Файл: Вопросы к экзамену по курсу Тифлотехника и обучение грамоте по системе Брайля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21.Игрушки для детей с нарушениями зрения.

Игрушки должны быть:

• Максимально яркими (количество цветов — не более 2-3), или с контрастным рисунком (максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок, также можно использовать сочетания: красный — зеленый, жёлтый — синий). Обрати внимание, если игрушка окрашена в несколько цветов, отдельные ее части должны быть окрашены только в один цвет.
Мы предлагаем следующие игрушки, развивающие чувственное восприятие: яркие музыкальные погремушки с различными поверхностями; пальчиковые бассейны с различными природными материалами, крупами и мелкими игрушками; массажные ёжики; звучащие браслетики, надеваемые на ноги и руки; различные бусы.

Чаще всего это игрушки с присутствием больших деталей, ярко выделенные цветом границы, без острых и маленьких частей

23.История развития систем чтения и письма слепых.
Шрифт Брайля – рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для чтения и письма незрячими и слабовидящими людьми. Он был придуман в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи поранил глаз шорным ножом в мастерской отца и из-за прогрессирующего воспаления ослеп. В 1819 году Луи Брайля зачислили в Парижскую школу для слепых, где обучение проводилось по книгам, написанным рельефно-линейным шрифтом Валентина Гаюи. Проштудировав все эти книги, Луи понял, что система Гаюи несовершенна – чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд.

Тогда Луи Брайль разработал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» Шарля Барбье. «Ночной шрифт» в то время использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте. Луи Брайль долгое время дорабатывал свой шрифт и в 1837 году представил его в обновленном виде – с тех пор латинская система Брайля почти не менялась.

Важной частью обучения для Луи стало знакомство с «ночной азбукой», которую разработал артиллерист Шарль Барбье. Изобретение офицера позволяло считывать надписи на бумаге в темное время суток, не используя освещение, что подходило для боевых условий. Запись информации происходит путем прокалывания отверстий в картоне, а считывание данных – при помощи осязания.


Метод «ночной азбуки» вдохновил Брайля на создание рельефно-точечного шрифта. В 1824-м юноша разработал «сырой» вариант метода, который дорабатывался последующие пять лет. В 1828-м Луи завершил учебу и получил работу в университете, став младшим учителем-репетитором.

Оставшись работать в учебном заведении, Брайль через год представил рельефно-точечный шрифт членам совета института. Но зрячие преподаватели посчитали разработку Луи слишком сложной и отказались внедрять ее в программу обучения. Повторная оценка изобретения Брайля состоялось в 1837 году по требованию плохо видящих или лишившихся зрения людей.

Брайль придумал не только метод обучения чтению слепых, но и нашел способ записи музыкальных нот. Благодаря находке Луи смог обучить множество незрячих людей игре на инструментах.

В 1837-м шрифт Брайля одобрили и начали печатать на нем книги. Первой стала «История Франции», которая увидела свет почти сразу после принятия разработки младшего преподавателя.

Брайль прожил короткую жизнь, скончавшись в 1852-м – всего через два дня после своего 43-го дня рождения. Родительский дом Луи оборудовали под музей. Улица, на которой расположено культурное заведение, носит имя изобретателя рельефно-точечного шрифта.
24.Создание рельефно-точечной системы Луи Брайлем.
Первые попытки обучения чтению были предприняты В. Гаюи. При создании письменности и печати он исходил из желания помочь слепым получать образование так же, как и зрячие дети. Гаюи увидел возможность использования слепыми при чтении и письме осязания. Рельефное тиснение обычного латинского шрифта давно было известно зрячим печатникам. Оно стало применяться для обучения слепых.

Первые книги, напечатанные рельефным линейным шрифтом, появились уже в 1786 году. Первые 20 лет линейный шрифт фактически не подвергался изменениям.

Для письма Гаюи предложил доску, на которой с левой стороны откидывалась рамка с горизонтально натянутыми струнами, промежутки между которыми и служили местом для письма.

С помощью этого прибора можно было получать сразу два оттиска: один рельефный, а другой цветной для зрячих.

Кроме этого шрифта во Франции до появления системы Брайля применялся прямой латинский шрифт Лезюера и шифровальный шрифт Шарля Барбье. Шрифт Барбье был точечным и предшествовал шрифту Луи Брайля.

Система Барбье была шифровальной и фонетической. Слова писались не по правилам орфографии, а так, как они произносились.



Для письма он предложил прибор, представляющий собой доску с группой горизонтальных желобков, составленных из шести линий. На эти углубленные линии накладывалась соответственно их размерам передвижная линейка с прямоугольными отверстиями. С помощью этого прибора и металлического грифеля можно было накалывать на бумаге в одной клетке точки в два ряда в два столбика по шесть точек в каждом столбике.

