Файл: Контрольная работа 14 по учебной дисциплине Основы психогенетики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В школах для слабовидящих дети получают общее среднее и по­литехническое образование в соответствии государственным образовательным Стандартом. Содержание обучения в целом соответствует содержанию обучения в массовой школе (за исключением изобразительной деятельности, черчения, а также содержания трудового обучения и физического воспита­ния). Сроки обучения удлиняются на один год. В учебный план включены индивидуальные и малогрупповые коррекционные занятия по развитию зрения, ритмике, развитию пространственной ориентировки, логопедические занятия.

Для слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, пре­дусматривается обучение в коррекционных классах для детей с ослабленным и нарушенным зрением, где к этим детям осуществляется дифференцированный подход в процес­се их обучения. Специфика обучения детей в этих классах включает: изменение темпа прохождения учебного материала; особый режим зрительных нагрузок; применение специальных форм и методов обучения; использование специальных учебных и наглядных пособий, оптики и тифлотехники с целью расширения зрительных возможностей детей; создание соответствующих санитарно-гигиенических условий обучения; организацию лечебно-восстановитель­ной работы и др.

В специальных школах и классах для слабовидящих детей соз­даются специальные условия, направленные на охрану зрения, об­легчение зрительного восприятия и предупреждение утомления. К ним относятся: использование назначенных офтальмологом средств коррекции – обычных и специальных (лупы, телескопичес­кие очки и др.), специальных учебников и учебных пособий, повышение освещенности рабочего места, рациональный режим зрительной работы.

При искусственном освещении лампы накаливания освещен­ность на рабочей поверхности должна достигать 500 Л (люкс), при люминесцентном – не менее 800 Л. Для освещения рабочего места ребенка в домашних условиях рекомендуются настольные лампы с абажуром молочного стекла.

Стены учебных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цвета очень слабой ин­тенсивности.

Используются учебники с крупным шрифтом, тетради с четкой разлиновкой; благоприятные условия зрительной работы обеспе­чиваются отсутствием резких контрастов в учебно-наглядных пособиях, четкостью схем, карт, отсутствием в них мелких элементов и т.д. На занятиях широко используются телеустановки и звуко­записывающая аппаратура.


Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с уст­ными формами организации занятия. Для охраны зрения слабовидящих детей необходимо устраивать перерывы в зрительной рабо­те (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 10-15 минут занятия. В процессе выполнения учебных заданий учитывается замедленная деятельность слабовидящих детей и снижение уровня работоспособности по сравнению с нормально видящими детьми. Для учащихся начальных и подготовительных классов рекомендуется предусматривать один раз в неделю «об­легченный» день, сокращение числа уроков (до двух) и проведение полутородвухчасовой прогулки или экскурсии на природу.

Усвоение учебного материала осуществляется в процессе классных занятий; домашние задания допускаются лишь в самом небольшом объеме.

Для слабовидящих детей используются парты особой конструк­ции, позволяющие обеспечить правильную посадку, расположение книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз, а также использование луп разного типа на подвижных шарнирах. Соблюде­ние гигиенических рекомендаций является непременным условием коррекционно-воспитательной работы специального детского уч­реждения и должно находиться под постоянным контролем со стороны медицинских работников и педагога.

Помимо рассмотренных категорий детей (слепые и слабовидящие), обучение которых требует создания специально организованных условий, есть дети с нарушениями зрения, которые могут находиться в дошкольных и школьных учреждениях массового типа.

Это, в основном, дети с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), недостатки зрения которых корригируются применением обычных средств коррекции. Такие дети должны находиться под систематическим наблюдением врача-офтальмолога.

В отношении этих детей необходимо следить за четким выпол­нением назначенных офтальмологом мероприятий по охране зрения (ношение очков, определение рабочего места в зависимости от характера и степени нарушения зрения, режим зрительных нагру­зок, ограничение некоторых трудовых нагрузок и физкультурных упражнений – назначение специальной группы по физкультуре и др.). Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, на схемах, на карте, на наборном полотне, наглядные пособия и др. Учитывая, что у детей с аномалией рефракции отмечается снижение зрительной работоспособности, им по возможности нуж­но давать на занятии разные вида работы; необходим строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.



5. В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья мероприятий важное место занимают: достаточное и рациональное освещение в учебных помещениях и в домашних условиях, правиль­ная посадка во время занятий, регулирование продолжительности и характера зрительной работы, соблюдение режима дня, предуп­реждение переутомления зрения, которое может повлечь за собой его расстройство, в частности близорукость.

