Файл: В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках, слишком скудны и фрагментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для общественных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем юридической техники. Египтяне успели создать большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.

Существовало несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Женщина в подавляющем большинстве случаем обладала теми же правами, что и мужчина. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж, и жена.


Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа была сожжена».

Уголовная часть египетского права отличалась поразительной мягкостью и только лишь в весьма ограниченной степени выраженным принципом мести: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, принципом, который сплошь и рядом доминировал на Древнем Востоке.

Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:

· государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

· религиозные — убийство священных животных, чародейство;

· против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

· против собственности — кража, обмеривание, обвешивание;

· преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

Правовые нормы той эпохи оправдывались существованием тогда общим принципом: обвинение и контробвинение должны быть равноценны. Имело место характерное для многих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности и которая выражалась в форме требования справедливости и законности в определении юридической ответственности.

Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат. Все судебные дела решались коллегиально.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

В древних египетских правовых источниках имеются четко выраженные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. Из этого могли бы сделать вывод о том, что каждый член египетского общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивируемое принципом равноценности (эквивалентности) право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы



Именно в древнеегипетском праве впервые был сформулирован принцип справедливости, который впоследствии сыграл значительную роль в истории права

Для изучения темы

Прочитайте:

  1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010.



  1. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007.



  1. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

  2. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004.

  3. Черниловский 3. М. История рабовладельческого государства и права (с приложением источников). М., 1959.

  4. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963

  5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание.

  6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996

  7. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI-X вв. М., 1960

Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты:

Обратите внимание на:

· Сущность восточной деспотии;

Организацию государственной власти в Древнем Египте;

· Правовое положение населения в Древнем Египте

· Особенности правового регулирования в Древнем Египте

Ответьте на вопросы:


  1. Что представляет собой понятие “восточная деспотия”?

  2. Охарактеризуйте периодизацию Древнего Египта.


  3. В чем выражаются особенности организации государственной власти в Древнем Египте?


  4. Какое правовое положение в системе государственной власти занимал фараон?

  5. Какова социальная структура древнеегипетского общества? Охарактеризуйте основные источники древнеегипетского права.

Практические задания:

  1. Составьте таблицу известных в Древнем Египте преступлений и соответствующих им видов наказаний.

  2. Составьте схему организации государственной власти в Древнем Египте.

  3. Подумайте и наглядно представьте, как выглядел пантеон Богов в Древнем Египте.