Файл: Программа физкультурноспортивной направленности Возраст обучающихся 1218 лет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Баскетбол»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации программы: 1год
Ковальчук Владимир Владимирович,
учитель физической культуры
С.Тихменево
2022г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
-
Пояснительная записка
Актуальность программы Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 12-18 лет и реализуются в течение учебного года.
Отличительные особенности данной программы.
При достаточно ограниченном выборе учащихся педагог зачисляет всех желающих заниматься баскетболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных спортсменов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных баскетболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по баскетболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных баскетболистов.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Язык реализации программы– государственный язык РФ – русский
Уровень освоения – базовый.
Адресат программы.
Программа рекомендована для учащихся обоих полов 12 - 18 лет МОБУ СОШ с.Тихменево,не имеющих противопоказаний.
Организация образовательного процесса:
Условия набора и формирования групп проходит в сентябре на основе индивидуального собеседования с детьми и личному заявлению родителей (законных представителей). Обязательным условием приема является врачебный допуск. В группу зачисляются дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной группам здоровья.
Режим занятий - 1 раз в неделю,
Возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения - переводятся автоматически.
Общий объём - 34 часа.
Срок реализации программы - 1 год.
-
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития физических и творческих способностей детей, посредством освоения техники игры в баскетбол.
Задачи:
Воспитательные:
-
подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов; -
воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям; -
воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
Развивающие:
-
содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся; -
повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства; -
развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Обучающие:
-
освоить технику игры в баскетбол; -
ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; -
ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте; -
ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | Форма аттестации/ контроля | | ||
1. | Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности | 1 | 1 | - | вводный | |
2. | Техническая подготовка | 11 | - | 11 | текущий | |
3. | Тактическая подготовка | 4 | 1 | 3 | текущий | |
4. | Упражнения общей и специальной физической подготовки | 10 | - | 10 | текущий | |
5. | Основы судейства. Правила соревнований | 1 | 1 | - | текущий | |
6. | Двусторонняя игра | 6 | - | 6 | текущий | |
7. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | итоговый | |
| Итого | 34 | 3 | 31 | | |
Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности
Теория:
Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по баскетболу .
2. Техническая подготовка
Практика:
Обучение технике игры.
Упражнения без мяча. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком с разной скоростью в одном и в разных направлениях. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты. Ведение мяча.
Схема разучивания технических приемов.
3. Тактическая подготовка.
Теория:
Под тактикой понимают целесообразное использование техники игры и организацию действия игроков.
Практика:
Тактика игры и методика обучения. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
4. Упражнения общей и специальной физической подготовки.
Теория: знать и уметь выполнять самостоятельно упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Подготовительные упражнения.
Практика:
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
5. Основы судейства. Правила соревнований.
Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры. Жесты баскетбольного арбитра.
Практика: Пробная игра с судейством.
6. Двухсторонняя игра.
Теория: Разбор игры, замечания, размещение на поле, стратегия
Практика: Организация и проведение соревнований по баскетболу.
7. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты.
-
воспитать в себе волевой характер, командный дух; -
приобщиться к общечеловеческим ценностям; -
воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
Метапредметные результаты.
-
повысить уровень физической подготовленности, -
совершенствовать технико-тактическое мастерство;
Предметные результаты.
-
освоить технику игры в баскетбол; -
познакомиться с основами физиологии и гигиены спортсмена; -
познакомиться с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
-
Условия реализации программы
-
Материально-техническое обеспечение.
Спортивный зал с баскетбольной разметкой.
Уличная баскетбольная площадка.
Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.
Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.
Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры
Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы.
Хорошо оборудованный школьный стадион.
2. Учебно - методическое обеспечение.
-учебно-методический комплекс, в который входит:
- каталог аудио- и видеоматериалов;
- каталог учебного оборудования;
- каталог специальной литературы;
-каталог наглядно-демонстрационного материала (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.).
-календарно – тематическое планирование.
-диагностический инструментарий (тестовые материалы).
-разработки педагога информационного характера (беседы, рефераты по темам программы, викторины, кроссворды и т.д.).
-разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий, презентации к занятиям.
-инструкции по ТБ.
Дидактическое обеспечение:
- электронные, мультимедийные источники по физической культуре.
-
Оценочные материалы и формы аттестации
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются четыре вида результатов:
входящий(определение уровня индивидуальных способностей, обучающихся)
текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется: