Файл: Тема Исследование теории и практики мотоциклетного вида спорта.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как левых, так и правых, а также высокие скорости, развиваемые спортсменами.
Основные виды мотоспорта каждой из этих групп [1,50].
Спидвей
Представляет собой гонки на треке протяженностью 300-400 м, с покрытием из гранитной, мраморной или доломитной крошки либо же смеси. (возможна смесь этих материалов). В них принимают участие мотоциклы с объемом двигателя 500 куб. см., работающие на метаноле. Тормоза в этих машинах отсутствуют, а скорость, которую они способны развивать, достигает 110 км/ч.
Чемпионаты проходят по двухкруговой системе: команды встречаются друг с другом дважды. Победитель сразу переходит в финал, а те, кто занял 2 и 3 места, соревнуются в полуфинале за право участвовать в главной гонке. Проигравший в полуфинале отправляется домой.
Спортсмены выполняют виражи в заносе, таким образом снижая скорость при отсутствии тормозной системы. Спидвей считается очень зрелищным видом спорта — гонка проходит быстро, в ограниченном пространстве, плюс нередко происходят падения. При этом велика вероятность травм и летальных исходов, поэтому в последние годы регламентом гонки предусмотрена обязательная установка надувных бортиков на виражах.
Мотокросс [1,50].
Самый популярный мотоспорт, суть которого состоит в езде по бездорожью или оборудованным препятствиями трассам особым способом. Участвуют в соревнованиях мотоциклы весом 80-120 кг с мощностью 60 л.с.
Мотокросс подразделяется на:
Классический — гонки по пересеченной местности с протяженностью дистанции 1,5-3 км со скоростью до 50 км/ч. В заезде может участвовать порядка 40 мотоциклистов.
Суперкросс — состязания на специально оборудованной трассе длиной 300-400 м, изобилующей трамплинами и виражами. Могут проводиться на стадионах и в крытых залах, количество участников — до 25.
Профессиональные заезды в мотокроссе носят название «30 мин. плюс 2 круга». Выглядит это так: после старта участникам дается 30 мин. Когда по их истечению лидер пересекает линию финиша, подается сигнал о начале двух финальных кругов. После второго круга гонка заканчивается. Три гонщика, финишировавшие первыми, делят между собой призовые 1-3 места.
Мотокросс сложен с точки зрения нагрузки на организм спортсмена: пульс у гонщиков порой достигает значения 200 уд/мин, плюс стресс от езды по нервной трассе и постоянных прыжков, где требуется максимум внимания и реакции для того, чтобы удерживать и выравнивать мотоцикл.
Триал [1.50].
Казалось бы, мотоспорт — это всегда скорость и рев моторов. Однако это не касается триала: здесь всегда тихо, и на дистанции, и на трибунах. Никаких командных заездов — спортсмен наедине с препятствиями на замкнутой площадке,
которые ему необходимо преодолеть, не выезжая за пределы площадки и не касаясь преград никакой частью своего тела.
Мотоциклисты в триале не развивают высоких скоростей, поскольку главное — чистота исполнения. Участникам состязаний необходимо продемонстрировать крайне непростые приемы управления мотоциклом на крайне ограниченном участке, на подъемах прыгать на машине по камням, а на склонах преодолевать ямки. Вождение мотоцикла в триале предполагает постоянное манипулирование газом, тормозами, сцеплением с целью удержать баланс и не коснуться ногами земли либо самого препятствия, высота которого может достигать 1,5 м. Правила соревнований очень просты: не превысить установленного на заезд времени и набрать как можно меньше штрафных очков. Штрафы начисляются за каждое касание.
Технические требования к мотоциклам предусматривают вес не более 80 кг и объем двигателя до 500 куб. см., а также увеличенный дорожный просвет.
Эндуро [1,50].
Это мотосостязания на трассах с разным покрытием, в том числе по пересеченной местности, где участникам необходимо соблюсти установленный график движения и иные условия.
