Файл: 1. Состав гражданского правонарушения. Субъекты правоотношения, возникающего в связи с причинением вреда. Вина, причинноследственная связь, противоправность как элемент состава гражданского правонарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главная цель предоставления обозначению правовой охраны – не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).

Для каждого средства индивидуализации устанавливается особый правовой режим охраны, между собой эти режимы значительно различаются, особенно по таким критериям, как субъектный состав правообладателей; формальные условия, необходимые для возникновения исключительного права; срок действия и оборотоспособность исключительного права.

Что же позволяет говорить не о наборе различных обозначений, а именно о системе средств индивидуализации?

Во-первых, единство системы обнаруживается в общих чертах правовой охраны каждого средства индивидуализации:

  • учет сходства до степени смешения. Если на одно обозначение уже возникло исключительное право, то другое обозначение не может получить правовую охрану не только при полной тождественности с охраняемым обозначением, но и в том случае, когда имеющиеся отличия все же способны вызвать у рядового потребителя ассоциации с охраняемым обозначением. Например, сходны до степени смешения обозначения adidas и abibas;

  • ограниченность исключительного права определенной сферой. Предполагается, что для каждого средства индивидуализации существует своя сфера (однородные товары, однородная деятельность или территория), в рамках которой рядовой потребитель может быть введен в заблуждение. Поэтому, например, исключительное право на фирменное наименование ООО «Лезар» (сфера деятельности – лечение за рубежом) не считается нарушенным, если схожее фирменное наименование имеется у АО «Лезард» (сфера деятельности – производство средств для прочистки сантехники);

  • отсутствие юридической конструкции преждепользования. Если в отношении обозначения возникло исключительное право у одного лица, то другое лицо не может ссылаться на то, что оно ранее фактически использовало такое же неохраняемое обозначение.

Во-вторых, единство системы поддерживают условия охраноспособности, общие для всех средств индивидуализации:

  • требование различительной способности. Различительная способность – это гипотетическая возможность вызывать у рядового потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для идентификации предмета индивидуализации;

  • требование относительной новизны. Правовая охрана не предоставляется средству индивидуализации в том случае, если на аналогичный предмет индивидуализации уже возникло исключительное право (например, аналогичный товарный знак имеет более раннюю дату приоритета или аналогичное фирменное наименование уже внесено в ЕГРЮЛ);

  • зависимость от авторских прав и общегражданских личных неимущественных прав. На средства индивидуализации отсутствуют личные неимущественные интеллектуальные права, поскольку не всякое обозначение, получающее правовую охрану, является результатом творческого труда и имеет автора. В тех же случаях, когда обозначение является объектом авторского права, исключительное право на средство индивидуализации защищается только в том случае, если этот объект (название произведения, имя персонажа, цитата) используется в качестве средства индивидуализации с согласия обладателя исключительного авторского права. Аналогично, использование в качестве средства индивидуализации имени или портрета известного лица допускается только с согласия этого лица или лиц, уполномоченных на защиту личных неимущественных прав этого лица после его смерти.


В-третьих, единство системы обеспечивается взаимными связями между системообразующими элементами (п. 6 ст. 1252 ГК). В отношении различных средств индивидуализации при их столкновении действует «принцип старшинства»: если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Если объемное обозначение является объектом авторских прав, то оно может получить правовую охрану и как промышленный образец (патентное право), и как товарный знак.

17. Права на средства индивидуализации товаров, работ и услуг.

Право на фирменное наименование (§ 1 гл. 76 ГК РФ)

Фирменное наименование (фирма) — наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте, индивидуализирующее его среди прочих участников гражданского оборота.

Юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, определяемым в его учредительных документах и включаемым в единый государственный реестр юридических лиц при его государственной регистрации (ЕГРЮЛ) (п. 1 ст. 1473 ГК РФ).

Признаки фирменного наименования:

  • определено в учредительном документе;

  • включено в единый государственный реестр юридических лиц;

  • может быть полным и сокращенным;

  • обязательно одно полное и допустимо одно сокращенное на русском языке, а также одно полное и (или) одно сокращенное на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование определяется в учредительных документах коммерческой организации и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации организации.

