Файл: Демократические революции в странах Восточной Европы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум»

Реферат

по дисциплине «История»

На тему: «Демократические революции в странах Восточной Европы»

Выполнила студентка 1 курса группа ПР-14

Сиротина М.В.


г. Новокузнецк 2015г.

Введение
Международно-политические итоги войны 1939 - 1945гг. оказали огромное влияние на все последующее историческое развитие. Разгром фашизма и осуждение его главарей на Нюрнбергском (ноябрь 1945 - октябрь 1946 г.) и Токийском (май 1946-ноябрь 1948 г.) процессах способствовали росту демократических сил во всем мире. Необычайно возросли вес и престиж Советского Союза. Возникла социалистическая система: на путь социалистической революции встали семь стран в Восточной Европе: ГДР, Югославия, Чехословакия, Албания, Польша, Венгрия и Болгария.

В течение 1947 -1948гг. в этих странах Восточной Европы утвердился тоталитарный социализм по образу и подобию СССР с тем лишь различием, что не сопровождался гражданской войной, общественный и политический строй был кардинально преобразован. Начало «строительства социализма» привело к бурному экономическому росту, продолжавшемуся до середины 60-х годов. Мотором этого экономического роста была индустриализация. Темпы роста промышленности здесь не имели себе равных даже на фоне экономического бума на Западе.

Индустриализация приняла здесь, как и в СССР, форму преимущественного развития тяжелой промышленности. Средства на нее были получены благодаря национализации. Кроме того, особенно на начальной стадии индустриализации, искусственно сдерживалось потребление. Так государство получило возможность аккумулировать средства и направлять их на промышленные инвестиции. СССР взял на себя поставки оборудования, подготовку кадров, он оставался основным поставщиком минерального сырья и энергоресурсов. По крайней мере, до середины 60-хгодов не было проблемы с трудовыми ресурсами: аграрное перенаселение, безработица, а в дальнейшем возможность использовать женский труд благоприятствовали индустриализации.

Стремление создать многоотраслевую тяжелую промышленность, как в СССР, зачастую перевешивало учет реальных возможностей и приводило к диспропорциям в развитии народного хозяйства. Форсированные темпы индустриализации, при незначительных вложениях в сельское хозяйство и производство потребительских товаров, порождали ограничение потребления и падение жизненного уровня. Это было одним из источников недовольства, приведшего к кризисам 50-х годов.


Кардинальные изменения произошли и во внешней политике стран Восточной Европы. Из «санитарного кордона» против СССР они превратились в его сателлитов. Экономические связи с созданием в 1949 году Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) стали замыкаться на Советском Союзе. СССР добивался монолитного единства и требовал полного подчинения внутренней и внешней политики восточноевропейских стран курсу советского руководства.

Всякое неповиновение Москве вызывало жесткую реакцию. Эта жесткая внутренняя дисциплина на фоне бескомпромиссной конфронтации с Западом делает возможным определение этой системы как «социалистического лагеря».

В 60-е годы в большинстве стран Восточной Европы источники быстрого роста за счет строительства все новых заводов и увеличения числа рабочих иссякли, его темпы снизились. Экономическое развитие теперь можно было обеспечить лишь за счет роста производительности труда; избыток трудовых ресурсов ушел в прошлое. Прежние методы управления экономикой уже не подходили. В 60-е годы почти во всех странах осуществляются экономические реформы; первой их провела в 1963 году ГДР. Их цель состояла в создании хозяйственного механизма, стимулирующего рост производительности труда. Для этого проводилась децентрализация управления, предприятия переводились на хозяйственный расчет, расширялась сфера действии товарно-денежных отношений. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса.

Внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Все это делалось без изменения формы собственности и при сохранении центрального планирования.

Тем не менее, благодаря этим реформам удалось остановить тенденцию к падению темпов роста и действительно увеличить производительность труда.

Во многих странах процессы сопровождались «оттепелью» в сфере идеологии и культуры.

Изменился характер взаимоотношений стран Восточной Европы и СССР: они приняли форму военно-политического союза - Организации Варшавского Договора (ОВД), созданного в 1955 году.

