Файл: Антропокосмизм Чижевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ученому удалось обнаружить и научно обосновать существенный момент феномена периодичности (ритмичности) космических процесссов. Внутреннюю сторону этих явлений, по Чижевскому, раскрывает принцип «эха» (отсюда и название одной из его основополагающих работ – «Земное эхо солнечных бурь»), который по смыслу тождествен принципу резонанса или, как его иногда называет автор, «соэффекта». Поясняя суть данного принципа, он пишет: «В каждый данный момент органический мир … самым чутким образом отражает в себе, в своих функциях перемены или колебания, имеющие место в космической среде». (2, 31)

Ритмы космических событий не могут не сказываться на живых организмах. Периодичность, а значит, и повторяемость происходящего в окружающей живое вещество среде воспроизводится в организме на уровне физико-химических процессов. Подвластность живого мира Земли космическим ритмам носит универсальный характер. «Неверно было бы думать, что в биосфере на всплески солнечной активности реагирует какой-то отдельный организм, определенный вид животных, бактерий или растений. На них отвечает весь живой мир планеты, совокупность всех организмов». (2, 102)

Взятые в своей взаимосвязи научные идеи Чижевского одновременно предстают и как оригинальная философская концепция именно потому, что с позиций принятой им методологии рассматриваются все уровни организации материи, включая человека, тем самым создается целостная картина мира.

Фундаментальное положение всей концепции Чижевского формулируется им так: «И человек и микроб – существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями». (1,33) Этот вывод имеет под собой колоссальную эмпирическую базу, включающую и результаты наблюдений за самим собой, своими близкими и знакомыми, и многочисленные данные из истории различных областей медицины, в том числе эпидемиологии, всевозможные статистические таблицы, характеризующие зависимости между разными сферами человеческой жизнедеятельности и ритмами космических излучений. Остается удивляться тому, как с этим мог справиться один человек да еще в условиях, далеко не способствующих научному творчеству.

Изучая влияние космических энергий, солнечных излучений на человеческий организм – его нервную и сердечно-сосудистую системы, на возникновение и развитие эпидемий, Чижевский «пришел к установлению определенного параллелизма в ходе большинства пандемий и эпидемий ХУ1-Х1Х вв. – холеры, гриппа, чумы, дифтерии, возвратного тифа, цереброспинального менингита – и циклической деятельности Солнца» (4, 727). Он обнаружил также синхронность между колебаниями общей смертности и циклической деятельностью Солнца, пытаясь понять внутренний механизм этого параллелизма, собрав огромный циклический материал, он приходит к заключению, «что на солнечные возмущения прежде всего реагирует нервная система человека» (4, 732). Ему удалось открыть влияние некоторых излучений Солнца на кровь человека. И всякий раз ученый доводит свои исследования до практических шагов и рекомендаций в данном случае в области медицины. Он всемирно признанный основоположник гелиомедицины.


В чем новизна его открытий с философской точки зрения?

Тем самым ученый невольно вступал в оппозицию к господствующей методологии, признававшей в качестве решающих факторов существования и развития человека ( в том числе и как существа биологического) общественные отношения.

В марксистской методологии настолько превозносилась уникальность человеческого способа бытия, что учитывались лишь факторы ближайшего окружения человека. Категоричные суждения своих оппонентов только о социальных причинах эпидемических заболеваний Чижевский расценивает однозначно: они «…ограничивают сферу жизни в мире радиусом, длина которого равна длине их рук» (2, 33). А ведь Вселенная идет своим ходом развития, не подозревая об уникальности одной из своих форм – земного человечества: «Вселенная равно беспощадна к существованию человечества, она сметет его с лица любой планеты. Ни один мускул в лике природы не дрогнет перед этим уничтожением. Человек и Космос суть антагонисты» (2, 422)

При таком философском подходе к пониманию сущности человеческой жизни главная задача, стоящая перед человечеством, заключается в поиске путей и средств, для того чтобы приспособиться к природе и выжить в этом космическом странствии. Решением этой задачи и занимались ученые-космисты в лице таких своих гениальных представителей, как Циолковский и Чижевский. Весь смысл их философского, научного и технического творчества и сводился к тому, чтобы отыскать средства для сохранения человечества и через тысячелетия в условиях весьма вероятной для Земли катастрофы.

в данной Отправная гипотеза о возможной зависимости масштабных событий человеческой истории от периодов солнечной активности присутствовала в авторском сознании сначала как мировоззренческая идея, больше того, у отдельных мыслителей ХУ111- Х1Х веков он обнаруживает догадки на этот счет, но не больше. На сбор материала у Чижевского уходит 3 года (1915-1917 гг.) Материал и колоссален и необычен с точки зрения здравого научного смысла (таковой всегда существует в науке как некоторые сложившиеся стереотипы). Он выстраивает сопоставительные таблицы активных действий и затишья на фронтах первой мировой войны и ритмикой активности в деятельности Солнца. Одновременно с этим ведется поиск методики и критериев отбора исторических событий по количественным и качественным показателям и проводится исследование источников на предмет выявления массовых событий за период в 2300 лет в семидесяти странах мира.