Заезды по эндуро носят название «шестидневных соревнований». Каждый отрезок дистанции подразделяется на отдельные участки, время прохождения каждого из которых строго регламентировано. Установлены и допустимые скорости. За каждую минуту сверх установленного временного лимита начисляются штрафные баллы, а если спортсмен опоздал более, чем на 1 час, он снимается с соревнований. На трассе имеется 11 препятствий, которые участникам необходимо преодолеть: 2 на торможение и ускорение, 3 подъема в гору на скорость, 3 гонки по пересеченной местности и часовой кросс.
Мотоциклы для эндуро имеют следующие отличительные характеристики: Большой диаметр переднего колеса. Широкий руль для повышения управляемости мотоцикла на неровной дороге. Колеса со спицами, легкие и устойчивые к деформации при ударах. Высоко закрепленный грязевой щиток, не позволяющий грязи налипать на переднее колесо. Глубокий протектор шин для передвижения по бездорожью. Цепная передача с хорошей амортизацией. Малая масса двигателя. Устойчивость всей конструкции к повреждениям при возможных падениях.
Кросс-кантри [1,50].
Мотоспорт, предусматривающий гонку по кольцевому маршруту, проложенному только по пересеченной местности. Трасса имеет протяженность 4-8 км и изобилует разнообразными препятствиями (естественными и рукотворными), на которых участникам состязаний приходится показывать технические навыки и маневренность своей машины.
Заезд длится 90 мин. Чтобы победить, за это время нужно проделать большее количество кругов по сравнению с остальными мотоциклистами.
Дистанция включает в себя отрезки различной сложности:
Мотокросс с виражами и высокими трамплинами.
Ралли по грунтовым или песчаным дорогам.
Эндуро по бездорожью с наваленными брёвнами, узенькими тропинками, крутыми подъемами и спусками.
Перечисленные отрезки пути повторяются на каждом кругу, поэтому можно в любой момент потерять драгоценное время. В кросс-кантри лидер гонки может меняться буквально после каждого круга.
Для кантри-кросса применяются кроссовые мотоциклы и агрегаты для эндуро.
В мотоспорт также включены и иные дисциплины [1,51]:
Гонки на снегоходах по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.
Гонки на квадроциклах.
Шоссейные гонки.
Мотобол — игра между двумя командами на мотоциклах, целью которой является забить мяч в ворота противников.
1.2. Инвентарь, система проведения соревнований, система судейства, основные правила мотоциклетного вида спорта
Мотокросс - соревнование на специальных мотоциклах, проводимое вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями [5,7].
К участию в соревнованиях допускаются 2-х и 4-хтактные мотоциклы – одиночки и мотоциклы с коляской, прошедшие технический контроль, групп А1, В1, В2 с кубатурой двигателя согласно требованиям спортивного кодекса и ЕВСК, что указывается в Положении по каждой дисциплине.
Эти же условия касаются снегоходов (группы Е) и квадроциклов – спортивных и утилитарных.
Соревнования могут проводиться в одном или нескольких классах мотоциклов-одиночек и мотоциклов с коляской. Если программа соревнований включает заезды мотоциклов с коляской, то программа соревнований начинается с заездов мотоциклов–одиночек.
В зимних соревнованиях по мотокроссу/суперкроссу разрешается применение металлических шипов, что обязательно указывается в положении о соревновании.
Участие в одном заезде мотоциклов с шипованными и неошипованными шинами запрещается.
К соревнованиям допускаются спортсмены по полу, возрасту и квалификации согласно требованиям ЕВСК, что указывается в Положении по каждой дисциплине [4,2].
Спортсмены, достигшие 40-летнего возраста и старше, могут допускаться к участию в соревнованиях на основаниях справки врачебно-физкультурного диспансера о состоянии здоровья и заключения о годности для участия в соревнованиях и только при наличии электрокардиограммы с положительным заключением врача. Срок действия документа определяет организация, выдавшая его.
