Файл: Вопросы к экзамену по курсу Тифлотехника и обучение грамоте по системе Брайля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специальное устройство, которое представляет информацию с экрана в тактильном (осязаемом) виде.
4. Электронные «записные книжки» для незрячих.
Эти устройства позволяют прочитать «компьютерным» голосом текст, с помощью Брайлевской клавиатуры внести в него исправления, найти нужный фрагмент и др.
Средства коррекции нарушения зрения: позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.
1. линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), настольная, ручная, телескопические очки)
Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат. Формирует на экране увеличенное изображение фокусировки и позволяет читать любой плоскопечатный текст.
2. Коррекционный прибор "СВЕТЛЯЧОК".
Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Формирует графические навыки, способствует стимуляции зрительных функций
3. Оптический прибор лупа. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного).
Тифлотехнические средства на занятиях выполняют важную роль:
9.Пособия для обучения чтению и письму по Брайлю.
При знакомстве с базовым шеститочием, с нумерацией точек в нем при чтении и письме, со свойствами зеркальности знаков при чтении и письме по системе Брайля на начальном этапе эффективно использовать брайлевскую строку /разборную азбуку/,которая представляет собой деревянную колодку с 10 клетками-прямоугольниками, каждая из которых имеет по 6 отверстий, соответствующих 6 точкам шеститочия.
Увеличенный размер шеститочия и составляемых его элементов букв облегчает их восприятие нетренированным осязанием учащихся, что особенно важно в первоначальный период обучения грамоте.
Затем учащиеся знакомятся и работают с кубиком-буквой.
Это пособие представляет собой кубик, состоящий из 3-х крутящихся одинаковых квадратов. На одной стороне каждого квадрата имеются две точки, на двух других по одной точке и на оставшейся стороне нет ни одной точки. Учитель предлагает учащимся обследовать данное пособие, выясняются его особенности, затем самостоятельно учащиеся составляют на пособии шеститочие .При изучении букв данное пособие используется для закрепления навыка чтения и письма определённых букв, особенно зеркальных. Кроме этого, поворачивая квадраты нужной гранью, можно составить любой знак по системе Брайля.
Прибор «Брайлевское шеститочие»представляет собой металлическую колодку размером 5х4см. В центре этой колодки находиться прямоугольная клетка размером 18x1Омм, в которую вмонтированы шесть штифтов для изображения букв.
При нажиме на них грифелем концы штифтов появляются с обратной стороны прибора в виде различных сочетаний точек в пределах шести. Один угол колодки срезан, что позволяет ученику устанавливать прибор в правильное положение как при написании /срезанный угол прибора должен находиться справа сверху/, так и при прочтении каждой отдельной буквы /срезанный угол - слева вверху/. На обратной стороне прибора находятся небольшие выступы, на которых стоит прибор при письме. Пространство, образующееся между столом и колодкой, не препятствуют появлению буквы, выдавливаемой грифелем со стороны клетки.
Написание грифелем на приборе любой брайлевской буквы и возможность её немедленного прочтения на обратной стороне прибора создаёт благоприятные условия для понимания детьми принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля.
Изучать шеститочие, буквы в системе Брайля можно на пособии «Рассыпная азбука»,которая представляет собой коробку с ячейками. В каждой ячейке имеется набор металлических пластинок с изображёнными на них буквами. Каждая пластинка снабжена прорезью. Правильное положение пластинки с буквой - прорезью вниз.
Упражнения с буквами пособия содействует более осознанному и быстрому формированию целостного образа брайлевских букв, что, в свою очередь, ускоряет их узнавание при чтении и воспроизведении при письме.
На занятиях по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля целесообразно использовать «Прибор прямого чтения».
Прибор состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка - по 16 клеток. Бумага для письма в этом приборе не требуется. После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово, предложение сразу же после их написания. Это создаёт благоприятные условия для понимания зеркальности письма и чтения по системе Брайля.
Для письма по системе Брайля необходимы: брайлевский прибор для письма, грифель, бумага.
Прибор для письма представляет собой две прямоугольные пластины, соединенные шарниром. Верхняя пластина представляет собой решётку из прямоугольных клеток На нижней пластине под каждой клеткой имеется шесть углублений - шеститочие. Между пластинами прибора закладывается лист бумаги для письма. Который закрепляется с помощью четырёх штифтов, имеющихся на верхних и нижних краях прибора. Чащ в.сего используются приборы на 18 строк. В каждой строке такого прибора содержится 24 клетки. Имеются и другие модификации приборов.
