Файл: Курсовая работа дисциплина Управление информационной безопасностью корпорации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Факультет/филиал Инженерно-экономический институт

(название факультета/филиала)

Кафедра Безопасности и информационных технологий

(название кафедры)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Управление информационной безопасностью корпорации

Тема: Анализ информации о конкурентной среде
выполнил студент 1 курса

очной формы обучения

группа ИЭ-61м-21

ФИО_________
Проверили:

профессор кафедры БИТ, к.т.н,

доцент Унижаев Н. В.

доцент кафедры БИТ, к.э.н,

доцент Власенко М. Н.
дата защиты «____» __________ 20___г.

оценка _____________


Москва, 2022 г.

Содержание

Введение

1. Краткая характеристика ПАО Мегафон.......................................................

1.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия.................

1.2. Оценка финансового состоянияПАО Мегафон за 2020-2021гг....................

Глава 2. Оценка конкурентной среды и конъюктуры рынка ПАО Мегафон

2.1. Анализ контрагентов-партнеров...................................................................

2.2. Оценка степени аффилированности...........................................................

2.3 Анализ основных конкурентов по отраслевой принадлежности

Заключение

Список используемых источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ
В высококонкурентной бизнес-среде предприятия должны знать, что делают их конкуренты. Анализ конкуренции описывается как стратегический инструмент, который помогает предприятиям быть в курсе поведения и планов своих конкурентов. Поскольку конкурентная среда практически во всех отраслях продолжает расти, компании вкладывают значительные средства в исследования рынка, чтобы получить преимущество. Этот непрерывный процесс часто называют конкурентной разведкой.

Актуальность темы исследования заключается в том, что конкурентная разведка производит оперативную информацию, которая, в свою очередь, помогает предприятиям в принятии решений. Кроме того она дает предприятиям конкурентное преимущество, а также помогает им повышать свою эффективность. Само понятие анализа конкурентной среды развилось на стыке таких теорий, как экономика, маркетинг, информатика и стратегическое управление.


То есть программы конкурентной разведки используются как крупными, так и малыми предприятиями, чтобы дать им преимущество. Организации с четким представлением о конкурентной среде своей отрасли получают значительное преимущество по сравнению с теми, кто не поспевает за рыночной аналитикой. А процесс сбора и анализа информации может помочь компании разработать свою стратегию или выявить конкурентные пробелы, а также составить полную картину конкурентного анализа.

Целью исследования выступает выработка практических навыков в области выполнения экономических расчетов по определению конкурентной среды предприятия.

Основными задачами курсовой работы являются:

- охарактеризовать организационно-экономическую систему объекта исследования;

- оценить его финансовое состояние;

- проанализировать контрагентов-партнеров Потребительского акционерного общества «Мегафон» (далее – ПАО Мегафон);

- оценить степень его аффилированности;

- проанализировать основных конкурентов по отраслевой принадлежности.

Объект исследования – предприятие, предмет исследования – система конкурентного анализа на предприятии.

В процессе исследования используется достаточно широкий спектр методов исследования в социально-экономических областях науки и практики, среди них: наблюдение, сравнение, измерение, статистический и системный методы обработки информации, анализ документов.

Теоретическая база исследования представлена требованиями нормативных документов, регулирующих данную область хозяйственной деятельности, устанавливающими правила отражения в учете фактов хозяйственной жизни, классическими и современными научными разработками, концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших данную проблематику.

Это исследование основано на научных работах в области теории экономических показателей и управления предприятиями, которые лежат в основе приоритетных областей анализа конкурентоспособности таких экономистов и ученых, как: Парахина В.Н., Бережная О.В., Гегаева Д.Б., Дугинец Д.А., Леуш И.И. и др.

Обратим внимание на то, что для анализа конкурентоспособности предприятия применяют различные методы, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, в целом все основные методы оценки конкурентоспособности можно свести к следующим группам: матричные, сравнительные, коэффициентные, графические. Рассмотрим применение некоторых из них на примере компании – ПАО «МегаФон».

1. Краткая характеристика ПАО Мегафон
1.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
ПАО Мегафон – национальный российский оператор цифровых возможностей, занимающий лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке в стране и мире. Правление является коллегиальным исполнительным органом предприятия и осуществляет текущее руководство деятельностью компании. В сферу его полномочий входят все аспекты оперативного управления компанией, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров.

Правление также организует выполнение решений вышестоящих органов управления компанией и подотчетно им. Количественный и персональный состав Правления определяется ежегодно Общим собранием акционеров по представлению Генерального директора. Заседания Правления проходят на регулярной основе.

Кроме того, из устава компании вытекает, что основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли путем оказания услуг связи и осуществления иной хозяйственной деятельности.

Регистрационные сведения компании представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Регистрационные данные ПАО Мегафон
Итак, ПАО Мегафон – крупнейшая телекоммуникационная компания России, которая выполняет функции построения и эксплуатации телекоммуникационных сетей и рынка голосовой связи, доступа в Интернет, мобильной связи и различных других продуктов и услуг. Другими словами, организация предлагает полный спектр услуг связи и конкурирует на всех телекоммуникационных рынках. Они создают контент и технологические решения, которые легко использовать.