Для участия в соревнованиях каждый спортсмен обязан предъявить при регистрации действующую лицензию МФР по мотокроссу (категорий А, В, С в зависимости от ранга соревнования другие документы согласно спортивному кодексу и Положению.
По характеру зачета соревнования могут быть: личные, командные и лично-командные и подразделяются на одноэтапные и многоэтапные.
На трассе должен быть оборудован пункт хронометража (вышка, здание, мобильная установка и т.п.), в котором могли бы спокойно разместиться и работать хронометристы и/или бригада счета кругов. Этот пункт должен располагаться прямо в створе линии финиша. С противоположной стороны трассы должна размечаться или наноситься белая вертикальная линия. Время прохождения финишной линии фиксируется в момент её пересечения наиболее выступающей передней частью мотоцикла (квадроцикла, снегохода).
Непосредственно у линии финиша должны устанавливаться электронные или механические часы для показа времени гонки.
Судьи-счетчики кругов и секретариат соревнований должны размещаться в смежных, но изолированных друг от друга помещениях.
Рекомендуется производить отбор и определение мест на старте посредствам квалификационной тренировки с засечкой времени с применением системы электронного хронометража времени.
Официальная сигнализация осуществляется флагами размером 75 х 60 см следующим образом:
В указанное в Положении время проводится технический контроль. Каждый гонщик может представить к осмотру и использовать в соревновании максимум два мотоцикла (квадроцикла, снегохода), которые прошли технический контроль. При этом каждый гонщик обязан представить на технический контроль один мотоцикл (квадроцикл, снегоход) под своим именем и номером. Что касается второго мотоцикла (квадроцикла, снегохода), есть две возможности: 1) гонщик может представить на контроль второй мотоцикл (квадроцикл, снегоход) под своим именем и номером; 2) команда может представить на контроль второй мотоцикл (квадроцикл, снегоход), которым могут воспользоваться несколько гонщиков. В этом случае, команда в момент контроля должна сообщить техкомиссару фамилии и номера гонщиков, которые имеют право использовать данный мотоцикл (квадроцикл, снегоход).
Гонщик может поменять мотоцикл (квадроцикл, снегоход) в любой момент, но не вовремя гонки. Окончательный выбор мотоцикла (квадроцикла, снегохода) должен быть сделан за 10 минут до старта заезда и в зону ожидания должен быть поставлен только один мотоцикл (квадроцикл, снегоход).
Если во время первичного технического контроля уровень шума двигателя окажется выше допустимого, мотоцикл (квадроцикл, снегоход) может быть предъявлен для повторного контроля, до начала заезда.
Любой мотоцикл, снегоход, квадроцикл может быть снят с соревнования, заезда, тренировки жюри, главным судьей, если представляет угрозу безопасности спортсменам и зрителям.
Состояние шлема и экипировки проверяется при прохождении технического контроля.
В любой момент гонщик обязан соблюдать правила соревнований и на трассе вести себя ответственным образом, не подвергая опасности других спортсменов и участников соревнования. Направляясь медленно в парк гонщиков или ремонтную зону, гонщик должен выбрать траекторию своего движения, которая не мешает движению остальных гонщиков (экипажей). Общие интересы безопасности требуют, чтобы каждый гонщик был физически и умственно способен полностью контролировать свой мотоцикл и сообщал главврачу соревнования о любых проблемах медицинского характера, которые у него могут возникнуть.
Время пересечения спортсменами линии финиша фиксируется хронометристами в момент пересечения ее наиболее выступающей передней частью мотоцикла (квадроцикла, снегохода).
Основные виды мотоспорта каждой из этих групп [1,50].
Спидвей
Представляет собой гонки на треке протяженностью 300-400 м, с покрытием из гранитной, мраморной или доломитной крошки либо же смеси. (возможна смесь этих материалов). В них принимают участие мотоциклы с объемом двигателя 500 куб. см., работающие на метаноле. Тормоза в этих машинах отсутствуют, а скорость, которую они способны развивать, достигает 110 км/ч.