Наряду с письменным прибором существует шестиклавишная пишущая машинка для незрячих,владение которой даёт такие преимущества незрячему, как повышенную скорость письма / в 2-4 раза/, повышается качество накола;
пишущая машинка позволяет сразу считывать напечатанный рельефно-точечный шрифт, исправлять его, контролировать содержание и качество текста, машинка обеспечивает единообразие мест положения точек в шеститочии при чтении и письме, а также значительное уменьшение мышечных усилий и затрат энергии со стороны незрячего. Обучение системе Брайля на клавишной машинке применяется на том этапе, когда учащиеся уже в достаточной мере овладели чтением рельефно-точечных текстов и, в особенности, их записью на приборе для письма по Брайлю.
После изучения устройства машинки, учитель уточняет устройство каждого ее узла, назначения его и функционирования: учащиеся показывают, где находится станина, валик, ручки перевода строки, ограничители полей, гребёнка, прижимный обрезиненный валик, клавиши и их нумерацию в соответствии с точками шеститочия, пропускную клавишу (клавишу возврата); добивается ясного осмысления механизма получения рельефной точки на бумаге.
На следующем этапе работы учащиеся учатся правильно заправлять бумагу, устанавливать поля с помощью ограничителя, овладевают переводом рабочей зоны с одной строки на другую, учитель объясняет также назначение восьмой клавиши, с помощью которой обеспечивается возврат на 1,2,3 знака с целью их перебивки. Затем учитель руководит освоением техники получения отдельных знаков, причём прежде всего учащиеся учатся печатать шеститочие путём одновременного нажима всех шести рабочих клавиш. После этого осваивается запись букв, клавишный рисунок которых наиболее удобен для запоминания и нажима. Специально подобранные задания и упражнения позволяют достаточно быстро научить учащихся письму на шестиклавишной машинке.В результате систематического, многократного выполнения заданий, упражнений с использованием дидактических средств обучения возможно успешное овладение незрячими рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.
10. Тифлотехника в обучении математике, биологии, химии, физике.
11.Приборы для рельефного рисования «Школьник», «Тифлограф». Чертежная доска для незрячих.
Школьник
Основание прибора покрыто листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который крепится к ней (резине) металлической рамкой. Для прочности крепленая рамка снабжена еще дополнительными зажимами. Комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На пленке, используемой в этом приборе, с помощью шариковой ручкой можно получать рельефные и одновременно цветные линии.
Надо тренироваться чтобы линии были четкими и легко различимыми с помощью осязания. Для этого ручку держат почти вертикально и нажимают сильнее, чем при письме на бумаге.
Используя прибор «Школьник», можно учить ребенка рисовать. Сначала сами изображайте различные линии (прямые, кривые, ломаные), геометрические фигуры, предметы (домик, елочка, снеговик, листочек, цветок, машинка, человечек и т. д.), простые сюжетные картинки (домик, и к нему идет человечек) и т. д., и т.п. После обследования ребенком рисунка, даются ему аналогичные задания и помогите их выполнить. В ходе таких занятий слепой малыш, как и зрячий постепенно учится понимать плоскостные изображения объемных предметов и усваивает приемы такого изображения.
Тифлограф
Чтобы получить рельефный рисунок, достаточно вложить лист из особого пластика в прибор и провести линии любым острым предметом, в том числе и ручкой. Теперь чертеж можно не только увидеть, но и потрогать. Чертеж становится рельефным благодаря особому покрытию прибора, сделанному из специальной резины. При черчении лист с рисунком не рвется и не съезжает.
Прибор поможет незрячему ребенку:
Тифлограф небольших размеров. Он удобен для переноски и домашнего использования.
Чертежная доска
В приборе используется резиновая поверхность, что позволяет получать на специальных листах рельефные линии. Это помогает пользователям: познакомиться с алфавитом, и другими символами, готовить планы, карты (например квартиры, парков, зданий), работать в классе (например геометрия или искусство), отработать свою подпись.
4. Электронные «записные книжки» для незрячих.
Эти устройства позволяют прочитать «компьютерным» голосом текст, с помощью Брайлевской клавиатуры внести в него исправления, найти нужный фрагмент и др.
Средства коррекции нарушения зрения: позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.
1. линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), настольная, ручная, телескопические очки)
Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат. Формирует на экране увеличенное изображение фокусировки и позволяет читать любой плоскопечатный текст.
2. Коррекционный прибор "СВЕТЛЯЧОК".
Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Формирует графические навыки, способствует стимуляции зрительных функций
3. Оптический прибор лупа. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного).
Тифлотехнические средства на занятиях выполняют важную роль:
-
расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-развивающих задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств; -
повышают качество знаний, умений и навыков, приобретаемых на этих занятиях; -
повышают скорость достижения поставленных целей на коррекционно-развивающих занятиях; -
повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности; -
обеспечивают возможность продуктивной деятельности в условиях группового обучения
9.Пособия для обучения чтению и письму по Брайлю.
При знакомстве с базовым шеститочием, с нумерацией точек в нем при чтении и письме, со свойствами зеркальности знаков при чтении и письме по системе Брайля на начальном этапе эффективно использовать брайлевскую строку /разборную азбуку/,которая представляет собой деревянную колодку с 10 клетками-прямоугольниками, каждая из которых имеет по 6 отверстий, соответствующих 6 точкам шеститочия.
Увеличенный размер шеститочия и составляемых его элементов букв облегчает их восприятие нетренированным осязанием учащихся, что особенно важно в первоначальный период обучения грамоте.
Затем учащиеся знакомятся и работают с кубиком-буквой.
Это пособие представляет собой кубик, состоящий из 3-х крутящихся одинаковых квадратов. На одной стороне каждого квадрата имеются две точки, на двух других по одной точке и на оставшейся стороне нет ни одной точки. Учитель предлагает учащимся обследовать данное пособие, выясняются его особенности, затем самостоятельно учащиеся составляют на пособии шеститочие .При изучении букв данное пособие используется для закрепления навыка чтения и письма определённых букв, особенно зеркальных. Кроме этого, поворачивая квадраты нужной гранью, можно составить любой знак по системе Брайля.
Прибор «Брайлевское шеститочие»представляет собой металлическую колодку размером 5х4см. В центре этой колодки находиться прямоугольная клетка размером 18x1Омм, в которую вмонтированы шесть штифтов для изображения букв.
При нажиме на них грифелем концы штифтов появляются с обратной стороны прибора в виде различных сочетаний точек в пределах шести. Один угол колодки срезан, что позволяет ученику устанавливать прибор в правильное положение как при написании /срезанный угол прибора должен находиться справа сверху/, так и при прочтении каждой отдельной буквы /срезанный угол - слева вверху/. На обратной стороне прибора находятся небольшие выступы, на которых стоит прибор при письме. Пространство, образующееся между столом и колодкой, не препятствуют появлению буквы, выдавливаемой грифелем со стороны клетки.
Написание грифелем на приборе любой брайлевской буквы и возможность её немедленного прочтения на обратной стороне прибора создаёт благоприятные условия для понимания детьми принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля.
Изучать шеститочие, буквы в системе Брайля можно на пособии «Рассыпная азбука»,которая представляет собой коробку с ячейками. В каждой ячейке имеется набор металлических пластинок с изображёнными на них буквами. Каждая пластинка снабжена прорезью. Правильное положение пластинки с буквой - прорезью вниз.
Упражнения с буквами пособия содействует более осознанному и быстрому формированию целостного образа брайлевских букв, что, в свою очередь, ускоряет их узнавание при чтении и воспроизведении при письме.
На занятиях по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля целесообразно использовать «Прибор прямого чтения».
Прибор состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстов грифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка - по 16 клеток. Бумага для письма в этом приборе не требуется. После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма соответствующие точки с помощью специального устройства появляются на поле для чтения, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово, предложение сразу же после их написания. Это создаёт благоприятные условия для понимания зеркальности письма и чтения по системе Брайля.
Для письма по системе Брайля необходимы: брайлевский прибор для письма, грифель, бумага.
Прибор для письма представляет собой две прямоугольные пластины, соединенные шарниром. Верхняя пластина представляет собой решётку из прямоугольных клеток На нижней пластине под каждой клеткой имеется шесть углублений - шеститочие. Между пластинами прибора закладывается лист бумаги для письма. Который закрепляется с помощью четырёх штифтов, имеющихся на верхних и нижних краях прибора. Чащ в.сего используются приборы на 18 строк. В каждой строке такого прибора содержится 24 клетки. Имеются и другие модификации приборов.