Очень серьезные проблемы перед социалистическими странами поставило начало нового этапа научно-технической революции. Со всей остротой встала задача преобразования экономики на основе новейшей техники и технологии, смены методов управления. Экстенсивный путь развития экономики к тому времени полностью исчерпал себя. Но административно-командная система, сложившаяся по образцу советской модели, оказалась чрезвычайно неповоротливой. Она стала тормозом на пути назревавших реформ. Поэтому со второй половины 70-х годов во всех социалистических странах стал все более углубляться кризис экономических и политических структур. Удельный вес соцстран в мировом промышленном производстве, достигший в 60-е годы примерно 1/3, а в общемировом национальном доходе - 1/4, в последующие годы практически не менялся. Доля этих стран в мировой торговле составляла около 10% и имела тенденцию к сокращению. Еще меньшей была их доля в экспорте машин и оборудования, в обмене технологиями. Объем внешнеторгового оборота на душу населения в странах СЭВ был в четыре раза меньше, чем в странах ЕЭС и вдвое меньше, чем в США. Производство потребительских товаров не наращивалось, да и по качеству и ассортименту они заметно отставали от Западных образцов. В 80-е годы это отставание заметно увеличилось. Дефицит многих товаров первой необходимости стал просто хроническим. Грубые просчеты в планировании и в инвестиционной политике не давали возможности ликвидировать глубокие диспропорции в экономике, провести необходимые структурные изменения.


Политические режимы ужесточались, что сразу привело к появлению в ряде стран «диссидентов». В отношениях с СССР упор стал делаться не на суверенитет и равенство, а на приоритет защиты «социалистических завоеваний». Именно эта идея в оправдание интервенции в Чехословакии была выдвинута Л.И. Брежневым и получила название «доктрина Брежнева».

Социально-политическая обстановка во всех соцстранах все более обострялась. Учащались забастовки, митинги, массовые демонстрации, в ходе которых выражался протест против ухудшений условий жизни. В обществе стали проявляться идейная дезориентация, неверие в провозглашенные, но не реализованные ценности социализма, в способность социализма к обновлению.

Все более настойчиво выдвигались требования экономических и политических реформ. Явно сокращалось доверие к правящим коммунистическим и рабочим партиям.

Попытки выхода из кризиса предпринимались во всех странах Восточной Европы.

Неоднократно выдвигались более или менее радикальные планы экономических реформ. Однако эти реформы каждый раз либо насильственно прерывались, либо захлебывались в тисках административно-бюрократических решений.

Кризисная ситуация все более охватывала и сферу сотрудничества в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Централизованные административные решения не обеспечивали эффективного экономического сотрудничества, мешали рационализации народнохозяйственных структур, интенсификации производства.

Полностью исчерпала себя старая модель хозяйственных взаимосвязей, основанная на вывозе топлива и сырья из Советского Союза и поставках в СССР продукции обрабатывающей промышленности из других стран. Резко сокращались объемы взаимной торговли. Неудовлетворенность деятельностью СЭВ проявлялась буквально на каждой его сессии.

Кризис проявлялся и в социальной сфере. Жизненный уровень снижался, до западных стандартов ему было далеко. Это обуславливало падение рождаемости и увеличение смертности населения.

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы в конце 70-х - начале 80-х годов привела в конечном счете к появлению социальных проблем. Стали исчезать те черты образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как «завоевания социализма»: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твердые цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как более «передового строя». Замалчивать или скрывать проблемы стало невозможным в силу большей открытости стран Восточной Европы для Запада.


Разочарование в социализме сделало неэффективным прежние способы контроля над массовым сознанием, без которых невозможно существование тоталитарного общества. При этом попытки подавления недовольства были бесперспективны, поскольку само по себе ужесточение режима не решило бы экономических проблем. Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим - экономическим, социальным, политическим и моральным. Толчком к разрешению его стала перестройка, начавшаяся в 1985. году в Советском Союзе, оказавшая на страны Восточной Европы большое влияние. Она порождала в народных массах такие же процессы, что и в советском обществе. Происходила быстрая политизация различных слоев населения, которая вела к выработке новых взглядов, новых оценок и самооценок, к осознанию реальностей на ином качественном уровне. Во всех странах стала постепенно назревать революционная ситуация особого рода.

