Файл: "Время самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем другим" (Питер Друкер).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

"Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лакейн).

"Время - самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем другим" (Питер Друкер).

"Умение распоряжаться временем наряду с правильным руководством и техникой влияния на людей выступает фактором, который предопределяет Ваш успех или неудачу" (Улърих Зиверт).

"Вы любите жизнь? Тогда не тратьте время, потому что это материал, из которого сделана жизнь" (Бенджамин Франклин).

Таким образом, задача постановки целей, или, более широко, целеполагание, является первостепенной в процессе успешной организации времени.

Целью данной работы является изучение целеполагания как процесса сознательного осуществления своих действий.

В процессе работы предполагается решение следующих задач:

- изучить принципы целеполагания;

- изучить технологии целеполагания;

- изучить основные правила целеполагания.

Целеполагание - процесс сознательного осуществления своих действий

Что такое целеполагание

"Когда я не знаю, на какую гавань мне нужно держать курс, тогда ни один ветер не будет для меня попутным" (Сенека).

Целей в нашей жизни может быть достаточно много, они могут касаться разных сфер нашей жизни: карьера, здоровье, семья и т.п.

Лишь четко поставленная цель позволяет добиваться значительных результатов. Если ее нет, мы не можем составить план действий, поскольку не знаем, чего хотим достичь [2].

В работе Г. Архангельского дается следующее определение:

Целеполагание - это определение, конструирование цели, формирование образа желаемого будущего.

Ясная, четко сформулированная цель приносит успех.

Определение жизненных ценностей

С проблемой формулирования своих целей тесно связано определение своих ценностей. В труде Брайана Трейси [3] обозначены "три кита", на которых держится психология тайм-менеджмента:

1. Вы должны определиться со своими жизненными ценностями и решить, что будете жить только в согласии с ними.

2. Вы начинаете совершенствоваться в том, чем хотите заниматься.

3. Вы должны удостовериться, что ваши цели и действия не расходятся с вашими жизненными ценностями.

Таблица 3. Пример карты жизненных ориентиров (ключевых областей)

Основные подходы к определению целей

"Управление собой как компанией"

- личное стратегическое планирование - постановка долгосрочных целей;

- "маркетинг" - изучение рынка труда, продвижение на нем;

- PR-формирование своего имиджа;

- "личная бухгалтерия" - учет и планирование денег и т.д.

Видение будущего и "родные цели"

- С чего начался ваш день?

- Какое самое яркое впечатление дня?

- Где вы находитесь?

- Что и кто вас окружает, о чем говорят люди, находящиеся рядом?

- Как и над чем вы работаете?

- Каких результатов вы достигли?

- Какие проблемы вам удалось решить?

- Как вы отдыхали?

- Каково главное событие дня?

Декларация о личной миссии

Призвание - это понимание того, что, кроме нас, с этим делом никто не может справиться. Это то, чем мы будем заниматься вне зависимости от того, получаем ли за это деньги или нет [6].



Фактическая величина риска может быть проиллюстрирована следующей конструкцией.

Наконец, третий вопрос (о влиянии вашего решения на окружающую среду) направлен на выявление последствий возможных действий. Конечно, любое ваше решение повлияет на других, так же как решения или действия других повлияют на вас. Однако это не означает, что реакция окружающих всегда будет мешать вам вести себя так, как вы считаете нужным. Независимость — одна из характеристик сильной личности и сильного лидера. Здесь также уместно вспомнить, что относительная независимость от мнения окружающих, как мы уже говорили, является одной из характеристик самоактуализирующихся личностей.

Но с другой стороны, мы не должны забывать, что человечность и человеческое измерение также чрезвычайно важны в современном менеджменте. Без человечности, без внимания к человеческой стороне проблемы менеджеры не только становятся роботами, но и теряют свой самый важный актив — людей, их творческий потенциал. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам тщательно проанализировать, на кого повлияют ваши действия.

Жизненные ориентиры или ключевые области жизни

Рассматривать жизненные ценности и определять стратегические цели следует во всех основных областях, которые имеют для нас значение. Поэтому необходимо определиться со своими жизненными ориентирами, т.е. областями на которые можно условно разделить нашу жизнью.

Это позволит выявить четкую структуру дел и развиваться более сбалансированно, поддерживая равновесие и гармонию различных направлений своей деятельности [2].

Жизненные ориентиры еще называют ключевыми областями жизни. В работе Г. Архангельского [2] дается такое определение:

Ключевые области - это от пяти до девяти основных направлений вашей деятельности. Это главные "русла", в которых развивается ваша жизнь.

Ключевые области помогают более точно наметить жизненные цели. Если сразу создать список ключевых областей трудно, то можно взять 30-40 бумажных карточек и выписать на них ваши обычные, ежедневные дела. Далее эти карточки надо разложить на группы - в каждую группу попадают близкие по смыслу задачи (см. табл.3).

Таблица 3. Пример карты жизненных ориентиров (ключевых областей)

















Семья

Учеба

Друзья/развлечения

Хобби




Иду в магазин за продуктами

Пишу реферат по ТМ

Позвонила подруге

Занимаюсь на курсах вязания




Помогаю дочери делать уроки

Пишу курсовую

Иду в гости к друзьям

Вяжу свитер мужу




Готовлю ужин

Занимаюсь английским

Сижу с ребенком сестры

Вышиваю картину бисером




Иду с семьей в цирк

Читаю книгу

Иду с мужем в театр

Вяжу игрушки для подарков на Новый год




Стираю белье

Готовлюсь к экзамену

Выполняю просьбу подруги

Вяжу образцы узоров




















Когда выстроится логическая структура этих групп, надо придумать им простые названия. Ключевые области готовы. Например, это могут быть:

- Учеба

- Семья

- Друзья

- Отношения с любимым человеком

- Хобби

- Работа

- Спорт

- Благосостояние.

Теперь для каждой ключевой области надо сформулировать одну-две стратегические цели или мини-миссию. Например, для области "Работа": "Я хочу, чтобы моя работа обеспечивала меня материально, и при этом у меня оставалось достаточно времени для того, чтобы растить детей".

С понятием ключевых областей тесно связаны такие понятия как "центр жизненных интересов" и "ролевая функция".Г. Архангельский определяет эти понятия так [2]:

Центр жизненных интересов - это область восприятия жизни, в которой человек ощущает себя наиболее комфортно, к которой он постоянно стремится, и с позиции которой может наиболее эффективно решать собственные проблемы.

Ролевая функция - это совокупность определенных действий и отношений в рамках определенного круга людей.

Человек может выполнять следующие ролевые функции: друга, студента, менеджера, начальника, подчиненного и т.п. Наши роли весьма многочисленны и носят довольно постоянный характер. Каждый человек обладает определенным набором ролевых функций, который в значительной степени зависит от центра его жизненных интересов. Как правило, и среди разных людей, и в рамках одной личности роли распределяются неравномерно.

Каждая роль требует от человека установления и поддержания определенных отношений с другими людьми, совместной постановки и эффективного достижения общих целей. При этом требуется уделять значительное внимание балансу ролей. Нарушение этого баланса приводит к тому, что некоторые из них не реализуются должным образом из-за отсутствия временных ресурсов. Ежедневно достигать значительных целей в какой-то одной роли невозможно. Баланс ролей для каждого человека индивидуален. Для его установления каждому из нас потребуется и время, и усилия, направленные на выявление ролевых функций и определение их значимости (см. табл.4).

Таблица 4. Влияние жизненных ролей на выбор жизненных целей










Ролевая функция

Жизненные цели




Я личность

Продумать и написать первоначальный вариант личной миссии




Я жена

Больше интересоваться увлечениями мужа




Я мать

Больше времени проводить с детьми




Я дочь

Помочь маме по хозяйству




Основные подходы к определению целей

"Управление собой как компанией"

Следует на некоторое время забыть о том, что ты являешься частью большой системы, зависящей от множества разных людей: преподавателей, администрации, начальства, клиентов и множества правил. Нужно посмотреть на себя как на персональную корпорацию ЗАО "Я". У этой корпорации, как и у любой организации, есть такие элементы управления, как:

- личное стратегическое планирование - постановка долгосрочных целей;

- "маркетинг" - изучение рынка труда, продвижение на нем;

- PR-формирование своего имиджа;

- "личная бухгалтерия" - учет и планирование денег и т.д.

У вас есть все, чтобы выработать автономную стратегию своей корпорации. Главный принцип - активность. Теперь не вы зависите от обстоятельств, а обстоятельства от вас. Вы - автономная компания, которой без чьей-либо помощи нужно выходить из кризиса. Грамотный руководитель в такой ситуации будет искать выгодное сотрудничество, наладит долгосрочные прибыльные связи, заключит контракты. Поступайте так же. Стройте свою стратегию развития, налаживая выгодные связи с другими корпорациями - работодателем или мужем. Помните: для процветающих компаний не существует однозначных решений и единственно верных путей к успеху. В том и заключается успех, что каждый ищет индивидуальный подход к жизни. У каждого свои методы - придерживайтесь этого принципа. Выберите для себя верную технику и руководствуйтесь ей всегда. Главное - видеть впереди цель и уверенно идти к ней, несмотря на внешние обстоятельства [6].

Видение будущего и "родные цели"

Этот способ Г. Архангельский описывает следующим образом. Для проактивного планирования будущего "личной корпорации" необходимо уметь выразить свои мечты в форме долгосрочных целей. Для этого нужно четко понимать, чего мы хотим достичь. Надо попытаться представить себе один день из своей жизни через 4-5 лет. Лучше описать это видение будущего письменно, в форме эссе на 1-2 страницах. В нем важно осветить следующий круг вопросов:

- С чего начался ваш день?

- Какое самое яркое впечатление дня?

- Где вы находитесь?

- Что и кто вас окружает, о чем говорят люди, находящиеся рядом?


- Как и над чем вы работаете?

- Каких результатов вы достигли?

- Какие проблемы вам удалось решить?

- Как вы отдыхали?

- Каково главное событие дня?

Возможно, что не получится написать все сразу - такое эссе может оформиться не за один день. В следующие дни надо обязательно вернуться к готовому тексту, перечитать его и добавить новые мысли. "Работая над своей мечтой, вы обязательно поможете ей материализоваться" [10]. В этом контексте выделяются понятия "родных" и "навязанных" целей. Для того чтобы управлять своей жизнью проактивно, чтобы найти "родные" цели, нужно сначала отсеять все сформированные внешним окружением штампы и стереотипы. Это не всегда просто, но необходимо, иначе можно потратить годы жизни в погоне за "навязанными" целями, достигнув которые человек испытывает лишь усталость и разочарование [2].

Декларация о личной миссии

Этот подход к определению ценностей был впервые предложен Стивеном Кови [8]. Декларация о личной миссии - документ наподобие миссии фирмы. В нем вы пытаетесь сформулировать свои задачи в этом мире, - что для вас важно, чего вы хотите добиться. Кто-то из западных бизнес-консультантов сказал, что цели - это то, что мы берем от жизни, завоевываем, получаем, а миссия - то, что мы отдаем, приносим в этот мир. Попробуйте понять, для чего вы посланы в этот мир, в чем ваше предназначение; что будет, если вас не станет, что вы оставите после себя. Задаваясь именно такими глобальными вопросами, вы определите свои ценности и главную цель. Помните: нужно не только брать, но и отдавать, ведь ваша миссия - это и есть ваша главная цель, будь то достижение пика карьеры или воспитание семерых детей [6]. Миссия - это в первую очередь ваша уникальность. Личная миссия не рождается мгновенно и не создается раз и навсегда, ведь она отражает смысл нашей жизни, а его понимание в разные периоды может коренным образом отличиться. Главное - время от времени задумываться о том, зачем мы живем и какой след хотим оставить после себя. Лучше всего записать свое понимание личной миссии и время от времени перечитывать формулировку, пересматривать ее и корректировать, поскольку мы взрослеем, меняемся, а значит, становятся иными и наши жизненные ценности [5]. В процессе обдумывания, формулирования и пересмотра миссии удается очень многое понять о самом себе. Наиболее важным является выявление собственного призвания. С точки зрения Г. Архангельского [1] миссия отличается от призвания тем, что миссию мы можем менять по своему усмотрению, а призвание - нет.

Призвание - это понимание того, что, кроме нас, с этим делом никто не может справиться. Это то, чем мы будем заниматься вне зависимости от того, получаем ли за это деньги или нет [6].


Заключение

В организации существуют такие формулировки целей, как миссия, видение и задачи. Миссия — это наиболее глобальное заявление о целях, которое разрабатывается на всю жизнь организации. Она отражает то, ради чего была создана и существует организация. Видение — это то, какой мы хотим видеть организацию в долгосрочной перспективе. Она не зависит от текущего состояния организации. Цель — это наиболее конкретное изложение цели. Цели должны быть конкретными, измеримыми, ограниченными по времени, достижимыми и последовательными.

Цели очень разнообразны, чтобы на практике свести их в систему, можно использовать метод дерева целей. Управление по целям позволяет реализовать поставленные цели благодаря гибкому использованию обратной связи и четкой, постоянно уточняемой системе целей.

Проще говоря, постановка целей, или, другими словами, целеполагание, является важной частью управленческой деятельности. Цель определяет не только результат, но и в значительной степени путь к ней. Почему необходимо различать личные и профессиональные цели? Она носит психологический характер. Например, если вертикальная карьера (то есть рост в должности как личная цель) становится трудной или даже рушится, можно переключиться на более активные действия по достижению профессиональных целей, росту навыков, горизонтальной карьере, и наоборот. И тогда трудности, кризисы или невезение не обескуражат вас.

Список литературы

1. Урок в условиях ФГОС. Целеполагание. Технологизация. Оценка результативности. ФГОС. - Москва: Высшая школа, 2007. - 355 c.
2. Алексей, Павлович Попов Современный отечественный уголовный процесс: целеполагание, система целей, задач и функций, средства / Алексей Павлович Попов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 879 c.
3. Алексей, Павлович Попов Целеполагание в современном отечественном уголовном судопроизводстве / Алексей Павлович Попов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 321 c.
4. Арташкина, Тамара Проблема целеполагания в системе деятельности высшей школы / Тамара Арташкина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 408 c.