Работа с наглядными пособиями в детском саду должна удов­летворять гигиеническим требованиям. Рассматриваемые предметы (книга, картинки и др.) следует располагать по отношению к глазам ребенка не ближе 30 см. Желательно, чтобы картинка на­ходилась в наклонном положении под углом 45 градусов. Нагляд­ные пособия и иллюстративный материал должны быть четко выпол­нены и достаточных размеров. Не следует использовать картин­ки на цветной бумаге: рассматривание их может утомить зрение детей; лучший фон – белый или серый.

Очень важно раннее выявление зрительных нарушений у детей. При этом необходимо учесть, что небольшая степень дальнозор­кости нередко не замечается ребенком, так как она компенсируется путем усиления преломляющей способности глаза. Однако при отсутствии коррекции (очки) постоянное напряжение аккомо­дации приводит к явлениям утомления глаз, появлению головной боли, тупой боли в области лба и около глаз, чувства давления в глазах. Буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Перерыв в зрительной работе временно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова. Эти явления обусловлены перенапряжением ресничной (аккомодационной) мышцы глаза. При появлении указанных симптомов необходимо обследование ребенка у врача-специалиста.

В ряде случаев нарушение зрения обусловлено наличием опу­холи мозга. Чаще всего это врожденные доброкачественные опухоли, расположенные в области мозжечка. В связи с медленным ростом они в течение длительного времени не дают явных проявлений, но в дальнейшем, в определенный период развития, у ребенка появляются симптомы снижения зрения, головные боли, утомляемость и др. В этом случае также необходимо тщательное, прежде всего офтальмологическое обследование.

В раннем выявлении нарушений зрения у детей и в предупреж­дении зрительных расстройств большая роль принадлежит педагогам и воспитателям дошкольных и школьных учреждений.

6. К общим профилактическим мероприятиям
, направленным на ох­рану зрения, относится проведение широких мер по охране здо­ровья матери и ребенка, борьба с детским травматизмом, предуп­реждению и своевременному рациональному лечению инфекционных и других тяжелых заболеваний, которые могут быть причиной стойких нарушений зрительных функций у детей.

К основным мероприятиям профилактики нарушений зрения относятся следующие.

Контроль за достаточной освещенностью класса (всех помещений воспитательской группы). Соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности помещений для учебных занятий и других помещений, в которых регулярно находятся дети; правильное использование как искусственного, так и естественного освещения. Контроль за состоянием осветительных приборов в помещениях образовательных учреждений.

Соблюдение детьми правильного режима дня, полноценное питание, достаточное (не менее 2-3х часов) пребывание на свежем воздухе в условиях естественного освещения.

Предупреждение переутомления зрения. Соблюдение рационального (адекватного с физиологической точки зрения для детей каждой возрастной группы) режима «зрительных нагрузок» – на учебных занятиях и вне их; при просмотре теле- и видеопрограмм, при работе с компьютером (игры, развивающие занятия и др.). Правильное дозирование нагрузок на зрение – соблюдение «физиологических норм» непрерывной и общей зрительных нагрузок, установленных специальными медицинскими исследованиями, в частности, при восприятии наглядного материала, теле- и видеопрограмм. Для старших дошкольников и младших школьников с ослабленным зрением «объем» непрерывной («одноразовой») зрительной нагрузки составляет не более 12-15 минут; а общей – соответственно 20-30 минут.

Правильная организация учебной и внеучебной (предметно-практической) деятельности детей в плане предупреждения зрительных перегрузок и профилактики нарушений зрения у детей.

Соблюдение физиологических и гигиенических норм, регламентирующих правильное положение ребенка за учебным столом (правильная позиция, положение рук, туловища и головы), соблюдение оптимального расстояния от глаз до объекта восприятия (книга, тетрадь) или объекта, являющегося предметом практической деятельности.

Использование специальных методов профилактики нарушений зрения у детей, методов сохранения и укрепления зрения (специальных упражнений по методу У. Бейтса, по клинико-педагогическим системам М. Корбет, В.Ю. Базарного и др.). *

Профилактика детского травматизма. Предупреждение травм головы (как фактор «риска» возникновения нарушений зрения особенно опасны травмы затылочной области, а в отношении нарушений слуха – височной области доминантного полушария головного мозга), травматизма периферических органов зрения и слуха: глаз, наружного и среднего уха (механические повреждения, термическое и химическое воздействие и др.).


В связи с этим большое значение имеет правильная организация предметно-практической и игровой (прежде всего коллективной) деятельности детей, а также проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями детей, посещающих образовательные учреждения.