Файл: В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Восточная деспотия – (от греч. Despotéia — неограниченная власть), форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими Д. были государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Египет, Индия, Иран, Китай и др.), где основные полномочия по распоряжению землёй как главным средством производства были сосредоточены в руках центральной государственной власти.
Ирригационная теория происхождения государства – выдвинута К. Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах регионов с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.
Фараон – современное название царей в Древнем Египте. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель».
Осирис – (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.
Маат – египетская богиня правды и справедливости, дочь Ра, изображается с завязанными глазами и с страусовым пером на голове; отожествляется с Фемидой.
Вопрос 1. Понятие восточной деспотии.
Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, халифа, императора).
Глава государства в такой форме правления обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным, он был “рабом порядка”, религии, традиций.
Восточная деспотия — следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач — создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но она же и тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены). Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Природные условия здесь были благоприятными (теплый субтропический климат, плодородные почвы), однако хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия земледельческих общин. Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.
Восточная деспотия характеризуется следующими типичными признаками.
Во-первых, полномочия правителя в такой форме правления не ограничены. Он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных.
Во-вторых, светская власть и церковная объединялись в одном лице. Личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась.
В-третьих, власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом. В-четвертых, человек был рабом «порядка», веры, традиции.
Господствующий класс древневосточных государств состоял из крупных чиновников, военачальников, а также жрецов официальных культов. Основные же производственные функции выполняли классы мелких товаропроизводителей (крестьян, ремесленников), а также рабов и близких к ним по положению подневольных работников. Рабство на Востоке не было всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти неприменялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
Своеобразие государственного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой – общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах коллектива, к которому он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти,
В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов.
Почти одновременно в различных регионах Древнего Востока возникли высокоразвитые правовые культуры е более совершенным, чем при родовом строе уровнем развития правовой системы.
Вопрос 2. Особенности государственности Древнего Египта.
Одним из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены черты такого исторического явления, как восточная деспотия является Древний Египет.
Египет стоит у истоков мировой цивилизации. Здесь раньше, чем где бы то ни было сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это точно произошло, достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до Р.Х. государство в Египте существовало.
Название “Египет” (страна Бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего Царства) этой стране дали греки, однако сами жители традиционно называли её Кемет (“Черная земля” – после ежегодного разлива Хапи – Нила, вода оставляла после себя черный слой плодородного ила).
На рубеже IV-IIIтыс. До Р.Х. возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего Царства – XXXI—XXIX вв. до Р.Х. – они объединяются.
Исходя из этого, особенностью хронологии древнеегипетской истории является выделение нескольких этапов, называемый в научной литературе Царствами.
В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития:
· Раннее царство (XXXI—XXIX вв. до Р.Х.);
· Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до Р. Х.);
· Среднее царство (XXII—XVII вв. до Р. Х.);
· Новое царство (XVI—XI вв. до Р. Х.);
· Позднее царство (XI-IV вв. до Р.Х.
Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.
Вопрос 3. Социальная структура общества.
В конце существования Древнего царства светская аристократия добивается почти полной независимости. В период Среднего царства она сохраняет и упрочивает привилегии. Во время Нового Царства ее положение меняется к худшему. Оставаясь господствующим классом, светская аристократия должна была примириться с деспотическим господством фараона и его правительства с одной стороны, выдвижением жречества – с другой.
Огромное влияние на общество оказывало жречество, оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств. Жреческие звания становятся наследственными.
Основной общественной ячейкой в Древнем Египте являлась сельская община. В общем пользовании общины были свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса. Зачастую община обрабатывала часть земли сообща, отдавая полученный урожай в качестве платы налога, для создания запасов.
Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Сельская община здесь сохранилась и после того, как возникло государство. Это объясняется тем, что земледелие в Египте было возможным только как орошаемое. Создание, содержание в порядке ирригационных сооружений требовало коллективных усилий.
Основную массу населения составляли зависимые и подневольные люди. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие различные виды работ. Они владели небольшим имуществом и получали скудное пропитание.
Вопрос 4. Организация государственной власти.
Во главе государства стоял верховный правитель – фараон. Он обладал всей полнотой власти, воплощал в себе мощь египетского государства и наделялся пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Для управления государством был создан обширный бюрократический аппарат. Реальное исполнение государственных дел возлагалось на писцов. Они выполняли административные поручения, руководили общественными работами, ведали делопроизводством, собирали налоги, раздавали продукты и т.д. За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Повседневное руководство бюрократическим аппаратом осуществлялось джати. Сначала он был жрецом города (резиденции фараона), начальником царского дворца, а со временем в его руках сосредоточиваются нити управления царским хозяйством. Уже в Древнем царстве джати, который обычно был близким родственником фараона, фактически осуществлял управление страной. Джати считался «казначеем богов» и «начальником всех работ и поручений», был верховным судьей, ему докладывали «о крепостях Юга и Севера». Он должен был знать «обо всем выходящем из царского дома… ему докладывали о себе наместники, затем он идет к царю на совет».
Помимо джати, источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея. Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с названными должностными лицами стоит сановник, управляющий комплектованием и снабжением армии.
Под непосредственным контролем джати в период нового царства находились главы специализированных домов: управляющий «домом оружия», руководивший военным ведомством, управляющий «домом царских сокровищ», управляющие «белыми домами» - ведомства по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.
Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Номенклатура должностей была разнообразной: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи различных рангов и др. Из жизнеописания одного из чиновника периода Древнего царства узнаем, что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни он — предводитель войска и начальник управления Верхнего Египта.
Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные части. Для военных действий за пределами страны набирали ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев.
Местное управление было сосредоточено в руках монарха и его чиновников.
Таким образом, в государственном управлении устанавливались, меняли свои названия самые различные должности и титулы. Подчас одно лицо наделялось никак не связанными друг с другом обязанностями (как было сказано выше, носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующим армии).
Однако со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности:
· финансовое ведомство по сбору налогов;
· ведомство публичных работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений;
· военное ведомство.
Вопрос 5. Право Древнего Египта.
Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат. Её символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу – душе умершего).