Чемпионаты проходят по двухкруговой системе: команды встречаются друг с другом дважды. Победитель сразу переходит в финал, а те, кто занял 2 и 3 места, соревнуются в полуфинале за право участвовать в главной гонке. Проигравший в полуфинале отправляется домой.
Спортсмены выполняют виражи в заносе, таким образом снижая скорость при отсутствии тормозной системы. Спидвей считается очень зрелищным видом спорта — гонка проходит быстро, в ограниченном пространстве, плюс нередко происходят падения. При этом велика вероятность травм и летальных исходов, поэтому в последние годы регламентом гонки предусмотрена обязательная установка надувных бортиков на виражах.
Мотокросс [1,50].
Самый популярный мотоспорт, суть которого состоит в езде по бездорожью или оборудованным препятствиями трассам особым способом. Участвуют в соревнованиях мотоциклы весом 80-120 кг с мощностью 60 л.с.
Мотокросс подразделяется на:
Классический — гонки по пересеченной местности с протяженностью дистанции 1,5-3 км со скоростью до 50 км/ч. В заезде может участвовать порядка 40 мотоциклистов.
Суперкросс — состязания на специально оборудованной трассе длиной 300-400 м, изобилующей трамплинами и виражами. Могут проводиться на стадионах и в крытых залах, количество участников — до 25.
Профессиональные заезды в мотокроссе носят название «30 мин. плюс 2 круга». Выглядит это так: после старта участникам дается 30 мин. Когда по их истечению лидер пересекает линию финиша, подается сигнал о начале двух финальных кругов. После второго круга гонка заканчивается. Три гонщика, финишировавшие первыми, делят между собой призовые 1-3 места.
Мотокросс сложен с точки зрения нагрузки на организм спортсмена: пульс у гонщиков порой достигает значения 200 уд/мин, плюс стресс от езды по нервной трассе и постоянных прыжков, где требуется максимум внимания и реакции для того, чтобы удерживать и выравнивать мотоцикл.
Триал [1.50].
Казалось бы, мотоспорт — это всегда скорость и рев моторов. Однако это не касается триала: здесь всегда тихо, и на дистанции, и на трибунах. Никаких командных заездов — спортсмен наедине с препятствиями на замкнутой площадке,
которые ему необходимо преодолеть, не выезжая за пределы площадки и не касаясь преград никакой частью своего тела.
Мотоциклисты в триале не развивают высоких скоростей, поскольку главное — чистота исполнения. Участникам состязаний необходимо продемонстрировать крайне непростые приемы управления мотоциклом на крайне ограниченном участке, на подъемах прыгать на машине по камням, а на склонах преодолевать ямки. Вождение мотоцикла в триале предполагает постоянное манипулирование газом, тормозами, сцеплением с целью удержать баланс и не коснуться ногами земли либо самого препятствия, высота которого может достигать 1,5 м. Правила соревнований очень просты: не превысить установленного на заезд времени и набрать как можно меньше штрафных очков. Штрафы начисляются за каждое касание.
Технические требования к мотоциклам предусматривают вес не более 80 кг и объем двигателя до 500 куб. см., а также увеличенный дорожный просвет.
Эндуро [1,50].
Это мотосостязания на трассах с разным покрытием, в том числе по пересеченной местности, где участникам необходимо соблюсти установленный график движения и иные условия.
Заезды по эндуро носят название «шестидневных соревнований». Каждый отрезок дистанции подразделяется на отдельные участки, время прохождения каждого из которых строго регламентировано. Установлены и допустимые скорости. За каждую минуту сверх установленного временного лимита начисляются штрафные баллы, а если спортсмен опоздал более, чем на 1 час, он снимается с соревнований. На трассе имеется 11 препятствий, которые участникам необходимо преодолеть: 2 на торможение и ускорение, 3 подъема в гору на скорость, 3 гонки по пересеченной местности и часовой кросс.
