Файл: Анализ примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с фгос до.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНАЛИЗ ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РАЗРАБОТАННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Наименование программы | Основная концепция программы |
От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) | Заключается в создании в дошкольном образовательном учреждении благоприятных условий, которые будут способствовать полноценному проживанию ребенком дошкольного детства. Как утверждают авторы, эти условия должны способствовать формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника. |
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. | Нацелена на создание в ДОО для каждого ребенка таких условий, которые дадут педагогу возможность развивать его способности, будут способствовать широкому взаимодействию ребенка с миром, обеспечат активную культурную практику и творческую самореализацию. Поддержка стремления ребенка к самостоятельности, становление познавательной и коммуникативной компетентности - одни из основных направлений Программы. Значимым и важным делом авторы Программы считают развитие у детей социальной уверенности и ценностных ориентиров, которые определяют поведение детей, их деятельность, картину мира и систему отношения к нему. В Программе даются ориентиры для воспитателя, соблюдение педагогом которых будет способствовать развитию личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Педагог при этом должен учитывать возрастные, индивидуальные и психофизиологические особенности своих воспитанников. Развивающая образовательная среда рассматривается в программе как «система условий социализации и индивидуализации детей». Также в Программе выдвигаются и обосновываются требования к условиям развития ребенка. Они должны открывать возможности для его позитивной социализации, обеспечивать личностное развитие, способствовать развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и самореализации в естественных видах деятельности, соответствующих возрастному периоду дошкольного детства. |
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования Л.А.Парамонова. | Делается акцент на поддержании у детей базового доверительного отношения к окружающему миру, обращается пристальное внимание на развитие универсальных, в том числе творческих, способностей, которые должны отвечать требованиям, предъявляемым к ним современным обществом, и быть сформированы на уровне, соответствующем возрастной специфике дошкольного детства. Программа помогает педагогу осмыслить способы создания для детей с разными возможностями равных условий развития. Комплексный характер программы способствует обогащению процесса детского развития, обеспечивает взаимосвязь всех его сторон. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и ФГОС ДО, программа «Истоки» позволяет реализовать права ребенка на полноценное развитие на дошкольной ступени, включая компоненты физического, интеллектуального, социального и эмоционального, а также при переходе к начальному школьному обучению. |
Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва | Переработанная под ФГОС психолого-ориентированная программа является удобным для творческой группы ДОО инструментом по созданию уникальной образовательной программы своей организации. В новой редакции Программа представляет собой своеобразную программу-конструктор и любая ДОО, в процессе ее реализации, сможет по максимуму эффективно использовать те ресурсы и возможности, которыми располагает. Кроме того, данная версия Программы позволяет учреждению определить желаемые направления развития организации на ближайшее время и отдаленную перспективу. |
Березка: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. | Новый вариант реализации вальдорфской педагогической системы, адаптированный к условиям российской действительности. Программа сформирована с опорой на длительный опыт работы вальдорфских детских садов различных стран мира и достаточно длительный опыт работы российских педагогов вальдорфской системы. |
Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Н.М. Крылова. | Инновационным вариантом проектирования образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Авторы рассматривают дошкольника как неповторимую индивидуальность, выражают собственную авторскую концепцию образования дошкольника, в основу которой положена амплификация развития и «саморазвитие его самосознания». |
Детский сад по системе Монтессори: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Е.А.Хилтунен, О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова | Несмотря на более чем 100-летний возраст системы М. Монтессори, программа полностью соответствует принципам современного дошкольного образования, так как имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, предполагает социокон-структивистский подход к образованию ребенка и опирается на концепцию свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде. |
Мир открытий: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Под ред. Л.Г. Петерсон. | Программа рассматривает современного ребенка как центральную фигуру образовательного процесса, как уникальную и творческую личность. Базисное содержание дошкольного образования, представленное в Программе, обеспечивает поддержку индивидуальности каждого ребенка, его гармоничное и разноплановое развитие. В основу программы положен системно-деятельностный подход, который способствует созданию в ДОО условий для самоизменений и саморазвития как детей, так и педагогов и родителей, т.е. всех участников образовательных отношений. |
Мозаика: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Белькович В. Ю., Гребёнкина Н. В., Кильдышева И. А. | Ориентирована на расширение возможностей для полноценного развития личностного потенциала каждого малыша в ДОО при поддержке его индивидуальности и способностей. Одной из главных задач Программы является создание условий для здорового образа жизни и безопасности детей. Серьезное внимание в Программе уделяется приобщению детей к социокультурным нормам общества и государства в целом, а также детской субкультуре и традициям семьи. При этом приобщение рекомендуется осуществлять через те виды деятельности, которые соответствуют индивидуально-возрастным особенностям детей. |
На крыльях Детства: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Н.В. Микляева, Виноградова Н.А. | Программа раскрывает специфику методического сопровождения образовательного процесса в ДОО как с обычными детьми раннего и дошкольного возраста, так и с детьми с особыми образовательными потребностями. Основными идеями программы авторы называют концепцию педагогической поддержки и концепцию комплексного сопровождения детей. И та и другая концепции обеспечивают учет видового разнообразия групп в ДОО и ориентируют педагога на разработку для каждого ребенка индивидуального образовательного маршрута. Также идейной основой Программы стала «концепция формирования событийно организованного образовательного процесса на основе детской игры». |
