Файл: Вопросы к экзамену по курсу Тифлотехника и обучение грамоте по системе Брайля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену по курсу «Тифлотехника и обучение грамоте по системе Брайля»
1.Предмет и задачи учебной дисциплины «Тифлотехника».
2.История развития тифлотехники.
3. Основные направления развития современной тифлотехники.
Направления развития тифлотехники
Учебное | Производственное | Культурно-бытовое |
- оптимизация учебного процесса при обучении основам наук, - политехническая и производственная подготовка слепых и слабовидящих. - обогащение содержания и методов обучения, дающих узкую специальную профессиональную подготовку. | - облегчает и повышает производительность труда инвалидов по зрению, - обеспечивает соблюдение норм техники безопасности на рабочих местах, - дает возможность осваивать новые профессии и виды квалифицированного труда. | разработка и создание специальных средств для: - облегчения ориентировки пространстве - расширения возможностей восприятия окружающих предметов и явлений, - выполнения культурно-бытовых обязанностей в семье, - участия в общественной жизни. |
В своем развитии Тифлотехника опирается на офтальмологию, тифлопсихологию, физиологию, радиоэлектронику, телемеханику и автоматику, биомеханику, тесно связана с инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой, теорией связи, некоторыми направлениями кибернетики (технической, биологической).
4.Классификация тифлотехнических средств.
Наглядные средства | Средства обнаружения | Средства информирования | Средства индикации |
-тактильные указатели -тактильно-звуковые устройства: мнемосхемы, таблички, стенды. Эти устройства помогают человеку без посторонней помощи сориентироваться в любом помещении или на улице, используя тактильные ощущения и слух. | -трости, -эхолокаторы, - индивидуальные тифлоприборы для распознавания предметов и объектов. К индивидуальным тифлоприборам относится лазерная тифлотехника, которая позволяет при наведении лазерного луча получать информацию об объектах и предметах, находящихся перед человеком (тифломаркер с тифлометками). | информационные тактильно-сенсорные терминалы, - визуально-акустические системы - радиомодули. Эти устройства являются универсальными и предназначаются для всех людей. | - световые и звуковые маяки, - указатели с применением системы Брайля, - тактильные пиктограммы - тактильные наземные указатели. Данные устройства позволяют слепому человеку определить верное направление при перемещении на объекте. Тактильные наземные указатели включают в себя тактильную плитку, индикаторы, направляющие и тактильные грязезащитные системы. |
По способу получения пространственной информации:
• системы со световой локацией в инфракрасном диапазоне частот;
• системы с ультразвуковой локацией;
• телевизионные системы.
По способу представления информации в ТСО делятся на устройства, использующие:
• звуковые излучатели;
• тактильные датчики (вибрационные, игольчатые, тепловые, электрические);
• матрицы нейростимуляторов.
По степени информативности различаются:
• детекторы препятствия;
• системы замещения зрения.
5.Принципы разработки тифлотехники.
Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются:
1) замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации;
2) усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора;
3) рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
На основе этих принципов разработаны информационно-коммуникативные средства применительно к различным видам тифлотехники учебного, культурно-бытового и производственного назначения. Характеристика тифлотехнических устройств
Существует немало разнообразных оптических средств, технических приспособлений, машин и аппаратов, которые предназначены для слабовидящих и слепых.
6.Современные концепции в разработке тифлотехники для лиц с нарушениями зрения.
Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем:
1. уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения;
2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых;
3. расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве;
4. сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным;
5. облегчить ориентировку слепых в быту
, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха.
Разработка тифлотехнических устройств базируется как на общих инженерно-психологических основах проектирования средств отображения и вывода информации, так и с учетом естественных возможностей компенсации, коррекции и восстановления нарушенных или недоразвитых функций у слепых и слабовидящих
Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии заложили большие возможности для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия. При неполноценном зрении применяются линзы, проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением, для фронтальных занятий в школах слабовидящих – замкнутые телевизионные установки, позволяющие получать аудиовизуальную и зрительную информацию (за счет усиления контрастности, повышения яркости, увеличения угловых размеров изображения наблюдаемого объекта). Практическое решение вопроса оптической коррекции обуславливается сущностью самого дефекта и степенью его проявления.
