Файл: Программа физкультурноспортивной направленности Возраст обучающихся 1218 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Баскетбол»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации программы: 1год

Ковальчук Владимир Владимирович,

учитель физической культуры

С.Тихменево

2022г.

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол.  Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия  рассчитаны  на  учащихся с 12-18 лет и  реализуются  в  течение  учебного  года.


Отличительные особенности данной программы.

При достаточно ограниченном выборе учащихся педагог зачисляет всех желающих заниматься баскетболом.  Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

1. Создание условий для развития личности юных спортсменов.

2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены.

3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных баскетболистов.

4. Формирование знаний, умений и навыков по баскетболу.

5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.

6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных баскетболистов.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Язык реализации программы– государственный язык РФ – русский

Уровень освоения – базовый.

Адресат программы.

Программа рекомендована для учащихся обоих полов 12 - 18 лет МОБУ СОШ с.Тихменево,не имеющих противопоказаний.

Организация образовательного процесса:

Условия набора и формирования групп проходит в сентябре на основе индивидуального собеседования с детьми и личному заявлению родителей (законных представителей). Обязательным условием приема является врачебный допуск. В группу зачисляются дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной группам здоровья.

Режим занятий - 1 раз в неделю,

Возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения - переводятся автоматически.

Общий объём - 34 часа.

Срок реализации программы - 1 год.


  1. Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для развития физических и творческих способностей детей, посредством освоения техники игры в баскетбол.

Задачи:

Воспитательные:

  • подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;

  • воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

  • воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

Развивающие:


  • содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

  • повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;

  • развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.

Обучающие:

  • освоить технику игры в баскетбол;

  • ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

  • ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

  • ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.


1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/

контроля




1.

Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности

1

1

-

вводный




2.

Техническая подготовка

11

-

11

текущий




3.

Тактическая подготовка

4

1

3

текущий




4.

Упражнения общей и специальной физической подготовки

10

-

10

текущий




5.

Основы судейства. Правила соревнований

1

1

-

текущий




6.

Двусторонняя игра

6

-

6

текущий




7.

Итоговое занятие.

1

-

1

итоговый







Итого

34

3

31








Содержание учебного плана.

1. Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности

Теория:

Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по баскетболу .

2. Техническая подготовка

Практика:

Обучение технике игры.

Упражнения без мяча. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком с разной скоростью в одном и в разных направлениях. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты. Ведение мяча.

Схема разучивания технических приемов.

3. Тактическая подготовка.

Теория:

Под тактикой понимают целесообразное использование техники игры и организацию действия игроков.

Практика:

Тактика игры и методика обучения. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.


4. Упражнения общей и специальной физической подготовки.

Теория: знать и уметь выполнять самостоятельно упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Подготовительные упражнения.

Практика:

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

5. Основы судейства. Правила соревнований.

Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры. Жесты баскетбольного арбитра.

Практика: Пробная игра с судейством.

6. Двухсторонняя игра.

Теория: Разбор игры, замечания, размещение на поле, стратегия

Практика: Организация и проведение соревнований по баскетболу.

7. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов.
1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты.

  • воспитать в себе волевой характер, командный дух;

  • приобщиться к общечеловеческим ценностям;

  • воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.


Метапредметные результаты.

  • повысить уровень физической подготовленности,

  • совершенствовать технико-тактическое мастерство;

Предметные результаты.

  • освоить технику игры в баскетбол;

  • познакомиться с основами физиологии и гигиены спортсмена;

  • познакомиться с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте.


РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  1. Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение.

Спортивный зал с баскетбольной разметкой.

Уличная баскетбольная площадка.

Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.

Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.

Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры

Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы.

Хорошо оборудованный школьный стадион.

2. Учебно - методическое обеспечение.

-учебно-методический комплекс, в который входит:

- каталог аудио- и видеоматериалов;

- каталог учебного оборудования;

- каталог специальной литературы;

-каталог наглядно-демонстрационного материала (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.).

-календарно – тематическое планирование.

-диагностический инструментарий (тестовые материалы).

-разработки педагога информационного характера (беседы, рефераты по темам программы, викторины, кроссворды и т.д.).

-разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий, презентации к занятиям.

-инструкции по ТБ.

Дидактическое обеспечение:

- электронные, мультимедийные источники по физической культуре.


    1. Оценочные материалы и формы аттестации

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются четыре вида результатов:

входящий(определение уровня индивидуальных способностей, обучающихся)

текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется: