ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
Когда мы говорим об обществе, мы имеем ввиду некоторую сферу жизнедеятельности индивидов и их объединений. Для того, чтобы человек мог жить и удовлетворять свои потребности, в обществе создаются некоторые формальные и неформальные правила жизнедеятельности, которые называются институты. Допустим существуют правила дорожного движения, которые регулирую поведение пешеходов и автомобилистов, для того, что бы они могли свободно не мешая друг другу передвигаться по городу. Схожие функции выполняют и другие общественные институты.
Социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
Структуру любого социального института образуют социальные группы и организации, а также определенные социальные нормы, системы символов, идеологические обоснования существования социальных институтов и ресурсы, используемые для их деятельности.
К признакам социального института относятся:
- совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
- система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
- система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
- материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
- общественно признанная миссия, цель, идеология.
На примере такого институту среднего профессионального образования рассмотрим основные признаки и функции общественных институтов
- преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
Преподаватели организую образовательный процесс. Администрация контролирует деятельность преподавателей, управляет и обеспечивает материально-производственную базу и отвечает за сохранность и обновление инфраструктуры колледжа.
- нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования ( Устав образовательной организации, правила внутреннего распорядка);
- сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
- здания, аудитории, учебные пособия;
-функции (миссия) - удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.
В обществознании выделяют 4 группы институтов: социальные, экономические, политические, духовные.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
История изучения социальных институтов восходит к таким социологам как Огюст Конт и его последователь Герберт Спенсер, Спенсер полагал, что социальные институты - это базовые механизмы самоорганизации совместной жизни людей, которые обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. О.Конт выделил в качестве первичных, базовых элементов общественной структуры такие социальные институты, как семья, церковь, государство. Сегодня к ним также относят медицину, социальное обеспечение (выплата пенсий или пособий по безработице) и институты образования (школа, вуз).
Основные признаки и функции социальных институтов на примере семьи.
-
Социальные группы и организации – семья (родители, дети, прочие родственники). -
Нормы поведения. Уважение друг к другу. Родители занимаются воспитанием и обеспечением детей. Происходит распределение обязанностей между членами семьи. Дети проходят первый этап социализации и учатся взаимодействию со взрослыми. Одновременно дети получают образование. Совместный досуг. -
Материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
Успешное функционирование семьи во многом зависит от материального положения. Родители обязаны обеспечить своих детей едой, одеждой, в случае необходимости медицинской помощью, организовать их досуг, дать образование. Дети в свою очередь должны стараться оправдать надежды родителей и стать полноценными членами общества. Кроме того, дети также должны заботиться о родителях.
-
Функции: репродуктивная, функция социализации, экономическая функция (формирование и ведение семейного бюджета).
Кризис института семьи и его последствия:
Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:
- резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;
- появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
- резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;
- рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;
- приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
-рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
-резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход. Деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата - вознаграждением работнику за его труд. Экономические институты обеспечивают всю систему производства, распределения материальных и нематериальных благ, соединяя в то же время сугубо экономическую сферу жизни общества с другими его сферами.
Примеры экономических институтов: деньги, рынок, банки, собственность, биржа.
Признаки и функции социальных институтов на примере банка и биржи.
Банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.
-
Социальные группы. Сотрудники банка ( кассиры, сотрудники по кредитованию, работники валютного отдела, бухгалтера). -
Нормы поведения. Взаимодействие между сотрудниками и обслуживание клиентов (допустим кредитование, выдача банковских карт, открытие счетов) -
Материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач.
Банковский капитал, непосредственно банковская техника, средства связи и коммуникации.
-
Цели и функции.
Основная цель банков – получение прибыли.
Функции: аккумулирование (накопление) денежных средств и сбережений, регулирование денежного оборота, кредитование, финансовые операции с ценными бумагами (акции и облигации).
Кризис экономических институтов
Экономический кризис характеризуется резким и значительным падением производства
Первые крупные кризисы происходили в Англии в XVII веке. С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы приобрели циклический характер и стали составлять одну из фаз экономического цикла.
Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения.
Исторические примеры:
«Великая депрессия» (1929-1933) 24 октября 1929 года стало «Черным четвергом» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Резкое снижение стоимости акций (на 60-70%) привело к самому глубокому и продолжительному в мировой истории экономическому кризису.
«Российский кризис» 1998 года 17 августа 1998 года россияне впервые услышали страшное слово дефолт. Это был первый в мировой истории случай, когда государство объявляло дефолт не по внешнему, а по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. По некоторым данным, внутренний долг страны составлял 200 млрд. долларов. Это стало началом тяжелейшего финансово-экономического кризиса в России, который запустил процесс девальвации рубля. Буквально за полгода стоимость доллара выросла с 6 до 21 рубля. Реальные доходы и покупательная способность населения снизились в несколько раз. Общее количество безработных в стране достигло 8,39 млн. человек, что составляло около11,5% экономически активного населения РФ.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Предназначение политических институтов заключается в организации политической власти и управлении общественными отношениями.
Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима.
Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства.
Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.
Наряду с этим политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются».
К политическим институтам относятся: государство, политические партии, политические элиты, гражданское общество.
Признаки и функции политических институтов на примере государства и политических партий.
-
Социальные группы и общности. Правительство, органы исполнительной законодательной и судебной власти, политические партии. -
Система символов. Государственный герб. -
Нормы поведения. Деятельность государства основывается на законе. Пример: Конституция РФ. -
Функции: защита суверенитета, осуществление экономической политики, внешняя политика, обеспечение общественного порядка.
Кризис политических институтов
Кризис политических институтов означает такую ситуацию, при которой наблюдается их неспособность выполнять свои основные функции, что ведет к их разрушению.
Последствия : Распад государства, Гражданская война, утрата суверенитета, усиление протестов со стороны гражданского общества, ухудшение экономического положения населения.
ДУХОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Общественные институты духовной сферы в современном обществе могут характеризоваться как созданием духовных ценностей , идей и отношений, возникающих в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.
К духовным институтам общества относят религию, образование, СМИ, науку, искусство.
Признаки и функции духовных институтов на примере образования и науки.
Наука
-
Социальные группы и организации. Ученые, исследователи, научные центры и институты. -
Наука удовлетворяет потребности общества в знаниях и научно-техническом прогрессе, во внедрении результатов научных открытий в социальную жизнь, что бы сделать ее более комфортной и достичь высокого уровня жизни. -
Материальные и человеческие ресурсы.