С помощью современных технических средств могут быть визуализированы объекты, явления и понятия. Это обеспечивает переход на более высокую ступень обучения. Чувственное восприятие позволяет отразить не только внешние стороны предметов (создать их образ), но и обусловить предпосылки для мысленного анализа предметов, перехода на уровень отображения сущности .
Применение слепыми и слабовидящими специальных технических устройств является одним из путей компенсации недостаточности зрения. Тифлоприбор является каналом связи слепого с окружающей средой – проводником информации. Непосредственное доставление незрячему информации визуального характера потребовало бы восстановление нормального функционирования всех звеньев зрительного анализатора.Поскольку эта возможность, несмотря на все достижения медицины пока исключена, подачаинформации визуального характера может быть осуществлена обходным путем с применением тифлоприборов, содержащих светочувствительные части и преобразующих визуальные сигналы в информационно равноценные звуковые или тактильные сигналы.
Полное или частичное выпадение функций зрения вносит иерархию в сенсорные системы. Утраченная зрительная функция замещается большей частью тактильными ощущениями и восприятием звуковых сигналов. На основе звуковых, тактильных и других ощущений у слепых формируется топографические представления, в которых слепые поднимаются до симультанного обозрения местности, недоступного им в восприятии. Жизнь требует от слепых точных топографических представлений, ибо в ходе ориентировки вносить в них исправления ему трудно.
7.Значение тифлотехники в обеспечении жизнедеятельности детей с нарушениями зрения.
Тифлотехника - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.
-
Создание для незрячего человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. -
Компенсация зрительной недостаточности осуществляется, главным образом, за счет использования сохранных анализаторов. Такими мощными средствами являются осязание и слух, наименее страдающие от нарушения зрения -
Уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения; -
Создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения образования; -
Расширить возможности применения труда слепых в современном производстве; -
Облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха. -
Помощь в коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми
8.Учебная тифлотехника, ее использование в коррекционно-педагогическом процессе. Принадлежности для письма по Брайлю.
Учебная тифлотехника:
1. Специальные программы экранного доступа для слабовидящих ZoomText
2. Специальные программы синтезирования речи:
-
Речевая программа JAWS для работы с ОС WINDOWS -
Речевая программа EPARD для работы с DOS -
Речевая программа Вирго. -
Речевая программа NVDA
Технические средства:
1. Разные типы приборов и приспособления для чтения, письма по Брайлю:
Прибор для письма по системе Брайля, который представляет собой
пластину, на которой выдавлены шеститочия, отверстия для написания букв точечным шрифтом;
Прибор прямого чтения, который состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка - по 16 клеток. После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения. Это создаёт благоприятные условия для понимания зеркальности письма и чтения по системе Брайля.
Грифель для письма, который предназначен для нанесения точек при письме по системе Брайля и представляет собой острый металлический стержень с пластмассовой рукояткой.
Разнообразные измерительные линейки, транспортиры, треугольники с нанесенными на них делениями так, чтобы незрячий человек мог прощупывать пальцами указанные на них показатели.
Планшет для рельефного рисования. Предназначен для использования на уроках математики, рисования, черчения. Рельефное рисование осуществляется шариковой ручкой или простым карандашом на пленке.
-
Азбука-колодка Брайлевская «рассыпная рельефная азбука» -
Кубик – буква Брайлевская Учащийся может самостоятельно составить на этом пособии шеститочие .
2. Специальная пишущая машинка. механический, электромеханический или электронно-механический прибор, оснащённый набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на носителе (в большинстве случаев это бумага).
Электронная тифлотехника, которая позволяет при отсутствии зрения опосредствованно получать объективную, достоверную информацию о предметах, визуальных процессах и явлениях действительности.
1.Читающие машины, преобразующие обычные буквы в слуховые, тактильные, тактильно-вибрационные сигналы, дающие на выходе звуковые мелодии букв.
2. Брайлевский принтер
Позволяет работать с обычной бумагой и создавать брайлевские документы, полностью готовые к использованию сразу после печати.
3. Брайлевскиий дисплей: