного зодчества ансамблевой общности жилья и культур- ных построек на Руси способствовало единство строительного материала. Средняя длина и диаметр бревна задавали верти- кальный и горизонтальный ритм и модуль всем постройкам в соответствии с системой русского пропорционирования. Ис- пользование принципа геометрического подобия приводило к единству замысла, целостности каждого селения и композици- онной достаточности каждого здания, сооружения. При повто- ряемости типа дома, его элементов неизменно торжествовал принцип народного зодчества – неповторимость каждого со- оружения. Разнообразие сооружений было обусловлено конст- руктивными особенностями и возможностями дерева.
С падением Византии в середине XV в. московское духо- венство выдвигает Русскую Церковь как оплот православного
Востока: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти…» Госу- дарь всея Руси Иван III приступает к обновлению Москвы и в


15
первую очередь – Кремля. Строится главный кафедральный храм – Успенский собор, в 1472 г. (рис. 6).
Рис. 6. Успенский собор Московского Кремля
Для укрепления международного престижа Москвы царь приглашает болонского архитектора Аристотеля Фиорованти, который создал собирательный образ храма, сочетавший в себе классические основы и древнерусские традиции национальной выразительности. Профессиональный опыт Фиорованти, его личные качества позволили ему создать дружную команду и эффективно управлять процессами проектирования и строитель- ства. Впервые в России были применены циркуль и линейка.
Успенский собор отличается целым рядом архитектурных и конструктивных особенностей: в плане собор состоял из 12 рав- ных квадратов-помещений, впервые введенные ордерные фор- мы были решены в пропорциях золотого сечения, фундаменты глубокого заложения были выполнены из четырехметровых ду- бовых столбов, при строительстве собора были применены подъемные механизмы.

16
В конце XVII – начале XVIII в. началась новая эпоха исто- рического и культурного развития России – эпоха Петра I. Мос- ковское государство превращалось в могущественную Россий- скую империю. Развитию проектно-строительной деятельности в петровскую эпоху способствовали новые условия ее осущест- вления. Ведущее место отводилось государственному заказу, финансируемому казной. Второй группой заказчиков были дво- ряне и помещики, третьей – купцы и промышленники. Архитек- тор Доменико Трезини, приглашенный Петром I, разработал для
Санкт-Петербурга первые проекты «образцовых домов» для лю- дей различных сословий: «для зело имянитых», «для зажиточ- ных» – мещан, для «подлых» – людей низшего сословия [7].
Благодаря типовым жилым домам Трезини (рис. 7), в го- родскую застройку была внесена функциональность. Санкт-
Петербург строился по плану. Задачу возведения большого ко- личества городских строений осложняла нехватка кирпича, кир- пичных заводов не было. Царю хотелось, чтобы новая столица
России была отстроена по европейскому образцу и отличалась от «деревянных» российских городов. Заказчику в печатном ви- де выдавались «образцовые» чертежи домов, имевших рекомен- дательный характер. Дом можно было построить из любого ма- териала, однако обязательным условием было соблюдение этажности, общих размеров постройки и границ земельного уча- стка. Рисунок фасада дома необходимо было согласовать в кан- целярии городовых дел. Творчество по образцу стало законом.
Этот период можно назвать началом стандартизации строи- тельной деятельности в России. В проектно-строительной дея- тельности появилась собственная теория со своими категория- ми: «регламент», «порядок», «жесткое регулирование». Посте- пенно были введены такие понятия, как проект, фасад, план, масштаб и др. Началось разделение процессов проектирования и строительства, что привело впоследствии к разделению ответст- венности за качество проектных работ и качество выполняемых строительных процессов.