Субъект исключительного права — юридическое лицо.

Содержание права на фирменное наименование

Сущность права на фирму состоит в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под своим фирменным наименованием.

Под собственным фирменным наименованием лицо вступает в гражданско-правовые сделки и совершает прочие юридические действия.


Право на фирму имеет исключительный характер, т. е. фирмовладелец имеет в своём распоряжении монополию по реализации возможностей, заложенных в этом субъективном праве; относится к числу абсолютных прав, т. е. прав, действующих в отношении всех третьих лиц, которые должны воздержаться от нарушения правомочий, предоставляемых их владельцам; характеризуется как личное неимущественное право; имеет бессрочный характер; выступает и в качестве обязанности фирмовладельца; юридическое лицо может иметь лишь одну фирму; охраняется на всей территории России; является правом неотчуждаемым; прекращается одновременно с исключением фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с его прекращением либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).

Право на товарный знак и знак обслуживания (§ 2 гл. 76)

Товарный знак — обозначение, которое предназначено индивидуализировать товары юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

Знак обслуживания — обозначение, которое предназначено индивидуализировать выполняемые юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работы или оказываемые ими услуги (п. 2 ст. 1477 ГК РФ).

Различие между товарным знаком и знаком обслуживания следует проводить только по объекту маркировки; правовой режим данных категорий тождествен.

Условия правовой охраны:

  • различительная способность (основная мера); названная способность отсутствует, если обозначение идентично другому или имитирует другое обозначение, т. е. сходно до степени смешения;

  • оригинальность (характерное проявление различительной способности);

  • новизна (факультативный критерий).

Субъекты исключительного права на товарный знак — юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Государственную регистрацию товарного знака осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности путем записи в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (ст. 1480 ГК РФ). На товарный знак, который был зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков, выдают свидетельство на товарный знак, удостоверяющее его приоритет и исключительное право в отношении товаров, которые указаны в свидетельстве.

Регистрация вновь созданного знака:

1. Подача заявителем заявки на государственную регистрацию товарного знака.


2. Экспертиза заявки.

При положительном результате формальной экспертизы (ст. 1498 ГК РФ) автоматически проводится экспертиза заявленного обозначения (проверяется: соответствие заявленного обозначения понятию товарного знака; возможность признать обозначение товарным знаком; отсутствие ограничений для регистрации обозначения в качестве товарного знака).

3. Принятие решения о государственной регистрации товарного знака при положительном результате экспертиз.

4. Регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков в течение месяца со дня уплаты соответствующей пошлины и выдача свидетельства на товарный знак федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1503 ГК РФ).

5. Публикация сведений о государственной регистра ции товарного знака незамедлительно после регистрации товарного знака (ст. 1506 ГК РФ).

Знак охраны товарного знака (ст. 1485 ГК РФ):

  • используется правообладателем для сообщения о своём исключительном праве на товарный знак;

  • помещается вблизи от товарного знака, включает латинскую букву «R» или латинскую букву «R» в окружности (®), либо словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»;

  • свидетельствует о том, что используемое обозначение является товарным знаком, который охраняется на территории Российской Федерации.

Срок действия исключительного права на товарный знак (ст. 1491 ГК РФ):

  • 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию;

  • 10 лет со дня подачи первоначальной заявки при регистрации товарного знака по выделенной заявке;

  • допускается продление на 10 лет по заявлению правообладателя, количество продлений не ограничивается.

Содержание права на товарный знак

Правообладатель вправе распорядиться исключительным правом на товарный знак (отчуждать, предоставлять в пользование другим лицам и т. д.), а также использовать его для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых он зарегистрирован, посредством размещения товарного знака:

  • на товарах (этикетках, упаковках товаров), вводимых в гражданский оборот на территории Российской Федерации;

  • при выполнении работ, оказании услуг;

  • на документации, которая связана с введением товаров в гражданский оборот;

  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

  • в сети «Интернет», в доменном имени и при прочих способах адресации.


Распоряжение исключительным правом на товарный знак допустимо по договору об отчуждении исключительного права и по лицензионному договору.