Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Административное право для студентов специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель проведения аудиторных занятий по курсу «Административное право» - формирование теоретических знаний и практических навыков у студентов по выбранной ими специальности. По окончании курса студенты должны уметь: анализировать учебную литературу, нормативные правовые акты, научные публикации, материалы судебной практики в финансовой сфере. Студенты должны научиться профессионально вести дискуссию с аргументированным изложением своего мнения.

В процессе написания рефератов по предложенным темам студенты должны научиться самостоятельно осваивать вопросы, которые в силу ограниченности количества учебных часов курса не были разобраны в аудиторных занятиях. Целям осуществления контроля и проверки качества усвоения предложенных вопросов студентами служат краткие доклады по написанным рефератам, во время которых студенты приобретают еще один полезный навык для своей будущей специальности - умение в кратком виде, но содержательно изложить свой вопрос.

Для подготовки рекомендованы те источники и литература, которые будут способствовать развитию у студентов умения находить правильный ответ на поставленные вопросы, а также анализировать и сопоставлять различные точки зрения, юридически правильно формулировать ответы по вопросам темы. В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты могут выбрать один из основного списка рекомендованных учебников (в зависимости от возможности его получения в библиотеке и иного приобретения).

При подведении итогового контроля по семинарским занятиям преподаватель учитывает следующие моменты: посещение студентами занятий, их активность на занятиях, устные ответы на поставленные вопросы, подготовленными дома, выполнение письменных и тест-контрольных, написание контрольных работ, участие в проводимых деловых играх, выступления с докладами по заранее выбранным темам, в которых студенты учатся более углубленно работать со специальной литературой.

В ходе оценивания результатов обучения рекомендуется применять следующие

а) Принципы оценивания результатов обучения:

Принцип целостности;

Принцип сосредоточения на личности обучаемого;

Принцип объективности;

Принцип научности;

Принцип гибкости;

Принцип прозрачности.

б) Критерии оценивания результатов обучения:


Результат обучения определяется итогом сдачи экзамена по дисциплине и оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка объявляется студенту сразу же по окончании им ответа и проставляется в экзаменационную ведомость. В зачетную книжку проставляются только положительные оценки.

Оценка «отлично» выставляется за глубокое знание, предусмотренного рабочей программой материала, содержащегося в основных и дополнительных рекомендованных литературных источниках, за умение четко, лаконично и логически последовательно отвечать на поставленные вопросы, за умение анализировать изучаемые явления в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять теоретические положения при решении практических задач.

Оценка «хорошо» - за твердое знание основного (программного) материала, включая расчеты, за грамотные, без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы, за учение применять теоретические положения для решения практических задач.

Оценка «удовлетворительно» - за общее знание только основного материала, без особенностей, за ответы, содержащие неточности или мало аргументированные, с нарушением последовательности изложения материала, за слабое применение теоретических положений при решении практических задач.

Оценка «неудовлетворительно» - за незнание значительной части программного материала, за существенные ошибки в ответах на вопросы, за неумение ориентироваться в расчетах, за незнание основных сведений из дисциплины.

Таким образом, в каждом ответе слушателя преподаватель должен оценить уровень его знаний и умений (глубокие, твердые, общие) и, во-вторых, сопоставить свое заключение с соответствующим критерием оценки.Кроме того, преподаватель-экзаменатор обязан проанализировать как содержание, так и форму ответов студентов при ответах на вопросы экзаменационных билетов.

В связи с реализаций образовательного процесса в форме заочного обучения, в ходе преподавания дисциплины «Административное право» следует учитывать следующие особенности:

1. Наличие значительного объема дидактических единиц, выносимых для изучения студентами в ходе внеаудиторной самостоятельной работы. В соответствии с учебными планами время, отводимое на указанный вид работы, составляет 86%.

В связи с этим преподаватель, читающий курс,

должен знать объем часов, выделенных на самостоятельную работу по своей дисциплине (согласно учебному плану по специальности);


формирует содержание, планирует, контролирует самостоятельную работу студентов;

устанавливает тематику, трудоемкость, формулирует задания для самостоятельной работы;

определяет формы самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя;

готовит методические материалы по самостоятельной работе, содержащие: целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки.

Таблица 1

Средства, методы обучения, способы учебной деятельности

Тема

Рассматриваемые

вопросы

Форма организации обучения

Методы и
способы
учебной
деятельности


Средства

обучения

Рекомендации по применению инновационных методов

Тема № 1. Предмет, система и источники административного права.

Предмет административного права. Метод административного права. Административное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. Система административного права. Место курса административного права в системе юридических и специальных дисциплин.

аудиторное
занятие

1. Словесные:

лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2.Материальные:

ноутбук, видеопро-ектор, доска.




Общая характеристика круга общественных отношений, регулируемых нормами административного права, и методов такого регулирования; отграничение административного права от смежных отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, финансового, земельного, лесного, водного и горного, уголовного и гражданско-процессуального. Исторические корни административного права (полицейское право и административное право: преемственность и качественные отличия).

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2.Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки лекций

Тема № 2. Государственное управление и исполнительная власть.

.

Государственное управление — особый вид государственной деятельности. Сущность и основные признаки государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть, их функции и принципы. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. Требования, предъявляемые к государственному управлению и исполнительной власти на современном этапе развития общества.

аудиторное
занятие

1. Словесные: лекция, беседа;

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2.Материальные:

ноутбук, видеопро-ектор, доска.




Государственное управление как разновидность управления делами государства и социального управления. Правовые основы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2.Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»

Тема № 3. Механизм административно-пра-вового регулирования.




аудиторное
занятие

1. Словесные: лекция, беседа;

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2.Материальные:

ноутбук, видеопро-ектор, доска.




Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы.

Понятие административно-правовой нормы.

Структура и виды административно-правовых норм.

Действие административно-правовых норм.

Реализация административно-правовых норм. Виды реализации. Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права.

Понятие административно-правовых отношений. Элементы (структура) административно-правовых отношений.

Виды административно-правовых отношений и критерии их классификации.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2.Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»

Тема № 4. Административно-правовой статус человека и гражданина

Административно-правовой статус граждан России, их административные правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

аудиторное
занятие

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2.Материальные:

ноутбук, видеопро-ектор, доска.




Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, их административные правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2.Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»

Тема № 5. Государственные служащие

Понятие, принципы и виды государственной службы. Государственная должность.

Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих.

аудиторные
занятия

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2.Материальные:

ноутбук, видеопро-ектор, доска.




Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской, правоохранительной и военной службы.

Поощрение и ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность военнослужащих и приравненных к ним лиц и ее виды.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки лекций

практическое занятие

1. Словесные:

Разрешение практических вопросов, касающихся дисциплинарной ответственности военнослужащих и приравненных к ним лиц.

1.Идеальные:

информация электронных источников

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия;




Тема № 6. Общественные и религиозные объединения и их служащие..

Понятие и виды общественных объединений. Образование общественных объединений и прекращение их деятельности.

Административно-правовой статус общественных объединений.

Административно-правовой статус служащих общественных объединений.

Понятие религиозного объединения. Виды религиозных объединений. Образование религиозных объединений и прекращение их деятельности. Административно-правовой статус религиозных объединений.

аудиторные
занятия

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2. Материальные:

ноутбук, видеопроектор, доска.




Контроль и надзор за деятельностью общественных и религиозных объединений.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»

Тема № 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления

Понятие и юридическое значение административно-правового акта управления. Роль актов управления в механизме административно-право-вого регулирования.

Виды административно-правовых актов управления.

Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения.

аудиторные
занятия

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2. Материальные:

ноутбук, видеопроектор, доска.




Судебные повестки. Порядок вручения повесток.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки лекций

Тема № 8. Административно-правовые акты управления

Понятие и юридическое значение административно-правового акта управления. Роль актов управления в механизме административно-право-вого регулирования.

Виды административно-правовых актов управления.

Действие административно-правовых актов государственного управления во времени, пространстве и по кругу лиц.

аудиторные
занятия

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2. Материальные:

ноутбук, видеопроектор, доска.




Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»

практическое занятие

словесные:

разрешение казусов

Материальные: использование нормативных актов, технических средств доступа к электронным ресурсам






Тема № 9. Административное принуждение и административная ответственность

Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения.

Цели и основания применения мер административного принуждения.

Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика.

Гарантии законности применения мер административного принуждения.

аудиторное
занятие

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2. Материальные:

ноутбук, видеопроектор, доска.




Сущность административной ответственности. Административные правонарушения: понятие, состав, виды. Виды административных наказаний.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»







практическое занятие

1. Словесные:

Разрешение практических вопросов по разрешению ситуаций, связанных с применением мер административного принуждения.

1.

Идеальные:

информация электронных источников

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия;




Тема № 10. Понятие и основные принципы административного процесса. Административные производства.

Административный процесс: его особенности. Принципы административного процесса. Административно-процессуальное право. Административно-процессуальные нормы и отношения. Процессуальные гарантии прав граждан в административном процессе.

аудиторные
занятия

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2. Материальные:

ноутбук, видеопроектор, доска.




Административные производства и их виды. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Производство по делам о поощрении. Дисциплинарное производство.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»



Тема № 11. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Государственный контроль в управлении. Прокурорский надзор в управлении. Административный надзор.

аудиторное
занятие

1. Словесные: лекция, беседа;

2. Наглядные:

демонстрация слайдов

1. Идеальные:

Слайды презентации к лекции

2. Материальные:

ноутбук, видеопроектор, доска.




Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц.

самостоятельная

работа студента

1. Словесные:

ознакомление с нормативными документами;

работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами

1. Идеальные:

конспект лекций, информация электронных источников.

2. Материальные:

нормативные документы, учебники и учебные пособия; методические разработки (рекомендации) по предмету, технические средства доступа к электронным ресурсам.

Использование подборки «е-лекций»





4.5.2. Методические указания для студентов



Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Административное право» являются лекциии. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. При необходимости студент имеет право задать вопрос в отношении изложенного материала во время, отведенное для этих целей преподавателем.

4.5.2.1. По подготовке к семинарским и практическим занятиям.



Пояснительная записка

Семинарские занятия по административному праву содействуют более глубокому изучению студентами тем дисциплины, являются одной из форм подведения итогов самостоятельной работы студентов, помогают им приобрести навыки публичного выступления, ведения полемики, способствуют их профессиональной подготовке, получению практических знаний и умений.

Темы семинарских занятий отражают последовательность изучения дисциплины согласно программе. Вопросы для семинарских занятий формулируются исходя из тематики программы.

Формами работы на семинарских занятиях являются выступления студентов по вопросам тем семинаров, выступления с докладами и их обсуждение, защита рефератов, рассмотрение конкретных ситуаций. В выступлениях студентов должны содержаться теоретические положения административного права и анализ практики. Подготовку к семинарским занятиям следует осуществлять на основе изучения лекционного материала, нормативно - правовых актов и литературы.

Критериями оценки работы студентов на семинарских занятиях являются глубина их теоретических знаний по административному праву, осведомленность о проблемах государственного управления, культура речи, умение самостоятельно мыслить, обоснованно аргументировать свои суждения, письменно излагать.

Цель семинарских занятий по административному праву – закрепление теоретических знаний студентов, активизация их работы в процессе изучения дисциплины,