17
Рис 7. Фасад жилого дома Трезини в Санкт-Петербурге
С введением проектных чертежей в России началась цен- трализация архитектурной деятельности. Разрабатывались уни- фицированные архитектурные решения для образцовых строе- ний. Целесообразные с функциональной, эстетической и техни- ческой точек зрения проекты рассылались во все крупные горо- да страны. Петровские регламенты охватывали все стороны проектно-строительной деятельности, включая планировку го- родов и селений, их благоустройство, облик зданий, конструк- тивные решения, отделку наружных поверхностей и др. [7].
В России к концу XVII в. возросли объемы строительства жилых зданий из кирпича. Застройка городов осуществлялась только по линии улиц, планы благоустройства включали моще- ние дорог, устройство кюветов, посадку деревьев, ночное осве- щение улиц. В 1709 г. в Санкт-Петербурге была основана Ко- миссия строений – первый государственный орган проектирова- ния и строительного контроля, объединивший все указы Петра I в единый документ – «Кодекс строительных правил».
В 1741 г. в России появился трактат «Должность архитек- турной экспедиции», который предусматривал систему государ- ственного регулирования планировки городов, проектирования

18
зданий, отвода участков земли под застройку, строительства объектов. Для контроля за строительством в городе была созда- на первая государственная должность – обер-директор архитек- турной экспедиции. Без разрешения архитектора, разработавше- го проект здания или сооружения, заказчик не мог начать строи- тельство. Крупные города России были разделены на отдельные части, в каждой из которых профессионально образованный ар- хитектор-попечитель фиксировал вновь строящиеся объекты и указывал строителям на отступления от проектов.
В 1762 г. была учреждена «Комиссия о каменном строении
Санкт-Петербурга и Москвы», созданная для регулирования градостроительных проблем всех российских губерний. В тече- ние тридцати лет Комиссия рассмотрела более 300 проектов в различных городах России. Повсеместно был утвержден новый стиль того времени – классицизм, наиболее яркими представи- телями которого являются проект нового Московского Кремля
(рис. 8) (архитектор В.И. Баженов) и Казанский собор в Санкт-
Петербурге (архитектор А.Н. Воронихин).
Рис. 8. Московский Кремль
В 1857 г. в России появился «Строительный устав», устано- вивший технические, санитарные, противопожарные и другие


19
требования. В этом творческом документе для архитекторов и инженеров-строителей были сформулированы принципы рус- ской национальной системы контроля и регулирования, опреде- лены задачи управления проектированием и строительством.
С начала XIX в. в состав образцовых проектов строений стали включать планы зданий. Массовое проектирование и строительство жилой застройки осуществлялось с использова- нием набора архитектурных элементов и типовых приемов внутренней планировки, комбинируя которые, архитектор мог решить любую задачу на высоком профессиональном уровне.
Такой набор элементов и приемов назвали каноном, который стал основой творческого метода проектирования в конце XIX – начале XX в.
Суть метода заключалась в адаптации проекта-образца, ко- торый перерабатывался с учетом местных условий, назначения и месторасположения здания. Архитектор на основе совокупно- сти образцов, составлявших канон, видоизменял размеры, фор- му и создавал уникальное архитектурное произведение без за- трат времени на поиск общей схемы здания и его элементов.
Адаптация проекта являлась одним из важнейших профессио- нальных методов архитектора. В творческой доводке образца скрывался подлинный талант архитектора, способного по типо- вому образцу создать уникальный проект здания [7].
В СССР централизация проектно-строительной деятельно- сти была основана на социалистических принципах устройства государства. Плановая экономика, государственное регулирова- ние, централизованные управление, контроль и надзор стали ос- новой дальнейшего развития в проектировании и строительстве.
Были разработаны нормативно-технические и методические до- кументы, обобщавшие отечественный и зарубежный опыт, уста- новлены стадии проектирования: эскизный проект, рабочий проект, рабочая документация. Права и обязанности лиц, участ- вовавших в проектно-строительной деятельности, оформлялись законодательно. Основной объем проектно-сметной документа- ции разрабатывали государственные и отраслевые проектные институты. Перед строительной отраслью был выдвинут ряд

20
экономических и социальных требований: сокращение сроков проектирования и строительства объектов, наиболее полный учет достижений мировой и отечественной науки и техники, со- вершенствование технологических процессов строительного производства.
В архитектурном творчестве России существовали различ- ные направления: неоклассицизмом, модернизмом, декадансом и др. Так, в Москве с 1918 по 1950 гг. жилые дома строились в классическом стиле (рис. 9).
Рис. 9. Жилой дом на Смоленской площади в Москве
Архитектуру жилых зданий советского периода отличали рациональное построение плана, широкое использование новых материалов и конструкций, крупномасштабная пластическая разработка фасадов, четкая функциональная взаимосвязь внут- ренних помещений, тщательно выполненные детали.
Новое направление в архитектуре, получившее название
«конструктивизм», характеризуется применением обнаженных железобетонных конструкций, обширных поверхностей из стек- ла. Улучшение экономического положения страны в 1930 г. совпало с началом формирования «державного» облика столич- ного города. В новом силуэте Москвы важную роль сыграли


21
первые высотные здания (рис. 10), которые были построены в
1949

1957 гг., оформили ансамбли важнейших площадей горо- да. Их островерхие завершения перекликаются с силуэтом Крем- левских башен. Формирование культа личности Сталина потре- бовало создания «сталинских» жилых зданий (рис. 11), отли- чавшихся торжественными формами. В декоративном убранстве зданий стали применять мрамор, гранит, ценные породы дерева.
В начале 1950-х годов в Советском Союзе появилось сбор- ное домостроение из крупнопанельных конструкций с откры- тым стыком панелей на фасадах жилых зданий. Началась эпоха индустриализации строительства. Необходимость послевоенно- го восстановления народного хозяйства, прежде всего жилищ- ного фонда, привела к необходимости усовершенствования про- ектного дела, удешевления объектов строительства, сокращения сроков проектирования и строительства. Сборное индустриаль- ное домостроение было признано единственным и достаточно эффективным путем решения комплексной проблемы жилищно- го строительства СССР.
Рис. 10. Высотное здание на Котельнической набережной в Москве

22
Рис. 11. Жилые дома на Кутузовском проспекте в Москве
В середине 1950-х годов функции управления системой ар- хитектурного проектирования были окончательно закреплены за
Госстроем СССР. Планы и цели строительства стали ведущими по отношению к архитектурному проектированию, которому была оставлена роль обеспечения проектной документацией.
Госстрой разрабатывал и утверждал общесоюзные нормы и тех- нические условия проектирования, нормы продолжительности строительства, сметные нормы, расценки, трудоемкость СМР, нормы выработки и т.д. Стало очевидно, что от качества про- ектных решений зависят темпы технического прогресса и эф- фективность строительного производства. Были определены ос- новные цели проектирования: своевременное обеспечение строительства качественной проектно-сметной документацией, повышение производительности труда при выполнении СМР, снижение материалоемкости конструктивных элементов жилых зданий, увеличение срока службы, надежности и долговечности зданий, защита окружающей среды.

23
Система проектно-строительной деятельности включала следующие элементы: архитектура – конструкции – технология производства – строительство. Каждый элемент такой системы может быть достаточно эффективным только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Вместе с тем, проектно- строительная практика зачастую выделяет лишь отдельные ас- пекты, на которых сосредоточивает основные усилия и средства.
В результате в системе накапливаются противоречия, диспро- порции, вырастают другие проблемы, решение которых все дальше отодвигаются во времени.
В этот период развития жилищного строительства осущест- вляется поиск конструктивных схем зданий, композиционных решений, современных строительных материалов и конструк- ций. Существовавшая форма производства на домостроитель- ных комбинатах требовала серьезной переналадки всего техно- логического процесса производства, перехода на новые прогрес- сивные серии. Такие переходы были затруднены, многодельны и нерентабельны. Для разрешения противоречия между требо- ваниями художественного разнообразия жилых зданий, в том числе объемно-планировочной композиции, и эффективным ис- пользованием существующих технологических линий домо- строительных комбинатов необходимо было сократить число типоразмеров. Серьезным шагом в решении этих проблем было создание системы модульной координации объемно-планиро- вочных и конструктивных параметров и размеров жилых зда- ний. Унификация размеров и параметров стала методологиче- ской основой для разработки каталогов индустриальных изде- лий, применяемых в жилых зданиях. Был создан строгий мо- дульный сортамент сочетаемых и взаимозаменяемых заводских изделий, на базе которых можно осуществить разнообразные объемно-планировочные и конструктивные решения жилых зданий (рис. 12–14).