Любопытно было бы ознакомиться с оценками современных историков относительно данной теории и методологии, ведь они сегодня ищут альтернативы марксистской парадигме объяснения. Но, как правило, не могут прорваться сквозь горизонт экономических и социально-классовых событий человеческой истории, и все остальные феномены человеческой жизни подверстываются к ним. Чижевский уже более семидесяти лет тому назад предложил принципиально иной подход. Его методология носит научный характер, так как позволяет объяснить исторический процесс на уровне законов, причем эти законы имеют универсальное значение: они позволяют представить историю как всемирную по своему охвату, сняв налет европоцентризма, проявляющегося в марксистской теории общественно-экономических формаций. Принцип космизма, положенный в основание новой концепции истории, не отменяет социально-классовый подход, а вбирает его в себя, поскольку динамика и содержание максимумов и минимумов массовых движений обусловлены социальными факторами. Как писал Чижевский, в них могут совершаться либо величайшие благодеяния, либо величайшие безумства, массы могут одинаково властно требовать как мира, так и войны.

Использование космической методологии в истории потребовало соединить ранее, казалось бы, несоединимые области знания – историю, физику и социальную психологию, психиатрию и гелиодинамику, социологию и патопсихологию и многое другое. Одновременно с этим создаются и новые области знания, одну из них Чижевский назвал историометрией, пояснив ее предмет таким образом: она «является наукой об измерении исторического времени посредством конкретных физических единиц. Этой первой и основной измерительной единицей отсчета исторического времени является один цикл солнцедеятельности, равный в среднем арифметическом 11 годам. По отношениюк всемирно-историческому процессу время, занятое одной солнечной единицей, может быть названо историометрическим циклом» (4, 313)

В этой связи можно высказать и более общее суждение – космизм в науке сломал сложившиеся представления о дифференциации и взаимосвязи наук. Он воистине соединяет несоединимое. Воображение поражает уже одно перечисление областей знания, впервые открытых Чижевским, а именно: космическая эпидемиология, гелиобиология, электронная медицина, историометрия, биоэнергетика. Это стало возможным в силу того, что космизм – это новая эра в науке. Научные теории, построенные на его основе, являют собой революционный шаг в движении науки, не менее значимый, чем революция Нового времени. Подобная оценка космизма нуждается в самостоятельном осмыслении. А здесь уместно было бы привести решение данного вопроса самими космистами. Чижевский и Циолковский неоднократно его обсуждали и приходили к любопытному выводу : «дифференциация наук способствует кастовости, но кастововсть не способствует научному прогрессу … через пятьдесят – сто лет опять возродиться натурфилософия, но уже на более высоком уровне … Это случится тогда, когда придет час полного взаимопроникновения одних наук в другие, а это придет неизбежно. Тогда и может появиться натурфилософия как высшая наука об основных явлениях и процессах в космосе» (3, 457). Я думаю, такой тезис вряд ли согласятся признатьдаже те из представителей современной науки, кто ратует за синтез наук – натурфилософия для них глубокое прошлое науки, не подлежащее возврату. Поэтому и в этом вопросе позиция ученых-космистов радикально новая.


В каком смысле допустимо говорить об антропокосмизме мировоззрения Чижевского? Ведь в тексте цитировался его тезис об антагонизме Человека и Космоса. Нет ли в рассуждениях автора статьи противоречия?

Мне представляется, что термин «антропокосмизм» наиболее точно передает особенности мировоззрения Чижевского, так как в этом названии одновременно выражается его смысловая направленность, без которой по сути дела невозможно адекватно оценить научное творчество мыслителя. Да, человек зависим от Космоса, он подчинен его воздействиям во всех сферах своей жизнедеятельности, начиная с физиологии и заканчивая историей, но он владеет поразительной силой – способностью к творческой мысли, выделяющей его в космическом мире, создающей возможности вписаться в ритмы космической жизни и найти средства для выживания, если возникнет угроза земных катаклизмов.

Есть и еще один принципиально важный аргумент в пользу данной характеристики мировоззрения ученого. Творчество Чижевского поразительно не только по глубине и масштабам, но и по своей устремленности к использованию на благо человечества. Казалось бы, как это возможно? Законы Космоса и земная жизнь человека – как их в реальности соединить? И тем не менее все до одного из его открытий были нацелены на излечение и оздоровление человека, он называл их гуманными открытиями: и теория аэроионификации воздуха, и динамическая гематология, и космическая биология, и гелиосоциодинамика и все остальные. Таково его жизненное кредо: «деятельность истинного ученого должна быть направлена на гуманное служение человечеству, на выяснение способа массового оздоровления людей и борьбы с причинами, мешающими человеку долго жить, быть здоровым и физически сильным» (3, 276). Именно поэтому весь свой творческий путь он прошел бок о бок с медициной. По оценкам авторитетов с мировым именем Чижевский открыл новые горизонты в медицине. Ученый считал и в своем творчестве исходил из того, что «современная медицина должна быть решительно перестроена на новейших основах биофизики, физики, биохимии, химии, математики, кибернетики и инженерии … Будущая медицина в своем фундаменте станет опираться в основном на внутриатомные явления, квантовую механику и искать там опоры для своих воззрений и открытий» (3, 276). Можно только догадываться о том, сколько пришлось претерпеть ему от врачей-рутинеров, далеких от современной им науки, а значит, и от современных методов лечения в медицине.


Именно жизненная ориентация, которой он руководствовался и в научном творчестве, позволяет оценить его миросозерцание как антропокосмизм.

Большой интерес в плане философского осмысления творческого наследия А.Л.Чижевского представляет поиск истоков и оснований идей космизма в отечественной науке и культуре. В воспоминаниях ученого зримо описана борьба за приоритет русской науки в области космических исследований. Много сил они с Циолковским потратили на то, чтобы именно российские ученые оставили след в мировой истории науки как первопроходцы космической эры. Не случайно космизм в науке и философии вырастает именно на почве русской культуры.