Файл: 1. Состав гражданского правонарушения. Субъекты правоотношения, возникающего в связи с причинением вреда. Вина, причинноследственная связь, противоправность как элемент состава гражданского правонарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право на наименование места происхождения товара (§ 3 гл. 76 ГК РФ)

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое представляет собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ).

Субъекты исключительного права — производители товара (любые лица, которые в границах этого же географического объекта производят товар, имеющий сходные особые свойства).

Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара (далее — НМПТ) путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках товаров; документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в т. ч. в доменном имени и при других способах адресации (ст. 1519 ГК РФ).

Установлен запрет на использование зарегистрированного НМПТ лицами, у которых нет соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т. п., а также использование сходного обозначения для любых товаров, которое может ввести потребителей в заблуждение относительно места его происхождения и особенных свойств товара (незаконное использование НМПТ).

Условия охраны:

  • специфичность для географического объекта природных (климатические, сырьевые и т. п.) условий и (или) наличие особенных навыков, умений и т. п. производителей, которые обусловливают особенные свойства производимого товара.

  • возможность произвести товар, который обладает особенными свойствами.

Срок действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ


  • составляет 10 лет со дня подачи заявки; допускается продление на 10 лет по заявлению обладателя свидетельства; количество продлений не ограничивается (ст. 1521, 1531 ГК РФ).

Особенности государственной регистрации:

1. НМПТ может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами (ст. 1518 ГК РФ).

2. Виды заявок (ст. 1522 ГК РФ): а) заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на него; б) заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ.

3. Необходимо приложить к заявке, поданной по инициативе заявителя, заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации органа о том, что заявитель производит товар, который обладает особыми свойствами в границах географического объекта, на государственную регистрацию наименования которого подается заявка или заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, которые указаны в Государственном реестре НМПТ Российской Федерации.

4. Экспертиза заявки включает формальную экспертизу (ст. 1524 ГК РФ) и экспертизу обозначения (ст. 1525 ГК РФ), которое заявлено в качестве НМПТ.

5. Приоритеты заявок отсутствуют.

6. При положительном результате экспертиз принимается решение о государственной регистрации и выдается свидетельство об исключительном праве на НМПТ (при условии уплаты заявителем пошлины) федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1530 ГК РФ).

Содержание исключительного права на наименование места происхождения товара

Лица, приобретающие право на пользование НМПТ, приобретают право использовать его для обозначения соответствующих товаров на всей территории России.

Распоряжение правом на НМПТ, в т. ч. через его отчуждение или предоставление иному лицу права использовать это наименование, не допускается (п. 4 ст. 1519 ГК РФ).

Особенностью права на НМПТ является то, что оно не носит исключительного характера, так как его можно предоставить любому заинтересованному лицу, производящему в границах этого же географического объекта товар, который обладает подобными особенными свойствами (п. 2 ст. 1518 ГК РФ).


Правовая охрана НМПТ и исключительное право на НМПТ прекращается вследствие:

  • исчезновения присущих географическому объекту условий производства товаров с особенными свойствами, а также утрата товаром особых свойств, которые указаны в Реестре НМПТ Российской Федерации в отношении данного наименования;

  • прекращения правовой охраны НМПТ в стране происхождения товара;

  • прекращения юридического лица — правообладателя, или регистрации прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — правообладателя, или смерти такого гражданина;

  • истечения срока действия свидетельства;

Право на коммерческое обозначение (§ 4 гл. 76 ГК РФ)

Юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (в т. ч. некоммерческие организации, которым право на осуществление подобной деятельности предоставляется согласно закону их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели вправе использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, которые не являются фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ (ст. 1538 ГК РФ).

Субъекты исключительного права — юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.

Правообладатель вправе использовать одно коммерческое обозначение, чтобы индивидуализировать одно или несколько предприятий. Но два и более коммерческих обозначения для индивидуализации одного предприятия одновременно использовать нельзя.

Правообладатель обладает исключительным правом использования коммерческого обозначения как средства индивидуализации предприятия, которое ему принадлежит, всеми не противоречащими закону способами посредством указания его на различной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если это обозначение имеет достаточно различительные признаки, и его применение правообладателем для индивидуализации собственного предприятия известно в пределах определенной территории (ст. 1539 ГК РФ).

Коммерческое обозначение может не включаться в учредительные документы юридического лица, и для его признания объектом интеллектуальных прав регистрация не требуется.


Условия правовой охраны:

  • обозначение имеет достаточно различительные признаки;

  • применение правообладателем обозначения известно в пределах определенной территории.

Срок действия исключительного права не ограничен. Начало течения срока — с момента использования коммерческого обозначения.

Допускается досрочное прекращение при неиспользовании коммерческого обозначения постоянно в течение года.

Содержание права на коммерческое обозначение

По общему правилу право на коммерческое обозначение неотчуждаемо и может переходить к иным лицам только в составе предприятия, для индивидуализации которого оно использовалось.

Правообладатель может предоставить право на использование коммерческого обозначения на основании договоров аренды предприятия и коммерческой концессии (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

Правообладатель обязан использовать коммерческое обозначение, при неиспользовании его непрерывно в течение года он может быть лишен права на его использование (п. 2 ст. 1540 ГК РФ).

Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак:

  • исключительное право на коммерческое обозначение, в которое включено фирменное наименование правообладателя или его некоторые элементы, возникает и действует самостоятельно от исключительного права на фирменное наименование; коммерческое обозначение или некоторые его элементы, которые включены в товарный знак правообладателя, используются и охраняются самостоятельно от охраны товарного знака.