Мотоциклы для эндуро имеют следующие отличительные характеристики: Большой диаметр переднего колеса. Широкий руль для повышения управляемости мотоцикла на неровной дороге. Колеса со спицами, легкие и устойчивые к деформации при ударах. Высоко закрепленный грязевой щиток, не позволяющий грязи налипать на переднее колесо. Глубокий протектор шин для передвижения по бездорожью. Цепная передача с хорошей амортизацией. Малая масса двигателя. Устойчивость всей конструкции к повреждениям при возможных падениях.
Кросс-кантри [1,50].
Мотоспорт, предусматривающий гонку по кольцевому маршруту, проложенному только по пересеченной местности. Трасса имеет протяженность 4-8 км и изобилует разнообразными препятствиями (естественными и рукотворными), на которых участникам состязаний приходится показывать технические навыки и маневренность своей машины.
Заезд длится 90 мин. Чтобы победить, за это время нужно проделать большее количество кругов по сравнению с остальными мотоциклистами.
Дистанция включает в себя отрезки различной сложности:
Мотокросс с виражами и высокими трамплинами.
Ралли по грунтовым или песчаным дорогам.
Эндуро по бездорожью с наваленными брёвнами, узенькими тропинками, крутыми подъемами и спусками.
Перечисленные отрезки пути повторяются на каждом кругу, поэтому можно в любой момент потерять драгоценное время. В кросс-кантри лидер гонки может меняться буквально после каждого круга.
Для кантри-кросса применяются кроссовые мотоциклы и агрегаты для эндуро.
В мотоспорт также включены и иные дисциплины [1,51]:
Гонки на снегоходах по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.
Гонки на квадроциклах.
Шоссейные гонки.
Мотобол — игра между двумя командами на мотоциклах, целью которой является забить мяч в ворота противников.
1.2. Инвентарь, система проведения соревнований, система судейства, основные правила мотоциклетного вида спорта
Мотокросс - соревнование на специальных мотоциклах, проводимое вне дорог общего пользования по замкнутой трассе с естественными препятствиями [5,7].
К участию в соревнованиях допускаются 2-х и 4-хтактные мотоциклы – одиночки и мотоциклы с коляской, прошедшие технический контроль, групп А1, В1, В2 с кубатурой двигателя согласно требованиям спортивного кодекса и ЕВСК, что указывается в Положении по каждой дисциплине.
Эти же условия касаются снегоходов (группы Е) и квадроциклов – спортивных и утилитарных.
Соревнования могут проводиться в одном или нескольких классах мотоциклов-одиночек и мотоциклов с коляской. Если программа соревнований включает заезды мотоциклов с коляской, то программа соревнований начинается с заездов мотоциклов–одиночек.
В зимних соревнованиях по мотокроссу/суперкроссу разрешается применение металлических шипов, что обязательно указывается в положении о соревновании.
Участие в одном заезде мотоциклов с шипованными и неошипованными шинами запрещается.
К соревнованиям допускаются спортсмены по полу, возрасту и квалификации согласно требованиям ЕВСК, что указывается в Положении по каждой дисциплине [4,2].
Спортсмены, достигшие 40-летнего возраста и старше, могут допускаться к участию в соревнованиях на основаниях справки врачебно-физкультурного диспансера о состоянии здоровья и заключения о годности для участия в соревнованиях и только при наличии электрокардиограммы с положительным заключением врача. Срок действия документа определяет организация, выдавшая его.
Для участия в соревнованиях каждый спортсмен обязан предъявить при регистрации действующую лицензию МФР по мотокроссу (категорий А, В, С в зависимости от ранга соревнования другие документы согласно спортивному кодексу и Положению.
По характеру зачета соревнования могут быть: личные, командные и лично-командные и подразделяются на одноэтапные и многоэтапные.