Наряду с письменным прибором существует шестиклавишная пишущая машинка для незрячих,владение которой даёт такие преимущества незрячему, как повышенную скорость письма / в 2-4 раза/, повышается качество накола;
пишущая машинка позволяет сразу считывать напечатанный рельефно-точечный шрифт, исправлять его, контролировать содержание и качество текста, машинка обеспечивает единообразие мест положения точек в шеститочии при чтении и письме, а также значительное уменьшение мышечных усилий и затрат энергии со стороны незрячего. Обучение системе Брайля на клавишной машинке применяется на том этапе, когда учащиеся уже в достаточной мере овладели чтением рельефно-точечных текстов и, в особенности, их записью на приборе для письма по Брайлю.
После изучения устройства машинки, учитель уточняет устройство каждого ее узла, назначения его и функционирования: учащиеся показывают, где находится станина, валик, ручки перевода строки, ограничители полей, гребёнка, прижимный обрезиненный валик, клавиши и их нумерацию в соответствии с точками шеститочия, пропускную клавишу (клавишу возврата); добивается ясного осмысления механизма получения рельефной точки на бумаге.
На следующем этапе работы учащиеся учатся правильно заправлять бумагу, устанавливать поля с помощью ограничителя, овладевают переводом рабочей зоны с одной строки на другую, учитель объясняет также назначение восьмой клавиши, с помощью которой обеспечивается возврат на 1,2,3 знака с целью их перебивки. Затем учитель руководит освоением техники получения отдельных знаков, причём прежде всего учащиеся учатся печатать шеститочие путём одновременного нажима всех шести рабочих клавиш. После этого осваивается запись букв, клавишный рисунок которых наиболее удобен для запоминания и нажима. Специально подобранные задания и упражнения позволяют достаточно быстро научить учащихся письму на шестиклавишной машинке.В результате систематического, многократного выполнения заданий, упражнений с использованием дидактических средств обучения возможно успешное овладение незрячими рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля.
10. Тифлотехника в обучении математике, биологии, химии, физике.
11.Приборы для рельефного рисования «Школьник», «Тифлограф». Чертежная доска для незрячих.
Школьник
Основание прибора покрыто листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который крепится к ней (резине) металлической рамкой. Для прочности крепленая рамка снабжена еще дополнительными зажимами. Комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На пленке, используемой в этом приборе, с помощью шариковой ручкой можно получать рельефные и одновременно цветные линии.
Надо тренироваться чтобы линии были четкими и легко различимыми с помощью осязания. Для этого ручку держат почти вертикально и нажимают сильнее, чем при письме на бумаге.
Используя прибор «Школьник», можно учить ребенка рисовать. Сначала сами изображайте различные линии (прямые, кривые, ломаные), геометрические фигуры, предметы (домик, елочка, снеговик, листочек, цветок, машинка, человечек и т. д.), простые сюжетные картинки (домик, и к нему идет человечек) и т. д., и т.п. После обследования ребенком рисунка, даются ему аналогичные задания и помогите их выполнить. В ходе таких занятий слепой малыш, как и зрячий постепенно учится понимать плоскостные изображения объемных предметов и усваивает приемы такого изображения.
Тифлограф
Чтобы получить рельефный рисунок, достаточно вложить лист из особого пластика в прибор и провести линии любым острым предметом, в том числе и ручкой. Теперь чертеж можно не только увидеть, но и потрогать. Чертеж становится рельефным благодаря особому покрытию прибора, сделанному из специальной резины. При черчении лист с рисунком не рвется и не съезжает.
Прибор поможет незрячему ребенку:
-
познакомиться с алфавитом, цифрами и другими символами; -
потренировать собственную подпись (что часто вызывает сложности у незрячих) -
создавать рисунки, чертежи или карты (например, квартиры, здания или близлежащего парка). -
развивает креативность, ловкость рук, абстрактное мышление
Тифлограф небольших размеров. Он удобен для переноски и домашнего использования.
Чертежная доска
В приборе используется резиновая поверхность, что позволяет получать на специальных листах рельефные линии. Это помогает пользователям: познакомиться с алфавитом, и другими символами, готовить планы, карты (например квартиры, парков, зданий), работать в классе (например геометрия или искусство), отработать свою подпись.