Файл: Контрольная работа 14 по учебной дисциплине Основы психогенетики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития. Отсутствие визуальной ориентировки сказывается на двигательной сфере, на содержании социального багажа, особенно у слепорожденных. Иногда для незрячих основным фактором ориентировки может быть звук.

Потеря зрения обусловливает своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в учебе, в игре, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, которые влекут за собой сложные переживания и негативные реакции. Своеобразие характера и поведения слепых обусловливают в одних случаях неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенную возбудимость, раздражительность, переходящую в агрессивность. Развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных также протекает с отклонениями от нормы. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляются в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него зрительных представлений, которые можно воссоздать на основе словесных описаний. Если не развивать зрительную память, зрительные образы могут постепенно угасать, «стираться».

В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, тактильного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психофизических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия. Компенсация слепоты представляет собой своеобразное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, создающую слепому ребенку возможность овладеть различными видами деятельности. У слабовидящих имеется некоторая возможность использовать зрение при знакомстве с предметами, явлениями, при пространственной ориентировке и при движении. Однако зрительное восприятие их сохранно частично и не совсем полноценно. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен, неточен, поэтому зрительные представления имеют качественные своеобразия, цветовые ощущения нарушены, цветовые образы-представления обеднены. У слабовидящих при косоглазии нарушено бинокулярное зрение, т. е. способность видеть двумя глазами.


Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и пр.) и помогает определить форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи, передаются в кору больших полушарий головного мозга. Так, незрячие и слабовидящие учатся «глядеть», «видеть» руками.

С помощью звуков – основного ориентира – незрячие и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. По звуку с большой точностью определяют его источник и местонахождение. В процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся специальные упражнения на дифференциацию, различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля. Успешность овладения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у сле­пых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития.

Исследования показывают, что речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. В большинстве случаев расстройства речи у детей с нарушениями зрения носят системный характер и затрагивают все ее основные компоненты (фонетико-фонематический, лексический и грамматический). Отмечаются: отсутствие необходимого словарного запаса, нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; характерны «вербализации» в связи с неполнотой предметных образов действительности, возникают трудности удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильных грамматических конструкций предложений.

У слепых и слабовидящих детей отмечаются выраженные измене­ния со стороны двигательной сферы – движения детей неуверенные и некоординированные; особенно страдает моторика мелкой муску­латуры рук. Как правило, эти дети мало двигаются и уже с дош­кольного возраста предпочитают больше сидеть. Вследствие этого среда отмечается значительный процент детей (около 30%) с дис­гармоничным физическим развитием (избыточная масса тела, низкие показатели окружности грудной клетки и др.).


Имеющееся у слабовидящего человека зрительное восприятие играет существенную роль в его развитии, учебе, социально-трудовой адаптации. В коррекции познавательного и личностного развития слабовидящих детей особое внимание обращается на формирование у них целенаправленности умственной деятельности, процессов зрительного восприятия, активности и сознательности, расширения и углубления круга их интересов. При этом учеба и последующая работа должны сопровождаться постоянными консультациями врача-офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

Косоглазие‒ расстройство зрения, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации взора. Помимо т.н. косметического недостатка, весьма проблемного в психологическом плане, косоглазие сопровождается серьёзным расстройством зрительных функций, это определяется тем, что бинокулярное зрение, осуществляемое содружественной работой обоих глаз, является основным вариантом зрительного восприятия окружающего мира, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность человека. Выделяют паралитическое косоглазие, вызванное поражением нервов, иннервирующих наружные мышцы глаза (парезы и параличи глазодвигательных мышц), и содружественное косоглазие, при котором нарушена иннервация конвергенции и фузии, но глазодвигательные мышцы почти не страдают.

Причинами содружественного косоглазия могут быть врождённые и приобретённые заболевания центральной нервной системы, аметропии, различие в анатомо-оптическом строении обоих глаз, резкое понижение остроты зрения или слепота на один глаз.

Различают следующие виды косоглазия: периодическое, постоянное, монолатеральное (косит на один глаз), альтернирующее (попеременно косят оба глаза), сходящееся и расходящееся.

Содружественное косоглазие ‒ наиболее распространённый вид данного нарушения зрительных функций. Оно характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от точки фиксации. Чаще косит один глаз. Иногда оба поочерёдно. При альтернирующем косоглазии, как правило, острота зрения не теряется. При монолатеральном косоглазии функция постоянно косящего глаза находится в состоянии стойкого торможения и «бездеятельности». Это приводит к резкому понижению остроты зрения этого глаза ‒ амблиопии.


Таким образом, амблиопия ‒ это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Это заболевание, при котором один из двух глаз почти не задействован в процессе зрения. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объёмную. В результате, он постоянно подавляет работу одного глаза. Поэтому очень важно активизировать "нерабочий" глаз.

Амблиопия обычно развивается при косоглазии, а также высоких степенях дальнозоркости.

Таким образом, амблиопия является сопутствующим заболеванием при косоглазии и дальнозоркости и выражается в резком понижении остроты зрения. Поэтому необходимо раннее выявление амблиопии и организация комплексного лечения косоглазия и амблиопии, что осуществляется средствами лечебной коррекции.

Одним из главных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в специальном детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён вниманием воспитателей и тифлопедагога, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача-офтальмолога, педагогическими средствами поддерживают интерес ребёнка к лечению.Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми, с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

Методологической основой коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения является психологическая теория развития аномального ребёнка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержании и методах обучения. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии содержания, методов, приёмов и средств коррекции на психику ребёнка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, ручного труда, коррекционно-развивающих занятий и т.д.); в интеграции ребёнка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.


Целенаправленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счёт развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

организация коррекционных упражнений на различных занятиях, в играх, бытовой деятельности.

Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения. Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а так же успешную подготовку детей к школе.

Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется педагогами с врачом-офтальмологом

4. Типы специальных учреждений для незрячих (слепых) и слабовидящих детей

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей предусматривают в своей структуре одно или 2-х годичные дошкольные отделения и 12-тилетнее школьное обучение, дающее право на поступление в высшее учебное заведение.

В школах для слепых детей обучаются как абсолютно слепые, так и дети с остаточным зрением, имеющие нормальный интеллект. Слепые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются отдельно, в специальных классах.

Слепые дети обучаются чтению и письму по системе Брайля. Незрячие с остаточным зрением в процессе усвоения учебной инфор­мации пользуются бисенсорным восприятием. (Это требует исполь­зования специальных средств наглядности, воспринимаемых как осязанием, так и остаточным зрением.) В учебных планах школ предусматриваются специальные коррекционные занятия, направленные на развитие пространственной и социально-бытовой ориенти­ровки, остаточного зрения, осязания, речи и двигательных функций. С учетом своеобразия познавательной деятельности незрячих детей применяются специальные приборы, в том числе приборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые, так­тильные, доступные для их восприятия.