Ее отличительной чертой было отсутствие политического механизма, способного уловить свидетельства назревавших внутренних конфликтов: вновь авторитарно-бюрократический режим, лишенный обратной связи, не смог адекватно отреагировать на происходящие общественные сдвиги, рост же оппозиционных настроений пытались привычно подавить репрессивным аппаратом.

бархатный революция общественный европа

1. Бархатные революции
Выражение "бархатная революция" появилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Оно не вполне отражает характер событий, описываемых в общественных науках термином "революция". Этот термин означает всегда качественные, коренные, глубокие изменения в социальной, экономической и политической сферах, которые приводят к трансформации всей общественной жизни, смене модели устройства общества.

Ряд ученых (например, В. К. Волков) внутренние объективные причины революции 1989 года видят в разрыве между производительными силами и характером производственных отношений. Тоталитарные или авторитарно-бюрократические режимы стали препятствием для научно-технического и экономического прогресса стран, тормозили интеграционный процесс даже в пределах СЭВ. Почти полувековой опыт стран Юго-Восточной и Центральной Европы показал, что они сильно отстали от передовых капиталистических государств, даже от тех, с кем были когда-то на одном уровне. Для Чехословакии и Венгрии это сравнение с Австрией, для ГДР - с ФРГ, для Болгарии - с Грецией. ГДР, лидируя в СЭВ, по данным ООН, в 1987 году по ВОП на душу населения занимала лишь 17-е место в мире, ЧССР - 25-е место, СССР - 30-е. Увеличивался разрыв в уровне жизни, качестве медицинского обслуживания, социальной обеспеченности, культуре и образовании.


Другим мощным фактором, благодаря которому осуществилась "бархатная революция" 1989 года, стал национальный. Национальная гордость, как правило, была ущемлена тем, что авторитарно-бюрократический режим напоминал советский. Бестактные действия советского руководства и представителей СССР в этих странах, их политические ошибки действовали в том же направлении. Все это рождало ощущение, что такой строй навязан извне.

То, что случилось в Восточной Европе, во многом результат навязанной модели социализма, отсутствия свободы для развития. Начавшаяся в СССР перестройка, казалось, дала толчок для социалистического обновления. Но многие руководители стран Восточной Европы не смогли понять уже назревшую необходимость кардинального переустройства всего общества, оказались неспособны принять сигналы, посылаемые самим временем. Привыкшие лишь получать указания сверху партийные массы оказались в этой ситуации дезориентированными. Но почему же предчувствовавшее скорые перемены в странах Восточной Европы советское руководство не вмешалось в ситуацию и не отстранило от власти прежних руководителей, своими консервативными действиями лишь усиливавших недовольство населения? Во-первых, не могло быть и речи о силовом давлении на эти государства после событий апреля 1985 года, вывода Советской Армии из Афганистана и заявления о свободе выбора. Это было ясно для оппозиции и руководства стран Восточной Европы. Одних это обстоятельство разочаровывало, других оно "окрыляло". Во-вторых, на многосторонних и двухсторонних переговорах и встречах в период с 1986 по 1989 год руководство СССР неоднократно заявляло о пагубности застоя. Однако большинство глав государств «социалистического лагеря» в своих действиях не показывали стремления к изменениям, предпочитая осуществить лишь самый минимум необходимых перемен, который не затрагивал в целом механизм сложившейся в этих странах системы власти. Например, сначала в узком составе, а потом и с участием всех представителей Политбюро СЕПГ 7 октября 1989 года в ответ на аргументы, приводимые М. С. Горбачевым о том, что необходимо срочно брать инициативу в свои руки, руководитель ГДР заявил, что не стоит учить их жить, когда в магазинах СССР «нет даже соли». Народ в тот же вечер вышел на улицу, положив начало развалу ГДР. Н. Чаушеску в Румынии запятнал себя кровью, сделав ставку на репрессии. А там, где реформы прошли с сохранением прежних структур и не привели к плюрализму, реальной демократии и рынку, они лишь способствовали неконтролируемым процессам и разложению. Необходимо учесть также психологические настроения граждан, которые сыграли большую роль, поскольку люди хотели перемен. Кроме того,