Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ Отчета о финансовых результатах
Анализ доходов и расходов проводится по следующим направлениям:
Цель факторного анализа прибыли от продаж - выявление резервов ее повышения.
В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие основные факторы:
В целом основными факторами, оказывающими влияние на рентабельность продаж, являются следующие:
Анализ Отчета о финансовых результатах
Финансовые результаты деятельности организации в виде прибылей и убытков определяются путем сопоставления ее доходов и расходов в рамках конкретных отчетных периодов.
- В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (за исключением вкладов участников (собственников имущества)).
- В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).
Сопоставление определенных групп доходов и расходов организации позволяет исчислить важнейшие показатели финансовых результатов ее деятельности:
- прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 2200) характеризует финансовый результат от обычных видов деятельности организации и представляет собой разность между выручкой от продажи (без НДС, акцизов и других обязательных платежей) и полной себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
- прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 2300) представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, операционных и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму аналогичных расходов. Данный показатель характеризует общий финансовый результат, полученный от всех видов деятельности и операций;
- чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 2400) формируется исходя из прибыли (убытка) до налогообложения с учетом влияния на результат текущего налога на прибыль, отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйствования. Она характеризует величину прибыли, остающейся в распоряжении собственника организации, т.е. конечный финансовый результат деятельности.
Анализ доходов и расходов проводится по следующим направлениям:
- выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов необходимо сопоставить с темпами роста соответствующих расходов (горизонтальный анализ);
- рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в общей их величине и оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (вертикальный анализ);
- при наличии информации за несколько периодов проводится трендовый анализ доходов и расходов;
- определяются различные соотношения доходов и расходов организации (коэффициентный анализ):
- соотношение общей суммы доходов и расходов,
- соотношение доходов и расходов по обычным видам деятельности,
- соотношение прочих доходов и расходов.
- Расчет этих соотношений проводится за предыдущий и отчетный период, что позволяет выявить уровень и динамику доходности деятельности организации.
- Этап I предусматривает расчет и анализ динамики (абсолютного изменения и темпов роста) чистой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим и всех статей ее формирования (горизонтальный анализ). В процессе такого анализа необходимо обратить внимание на сокращение доходов и прибылей, а также увеличение расходов и убытков, полученных от различных операций и видов деятельности.
- Этап II включает расчет, и анализ структуры чистой прибыли в отчетном и предыдущем периоде, т.е. удельного веса отдельных ее элементов в общей величине прибыли. При этом выявляются приоритетные составляющие доходов, расходов и соответственно финансовых результатов для того, чтобы в дальнейшем провести их углубленный анализ, выявить причины снижения доходов и увеличения расходов.
- На этапе III проводится расчет, и оценка изменений в структуре чистой прибыли, что позволяет выявить структурные сдвиги в статьях формирования прибыли.
- II и III этапы означают проведение вертикального анализа.
- Если имеется возможность привлечь информацию за три и более лет то можно провести трендовый анализ, т.е. изучить тенденции изменения чистой прибыли и всех ее составляющих за ряд лет. Однако при этом необходимо учитывать фактор сопоставимости данных, взятых за различные периоды. Поэтому в процессе анализа динамики прибыли важной является проблема оценки «качества» финансовых результатов, т.е. определение реальности и стабильности их получения.
Простейшим способом оценки «качества» финансовых результатов, реальности их динамики является расчет и анализ изменения трех групп соотношений:
- соотношения расходов по обычным видам деятельности с выручкой от продаж:
- По динамике этих соотношений можно судить о том, насколько эффективно осуществляются в организации различные функции управления (производственная, коммерческо-сбытовая, административно-управленческая), а также о способности организации управлять расходами. Тенденция к росту названных соотношений может свидетельствовать о существующих в организации проблемах контроля расходования средств;
- соотношения показателей прибыли (убытка) с выручкой от продажи:
- Каждый следующий показатель испытывает влияние все большего числа факторов. Последний показатель является обобщающим, а расчет двух других используется для лучшего понимания причин его изменения.
- соотношения выручки от продаж и стоимости активов (капитала) организации. Расчет этого соотношения и анализ его изменения позволяет оценить реальную динамику доходности капитала и деятельности организации в целом.
Цель факторного анализа прибыли от продаж - выявление резервов ее повышения.
В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие основные факторы:
- объем продаж (чем больше организация продает рентабельной продукции, тем больше она получает прибыли);
- структура продаж (отдельные виды продаваемой продукции работ, услуг имеют различную рентабельность. Некоторые из них могут
- оказаться убыточными для предприятия. Поэтому от того, каков ассортимент продаваемой продукции, во многом зависит величина прибыли организации);
- цены на продаваемые продукцию, работы и услуги (их повышение позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Однако изменение этого фактора имеет ограничения в условиях высокой конкуренции, так как продавцы строят свою ценовую политику исходя не столько из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколько из среднего уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги);
- уровень затрат, включенных в себестоимость продукции (их рост приводит к уменьшению прибыли в том же размере).
- маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.
- где, УР - управленческие расходы;
- КР - коммерческие расходы;
- МД : N - доля маржинального дохода в выручке от продаж.
- Запас финансовой прочности (ЗФП) - характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:
- Прочие доходы и расходы отражают, прежде всего, результаты от инвестиционной, финансовой деятельности организации и от операций с имуществом организации.
Для оценки рентабельности обычных видов деятельности рассчитывают и анализируют в динамике следующие показатели:
- рентабельность продаж (рn) - отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции работ, услуг:
- где, Рп - прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 050);
- рентабельность расходов по обычным видам деятельности (pS) - позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг:
- где, S - общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг) (сумма стр. 020, 030 и 040);
- рентабельность производственных расходов (pSn) - характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:
- где, Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией (стр. 020);
- рентабельность управленческих расходов (рУР) - показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:
- рентабельность коммерческих расходов (рКР) - позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов:
В целом основными факторами, оказывающими влияние на рентабельность продаж, являются следующие:
- структура продукции;
- цены на продаваемые товары, продукцию, работы, услуги;
- уровень расходов на производство и продажу продукции, работ услуг;
- эффективность использования производственных и финансовых ресурсов;
- качество продукции;
- уровень организации и управления производством и продажами;
- отраслевые особенности, внешние условия функционирования организации (экономическая ситуация в стране, развитие внешнеэкономических связей, цены на энерго- и другие ресурсы, обеспеченность ими региона и т.д.).
- В ходе анализа необходимо выявить влияние различных факторов на рентабельность обычных видов деятельности. Для этого используется следующая факторная модель:
где, Z - затраты на один рубль проданной продукции, руб.