Первоцветы: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н.В. Микляева | Значимыми идеями Программы выступают учет индивидуально-возрастных особенностей воспитанников ДОО при уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса; формирование и изменение образовательного пространства группы детского сада, его адаптация, модерация и трансформация в событийно-ориентированное пространство детского сада. |
ОткрытиЯ: Примерная образовательная программа дошкольного образования Юдина Е.Г | Программа опирается на закономерности дошкольного возраста и полностью исключает подмену специфических задач данного возраста задачами более старших возрастных периодов. Основополагающими в Программе стали принципы сотрудничества и содействия ребенка со сверстниками в детской субкультуре и с близкими взрослыми при совместном взаимодействии. Основным правилом организации образовательных отношений в Программе названо уважение и поддержка личности маленького Человека. Большое внимание авторы уделяют системе «взрослые - дети» и способам построения в ней позитивных отношений, которые будут способствовать развитию детской инициативы, создадут условия для поддержки самостоятельности у детей и становлению ответственности за свою жизнь и деятельность. |
Разноцветная планета: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Е.А.Хамраева | Нацелена на обеспечение равного старта для каждого ребенка, проживающего на территории России, что позволит ему эффективно обучаться на последующих ступенях системы образования как на русском, так и на других языках народов РФ. Программа предполагает интегративный подход к развитию ребенка, в котором интеграция обеспечивается организацией игровой деятельности детей на основе сказки. |
Тропинки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. под ред. В.Т. Кудрявцева. | Предназначена для работы с детьми 3-7 лет, определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми данного возрастного диапазона и, как заявляют авторы, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности. Современная программа «Тропинки» построена на идеях развивающего дошкольного образования. Авторы Программы рассматривают творческое воображение как универсальную способность человека и как средство общего психического развития детей 3-7 лет, для чего в Программе выделяют необходимые для создания в ДОО условия. Также разработчики отмечают значимость освоения ребенком общечеловеческой культуры и заявляют, что данный процесс должен носить творческий характер. |
Успех: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Н.В. Федина | Переработана под требования ФГОС ДО и стремится к достижению главной цели образования - образованию Человека. Отличительной особенностью Программы является календарь праздников, который обеспечивает усвоение детьми содержания программы в творческой, эмоционально насыщенной атмосфере. |
Золотой ключик: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Под ред. Г. Г. Кравцова | Предназначена для образовательной работы с детьми от 3 до 10 лет. Целью Программы является создание в ДОУ таких условий, которые будут с одной стороны способствовать максимально полному развитию воспитанников в соответствии с их возрастом; с другой - обеспечат детям радостную, счастливую жизнь в учреждении и их эмоциональное благополучие. Целевые установки и содержание Программы обеспечивают преемственность двух смежных возрастов: дошкольного и начального образования; способствуют эффективному решению задач психологической подготовки детей к школьному обучению. |
Миры детства: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Н. Доронова | Нацелена на создание в ДОУ условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие воспитанников и поддержку их естественного положительного отношения к себе, к другим людям, базового доверия к окружающему миру, их полноценное развитие в пяти образовательных областях. Авторы предлагают в Программе для реализации новые средства организации образовательной работысдетьми дошкольного возраста, дают их описание. Авторы обращают наше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большой педагогический потенциал, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении». |
Диалог: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. О.Л. Соболева, О.Г. Приходько. | Соответствует принципам развивающего обучения и обеспечивает исчерпывающую реализацию пяти образовательных областей в соответствии с требованиями Стандарта. Авторский коллектив Программы при формировании ее содержания учел новую стратегию дошкольного воспитания: основными приоритетами Программы являются развитие игровой деятельности детей, а также физических, личностных и интеллектуальных качеств. Выделенные авторами приоритетные задачи рекомендуется решать в ходе совместной (партнерской) деятельности ребенка со взрослыми и другими детьми. Психолого-педагогические и методические технологии, обозначенные в Программе, обеспечивают возможность мягкого перехода от традиционного занятия к формам совместной деятельности. Программу отличает полнота содержания, в котором представлена работа с детьми раннего возраста (1-3 года), решение задач предшкольного образования, обеспечение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, помощь детям с проблемами в развитии. |
Вдохновение: Примерная основная образовательная программа. И.Е. Федосова | В основе программы лежит современное представление о компетентном ребенке, появляющимся на свет с природной мотивацией к учению и участию в окружающей действительности. Задача программы -поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка. Программа создает социальные и материальные условия для раскрытия способностей и талантов ребенка с учетом его индивидуальности. Предлагая работать в русле позитивной социализации и индивидуализации личности, авторы Программы рекомендуют учитывать возрастные возможности детей и предлагают методики разностороннего целостного личностного, социального, умственного и физического развития детей. |
Таким образом, мы можем отметить, что появление столь большого разнообразия примерных образовательных программ дошкольного образования способствует усилению вариативности дошкольного образования, что, в свою очередь, является показателем его гуманитарности, повышает его субъектность и обеспечивает системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации. 1
1 Михеева Е. В. Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС до // СДО. 2015. №3 (55).