Файл: Характеристика уровней педагогических исследований Требования к формулированию цели и задач исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


1. Характеристика уровней педагогических исследований……………….




2. Требования к формулированию цели и задач исследования…………




3.Характеристика конспекта как вида (жанра) учебно-исследовательской работы……………………………………………….....




4. Сравнительная характеристика естественного и лабораторного экспериментов как эмпирического метода исследования………………...





1. Характеристика уровней педагогических исследований

Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает педагогические факты и явления.1 Ниже более подробно рассмотрим каждый из основных уровней педагогического исследования.

1. Эмпирическое зна­ние — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах. Эмпирическое знание основывается на чувствен­ном познании. Рациональный момент и его формы (суждения, поня­тия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. По­этому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт:

- Описание процесса исследования является основной частью научно-исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника, технологии, операции исследования с использованием логических законов и правил.2

- Сравнение – метод эмпирического исследования, предоставляющий возможность определить общие и отличительные стороны входящего в какую-либо конкретную область действительности предмета или явления. Определенные в результате сравнения одного или более объектов общие признаки - важный шаг на пути познания закона. Для того, чтобы быть продуктивным методом научного познания, сравнение должно отвечать двум требованиям. Прежде всего, сравнение должно проводиться не среди всех видов объектов, а только среди обладающих объективной общностью объектов. Во-вторых, сравнение должно проводиться не по всем видам признаков предметов и явлений, а только по существенным, важным признакам. Потому что сравнения, проводимые по несущественным признакам, могут привести к ошибочным результатам в познании, даже к погрешностям.
3

- Измерение.

Основную методическую проблему при сборе информации в педагогическом эксперименте представляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов или их измерение.

Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется. Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т. е. весьма приближенно.

Пример. Данные тестирования творческой способности (сумма правильных решений), очевидно, не может полностью совпадать с количественной величиной, для измерения которой предназначен тест.

Будем называть педагогическим измерением операцию присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определенными правилами. В педагогическом эксперименте применяются четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений).4

- Основным методом педагогического исследования является наблюдение. Наблюдения различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное, по объему – широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное); по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). Наблюдение может быть включенными и невключенным; по условиям проведения – полевое и лабораторное.

- Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента - изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого - либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т.д.


В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого- нибудь явлением путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называется зависимыми переменными.

Педагогический эксперимент - это исследовательская деятельность по проверке выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на позитивные изменения в состоянии учащихся.5

В основном различают четыре вида эксперимента:

1) констатирующий - определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений учащихся по какому-то разделу программы). Данные этого вида эксперимента используются для организации следующих видов эксперимента;

2) обучающий, при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективность их применения;

3) контролирующий, с помощью которого через какой- то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний и умений учащихся, развития какого либо качества личности по материалам обучающего эксперимента;

4) сравнительный, при котором в одной учебной группе работа ведется по одному материалу (методу), в другой группе - по другому материалу (методу).

При проведении любого педагогического (образовательного) эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование эксперимента. Планом эксперимента определяется характер отдельных фаз эксперимента и порядок их проведения.

При планировании педагогического эксперимента исследователь должен определить: количество экспериментируемых (учащихся, студентов, классов, групп); способы отбора экспериментируемых; этапы проведения эксперимента. Чем более четко спланирован эксперимент, тем более объективные результаты он делает.

План эксперимента должен включать:

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведения эксперимента и его объем;

- характеристику участвующих в эксперименте учащихся, студентов;


- описание материалов, используемых для эксперимента;

- описание методики проведения эксперимента и применение частных методов исследования;

- методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента;

- описание методики обработки результатов эксперимента.6

- Анализ.

Анализ – метод исследования, при котором целое педагогическое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. Цель анализа и состоит в познании частей как элементов сложного целого. С помощью анализа можно выделить строение исследуемого объекта, его структуру (например, структуру урока, структуру проблемной задачи). Результатом анализа становится также классификации, типологии и т.д.7

- Индукция и дедукция.

Индукция и дедукция активно используются в педагогических исследованиях. Индукция позволяет исследователю переходить от эмпирического уровня к уровню теоретическому посредством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различных форм экстраполяции от известного к неизвестному. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности. Тем самым осуществляется проникновение в сущность явлений, построение гипотез и теорий.

Дедукция позволяет частные положения выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. На основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материла

Индукция осуществляется через абстрагирование. Дедукция – через процесс конкретизации.8

2.Теоретический уровень педагогического исследования.

Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты. Методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

3. Методологический уровень педагогического исследования — на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область.

2. Требования к формулированию цели и задач исследования
Цель исследования - это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. Некоторые допускают такую грубую методологическую ошибку - вместо цели всего исследования они формулируют цель только педагогического эксперимента, тем самым цель, являющаяся по своей сути шире задачи, становится уже, чем сформулированные задачи, а иногда даже одной задачи. Цель должна охватить своим объемом все задачи. Формулировку цели рекомендуется обычно начинать словами: выявить и обосновать... , разработать (модель, методику, критерии и т. д.) и др.

Например, цель исследования можно сформулировать следующим образом: Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения; по второй теме - Выявить и охарактеризовать особенности процессов становления и развития эстетического воспитания в лицеях в контексте общих тенденций развития образовательной среды России XIX века.

Таким образом, цель - это обоснованное представление об общих ко­нечных или промежуточных результатах поиска.9

Сформулированная цель определяет задачи исследования.

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:

- на основе анализа психолого-педагоги-ческой литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

- выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

- изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Если исследование предполагает проведение педагогического эксперимента, то к перечисленным задачам необходимо добавить:

- разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования ...; экспериментально проверить ее эффективность.

Формулировку задач исследования рекомендуется начинать словами: выявить, определить, разработать, обосновать, экспериментально проверить и т.д.