На территории России ПАО Мегафон предоставляет 37,6 млн. розничных услуг мобильной связи, 23,5 млн. розничных услуг фиксированной широкополосной связи и 35,1 млн. розничных услуг фиксированной голосовой связи.

В компании действует системный подход для управления полным жизненным циклом инициатив, от разработки до реализации. ПАО Мегафон стремится не только к финансовой отдаче, но и к ускорению и упрощению внутренних процессов, повышению уровня удовлетворенности сотрудников и более эффективным трудозатратам.

С 2020 года в компании действует внутренний портал Digital Idea, где каждый сотрудник имеет возможность увидеть информацию о проекте и инициативы на разной стадии реализации, а также предложить свою идею или стать участником agile-команд для реализации проектов.


Организационная структура компании схематично представлена в Приложении 1. Она представляет собой вертикальный вид, который состоит из небольшого уровня принятия решений на уровне исполнительной власти, в котором находятся несколько уровней управления, таких как региональные менеджеры, руководители отделов, администраторы и т.д. Сотрудники, которые выполняют повседневную работу компании и взаимодействуют с потребителями, находятся в нижней части иерархии. Информация поступает от лиц, принимающих решения, сверху вниз через уровни управления, где каждый менеджер передает решения сверху и осуществляет полномочия над менеджерами ниже. Информация поступает немного вверх, а уровни персонала выполняют заказы сверху, редко сообщая о фактической эффективности этих заказов в повседневной работе и взаимодействии с клиентами.

Таким образом, следует отметить, что ПАО Мегафон является не только одним из крупнейших мобильных операторов в России, но и вообще одной из наиболее узнаваемых фирм в стране. Однако для достижения успеха в будущем компания должна на постоянной основе проводить анализ внешней среды и собственной конкурентоспособности.
1.2. Оценка финансового состоянияПАО Мегафон за 2020-2021гг.
Основными источниками информации для анализа финансовой устойчивости и финансового состояния служат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, представленные в Приложении 2.

Структура имущества организации в рассматриваемый период представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура имущества и источников его формирования ПАО Мегафон за 2020-2021гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.



± %



31.12.2019

31.12.2020

31.12.2021

На31дек.2019

На 31дек. 2021

Актив

1. Внеоборотные активы

537 169 428

542 877 658

458 211 767

83,5

80,3

-78 957 661

-14,7

в том числе:
основные средства

172 162 304

157 382 675

136 639 666

26,7

23,9

-35 522 638

-20,6

нематериальные активы

39 616 866

37 013 059

27 166 290

6,2

4,8

-12 450 576

-31,4

2. Оборотные, всего

106 460 435

80 584 285

112 536 728

16,5

19,7

+6 076 293

+5,7

в том числе:
запасы

534 497

770 416

1 890 773

0,1

0,3

+1 356 276

+3,5 раза

дебиторская задолженность

38 312 343

30 529 959

36 714 436

6

6,4

-1 597 907

-4,2

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

51 287 522

32 956 780

34 443 193

8

6

-16 844 329

-32,8

Пассив

1. Собственный капитал

150 530 047

154 622 557

169 102 679

23,4

29,6

+18 572 632

+12,3

2. Долгосрочные обязательства, всего

376 675 285

315 440 770

206 299 083

58,5

36,1

-170 376 202

-45,2

в том числе:
заемные средства

351 456 582

290 808 775

183 792 209

54,6

32,2

-167 664 373

-47,7

3. Краткосрочные обязательства*, всего

116 424 531

153 398 616

195 346 733

18,1

34,2

+78 922 202

+67,8

в том числе:
заемные средства

41 370 481

86 238 178

130 147 165

6,4

22,8

+88 776 684

+3,1 раза

Валюта баланса

643 629 863

623 461 943

570 748 495

100

100

-72 881 368

-11,3



Из таблицы видно, что в отчетном периоде у компании сократились внеоборотные активы почти на 15 % по сравнение с аналогичным периодом предыдущего года. Оборотные же активы выросли, но незначительно, около 6%. При этом мы видим увеличение собственного капитала на 12,3 %, что положительно характеризует финансовое состояние ПАО Мегафон.

Наглядно структура активов представлена на рисунке 2.




Рисунок 2 - Структура активов ПАО Мегафон на конец 2021 года
Мы видим значительное преимущество внеоборотных активов перед оборотными, а величина запасов вообще составляет крайне малую долю всех активов организации.

Рассмотрим стоимость чистых активов компании на основании таблицы 2.
Таблица 2 – Оценка стоимости чисты активов ПАО Мегафон на 2020-2021гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.



± %



31.12.2019

31.12.2020

31.12.2021

на 31дек.2019

на
31 дек. 2021

1.Чистые активы

150 530 047

154 622 557

169 102 679

23,4

29,6

+18 572 632

+12,3

2. Уставный капитал

62 000

62 000

62 000

<0,1

<0,1





3. Превышение чистых активов над уставным капиталом

150 468 047

154 560 557

169 040 679

23,4

29,6

+18 572 632

+12,3


Здесь можно наблюдать высокое преобладание чистых активов над уставным капиталом. Более, чем в 2,5 тыс. раз. Данный факт положительно характеризует финансовое положение компании. При этом, за последний год чистые активы увеличились на 12,3 %.

Наглядно рассматриваемое соотношение представлено на рисунке 3.