На трассе должен быть оборудован пункт хронометража (вышка, здание, мобильная установка и т.п.), в котором могли бы спокойно разместиться и работать хронометристы и/или бригада счета кругов. Этот пункт должен располагаться прямо в створе линии финиша. С противоположной стороны трассы должна размечаться или наноситься белая вертикальная линия. Время прохождения финишной линии фиксируется в момент её пересечения наиболее выступающей передней частью мотоцикла (квадроцикла, снегохода).
Непосредственно у линии финиша должны устанавливаться электронные или механические часы для показа времени гонки.
Судьи-счетчики кругов и секретариат соревнований должны размещаться в смежных, но изолированных друг от друга помещениях.
Рекомендуется производить отбор и определение мест на старте посредствам квалификационной тренировки с засечкой времени с применением системы электронного хронометража времени.
Официальная сигнализация осуществляется флагами размером 75 х 60 см следующим образом:
Флаг | Значение |
Красный флаг | Всем обязательно остановиться. Все фальстарты сигнализируются красным флагом |
Черный флаг и табличка с номером гонщика | Остановиться данному гонщику |
Неподвижный желтый флаг | Опасность, будьте внимательны и осторожны |
Отмашка желтым флагом | Непосредственная опасность, быть готовым остановиться, обгон запрещен |
Отмашка голубым флагом | Внимание: вас обгоняет гонщик, идущий на круг впереди |
Зеленый флаг | Трасса чистая, готова к старту. Используется только судьей на старте. Им должны пользоваться судьи, специалисты по данному флагу |
Флаг в черно-белую шахматную клетку | Конец тренировки пробного круга заезда, соревнования |
В указанное в Положении время проводится технический контроль. Каждый гонщик может представить к осмотру и использовать в соревновании максимум два мотоцикла (квадроцикла, снегохода), которые прошли технический контроль. При этом каждый гонщик обязан представить на технический контроль один мотоцикл (квадроцикл, снегоход) под своим именем и номером. Что касается второго мотоцикла (квадроцикла, снегохода), есть две возможности: 1) гонщик может представить на контроль второй мотоцикл (квадроцикл, снегоход) под своим именем и номером; 2) команда может представить на контроль второй мотоцикл (квадроцикл, снегоход), которым могут воспользоваться несколько гонщиков. В этом случае, команда в момент контроля должна сообщить техкомиссару фамилии и номера гонщиков, которые имеют право использовать данный мотоцикл (квадроцикл, снегоход).
Гонщик может поменять мотоцикл (квадроцикл, снегоход) в любой момент, но не вовремя гонки. Окончательный выбор мотоцикла (квадроцикла, снегохода) должен быть сделан за 10 минут до старта заезда и в зону ожидания должен быть поставлен только один мотоцикл (квадроцикл, снегоход).
Если во время первичного технического контроля уровень шума двигателя окажется выше допустимого, мотоцикл (квадроцикл, снегоход) может быть предъявлен для повторного контроля, до начала заезда.
Любой мотоцикл, снегоход, квадроцикл может быть снят с соревнования, заезда, тренировки жюри, главным судьей, если представляет угрозу безопасности спортсменам и зрителям.
Состояние шлема и экипировки проверяется при прохождении технического контроля.
В любой момент гонщик обязан соблюдать правила соревнований и на трассе вести себя ответственным образом, не подвергая опасности других спортсменов и участников соревнования. Направляясь медленно в парк гонщиков или ремонтную зону, гонщик должен выбрать траекторию своего движения, которая не мешает движению остальных гонщиков (экипажей). Общие интересы безопасности требуют, чтобы каждый гонщик был физически и умственно способен полностью контролировать свой мотоцикл и сообщал главврачу соревнования о любых проблемах медицинского характера, которые у него могут возникнуть.
Время пересечения спортсменами линии финиша фиксируется хронометристами в момент пересечения ее наиболее выступающей передней частью мотоцикла (квадроцикла, снегохода).