Файл: Характеристика уровней педагогических исследований Требования к формулированию цели и задач исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как правило, выдвигается не менее трех исследовательских задач:

1) выявление сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснование способов решения проблемы;

3) формулирование ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.10

В педагогическом исследовании рекомендуется выделять не более пяти-шести задач. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач:

историко-диагностические - связаны с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, об­щенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

теоретико-моделирующие - отражают раскрытие структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели струк­туры и функций изучаемого и способов его преобразования;

-практически-преобразовательные - направлены на обработку и исполь­зование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

Правильно поставленные задачи определяют точный «маршрут» исследовательского по­иска, уточняют, какую последовательность действий нужно выстро­ить, чтобы решить проблему. Составление перечня задач чаще всего проводится путем выяснения того, что нужно узнать, установить для получения результата (цели). Затем происходит своего рода «обратное восхождение» от цели к исходным позициям.

3.Характеристика конспекта как вида (жанра) учебно-исследовательской работы
Учебная деятельность связана с решением учебных задач, то есть овладением определенными способами действия и нормами отношений.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает решение учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, предполагающим наличие основных этапов, в принципе характерных для научного исследования.11

В основные виды Учебно – исследовательской деятельности включают:

Конспект, реферат, доклад, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
12

Конспект как разновидность текста изучается в разных областях знания, но особенно активно - в методике, педагогике, педагогической риторике.

В учебно-методической литературе конспект описывается как устойчивая письменная форма, рассматриваются методические особенности написания конспектов и даются советы студентам и лекторам по оптимизации текстовой деятельности. Рассматривая конспект как составленный во время лекции текст, авторы пособий ставят целью научить эффективно использовать усилия во время работы: описана система скоростной коллективной записи, позволяющая выполнить конспект, удобный для чтения и облегчающий запоминание материала; создан комплекс практических заданий по выработке навыка составления конспекта.13 

Различают следующие виды конспектов: план - конспект, тематический конспект, цитатный конспект, схематический конспект, свободный конспект.

Характеристики каждого вида представлены ниже в таблице.

Вид конспекта

Характеристика вида

План - конспект

Оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Для его создания заранее разрабатывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания конспекта в подробностях раскрывается каждый из существующих заголовков, тем самым, по итогу работы получается план-конспект. Когда время на подготовку перед выступлением является минимальным, такой конспект подойдет идеально. Успех выступления будет напрямую зависеть от того, насколько подробным, и, что самое главное, последовательным будет план конспекта. Для таких конспектов имеет смысл отдельно выписывать пометки с информацией об источниках, так как по памяти подобные тексты восстанавливаются с большим трудом.14

Тематический конспект

Индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.15

Этапы работы:

1.Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно на современном уровне.

2.По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

3.Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

4.Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

Как добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями?

Для этого в первую очередь прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности. Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений.

5.Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

6.Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его, если необходимо - доработайте.

Приступая к работе над конспектом, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1.Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план.

2.Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

3.Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

4.В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

5.Предложения со сложными синтаксическими конструкциями замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.

Цитатный конспект

Конспект, созданный из отрывков подлин­ника – цитат.

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

Этапы работы:

1.Прочитав текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

2.Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1) .... (цитата);

.... (цитата);

.... (вывод).

2)основные вопросы; доказательства (цита­ты); выводы.

3.Прочтите написанный текст, сверьте его с ори­гиналом.

4.Сделайте общий вывод.

Схематический конспект

Составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.16

Свободный конспект

Сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серь­езных усилий при составлении; в высшей сте­пени способствует усвоению материала, тре­бует умении активного использования всех ти­пов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

1.Используя имеющиеся источники, выберите материал по интересующей теме, изучите его и глубоко осмыслите.

2.Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы.

3.Используя подготовленный материал, сфор­мулируйте основные положения по теме.




4. Сравнительная характеристика естественного и лабораторного экспериментов как эмпирического метода исследования
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.17

Итак, естественный эксперимент проводится в условиях типичных для обычной жизни. Отличительной особенностью естественного эксперимента, является проведение его в привычной среде (школа, детский сад и т.д.). Исследование поведения испытуемого в естественной для него среде, позволяет изучать изменения психических процессов, видеть динамику психических процессов в реальной жизни испытуемого. Разновидностью естественного эксперимента, являются констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент (обучающий, генетико-моделирующий, экспериментально-генетический).18 

Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего с участием специально выделенной группы испытуемых в специально оборудованном помещении.

Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы детей в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть
апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.19

Преимущество естественного эксперимента по сравнению с лабораторным наблюдением заключается в том, что он помогает исследователю получить необходимые ему факты путем специальной системы занятий в привычной для детей обстановке, где нет никакой искусственности (ребенок даже не подозревает, что за ним наблюдают).20

Список использованной литературы и источников


Горностаева Н. В. История становления педагогической диагностики в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 675-678.

Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно-исследовательская работа студента: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 72 с

Ибрагимов Г. И. Эксперимент в педагогических исследованиях: проблемы и перспективы // КПЖ. 2004. №1. L: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperiment-v-pedagogicheskih-issledovaniyah-problemy-i-perspektivy-1 (дата обращения: 02.10.2019).

Индукция и дедукция в педагогических исследованиях[электронный ресурс], режим доступа: https://studopedia.ru/12_40903_induktsiya-i-deduktsiya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah.html

Как правильно составить план-конспект урока [электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/kak-pravilno-sostavit-plankonspekt-uroka-1603869.html

Конспект, как вид учебно - исследовательских работ (определение, компоненты [электронный ресурс], режим доступа: https://studwood.ru/1271597/psihologiya/konspekt_uchebno_issledovatelskih_rabot_opredelenie_komponenty

Конспект и правила его составления[электронный ресурс], режим доступа: https://lektsii.org/11-50989.html

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997. – 304 с.

Макина М.А. Педагогический эксперимент[электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/04/pedagogicheskiy-eksperiment

Меретукова З. К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3.

Новиков А. М.Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1.

Педагогические исследования[электронный ресурс],режим доступа: http://old.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/pedagogicheskii_eksperement/basov/sekret/etap9.html


Подласый И.П. Педагогика: Учеб. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы. М., 2005.

Теоретические методы педагогического исследования[электронный ресурс], режим доступа: https://megaobuchalka.ru/5/22202.html

Типы конспектов [электронный ресурс], режим доступа: https://studopedia.su/20_115620_tipi-konspektov.html

Цель и задачи психолого-педагогического исследования: понятие, требования к формулировке; группы задач[электронный ресурс],режим доступа: http://webkonspect.com/?room=profile&id=17423&labelid=169765

Цыркун, И. И. Педагогика современной школы: Основы педагогики: Дидактика: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок и др.;под общ. ред. И. И. Цыркун. – Минск: БГПУ, 2012.;516с.

Чапала Т. В. Категории, нормы и методы исследования в психологии здоровья// Научен вектор на Балканите. 2017. №1.

Эмпирические методы научного познания [электронный ресурс], режим доступа: http://www.discoverbiology.ru/unows-1306-2.html

Ярица Л. И. Студенческий конспект как речевой жанр и особенности его пунктуационного облика // Вестник науки Сибири. 2012. №1 (2).



1 Цыркун, И. И. Педагогика современной школы: Основы педагогики: Дидактика: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок и др.;под общ. ред. И. И. Цыркун. – Минск: БГПУ, 2012.;516с.

2 Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практ. пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997. – 304 с.

3Эмпирические методы научного познания [электронный ресурс], режим доступа: http://www.discoverbiology.ru/unows-1306-2.html


4Педагогические исследования[электронный ресурс],режим доступа: http://old.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/pedagogicheskii_eksperement/basov/sekret/etap9.html

5 Ибрагимов Г. И. Эксперимент в педагогических исследованиях: проблемы и перспективы // КПЖ. 2004. №1. L: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperiment-v-pedagogicheskih-issledovaniyah-problemy-i-perspektivy-1 (дата обращения: 02.10.2019).

6 Новиков А. М.Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1.

7Теоретические методы педагогического исследования[электронный ресурс], режим доступа: https://megaobuchalka.ru/5/22202.html

8 Индукция и дедукция в педагогических исследованиях[электронный ресурс], режим доступа: https://studopedia.ru/12_40903_induktsiya-i-deduktsiya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah.html
9 Цель и задачи психолого-педагогического исследования: понятие, требования к формулировке; группы задач[электронный ресурс],режим доступа: http://webkonspect.com/?room=profile&id=17423&labelid=169765

10 Меретукова З. К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3.