В Австрии и в Южной Германии в это время уже существовал «игольчатый» латинский шрифт Клейна.

Шрифт Барбье также был неудобен. Во-первых, знаки не умещались на площади подушечки указательного пальца, звуки обозначались слишком большим количеством точек (до 12). Во-вторых, фонетический принцип, положенный в основу таблицы Барбье, сделал письмо грамматически и орфографически неправильным. В-третьих, скорость чтения была даже ниже, чем при чтении линейного шрифта. В-четвертых, этот шрифт не давал возможности обозначать знаки препинания, использовать его в математике и для нотописи.

В США использовалось очень много шрифтов для слепых. Почти в каждой школе для слепых имелся свой шрифт. Впоследствии в США был американизирован шрифт Брайля: шеститочие Брайля было положено набок: по вертикали стало две точки, а по горизонтали — три. Наиболее часто встречающиеся в текстах буквы обозначали меньшим количеством точек. В результате на листе бумаги стало умещаться большее количество букв. Это считалось главным преимуществом шрифта.

Основателем обучения слепых в России был В. Гаюи, приглашенный Александром I для организации в Петербурге института слепых.

Печать для слепых в России зародилась через 20 лет после появления ее во Франции. Первые рельефные книги, напечатанные линейным шрифтом, появились еще при Гаюи, но их издавали только в Петербурге.

В 1882 году в Петербурге были сделаны первые оттиски унциалом, разработанным доктором А. И. Скребицким. Шрифт был линейным, но он был хорошо продуман и изготовлен с учетом всех новейших достижений школ Западной Европы.

В России о шрифте Брайля в середине XIX века сначала узнали слепые-одиночки. Первая же книга, напечатанная по системе Брайля, была издана в 1885 году. В 1895 году Петербургский институт слепых приобрел три наборные машины и приступил к изданию книг по системе Брайля.

Слепые учащиеся изучали оба шрифта и только впоследствии так же, как и на западе, русские слепые отдали предпочтение брайлевской печати.


В 1881 году группа учителей Петербургского института слепых разработала русскую азбуку для слепых. Для этой азбуки были взяты первые четыре ряда системы Брайля. Остальные три ряда системы существенных изменений не претерпели.

Таким образом, из многих форм шрифтов, предложенных до и после введения рельефно-точечной системы Луи Брайля, можно условно выделить четыре основных направления.

Первое направление — усовершенствование линейного латинского шрифта В. Гаюи. Авторы этого направления стремились шрифту зрячих придать наиболее простую форму, приемлемую для осязания.

Второе направление — руммические рельефные шрифты, совершенно отличающиеся от шрифта зрячих, но наиболее пригодные для осязания и написания.

Третье направление — шрифты Барбье и Брайля. Их создатели взяли от шрифта Клейна (игольчатый шрифт) точку и сделали ее составной частью своих шрифтов. Барбье создал шифровальный шрифт, в основу которого легла специальная таблица, а Луи Брайль создал систему на основе шеститочия.
Четвертое направление — «испорченный Брайль». В США был создан национальный нью-йоркский шрифт, так называемый «лежачий Брайль».

24. Распространение системы Брайля в западноевропейских странах и США.
25.Обучение слепых детей системе Брайля в России.

Знакомству с буквами и цифрами предшествует длительный подготовительный период, который включает три аспекта:

1. Развитие мелкой моторики (чтение и письмо по системе Брайля требует сильных рук и чувствительных пальцев).

2.Ориентировка в пространстве, на плоскости (буква представлена из комбинации точек)

3.Психологическая готовность к освоению шрифта Брайля (у ребенка необходимо сформировать интерес и учебную мотивацию).


  • Развивать тактильную чувствительность пальцев необходимо на уроках коррекции мелкой моторики. Это всем известная и очень эффективная работа с крупами разной формы и размера (сортировка круп). Работа с мозаикой, конструктором, бумагой, фольгой, нитками, пластилином, глиной.

  • Составление различных пирамид и узоров из пуговиц, макаронных изделий, природного материала, занятие аппликационной лепкой, чтение рельефных рисунков, массаж, пальчиковая гимнастика и т.д. Всё это развивает и улучшает чувствительность.

  • Обучение точечному шрифту начинается с показа правильной посадки за столом, положения головы, тела и движения рук.

  • Правильным положением головы и тела при письме считается прямое положение, ступни ног и рук у локтей должны иметь точки опоры.

  • Важно исключить все лишние движения: непроизвольные вздрагивания кисти рук и пальцев, поддавание левой рукой кисти правой при каждом наколи точки и др.

  • Далее знакомим детей с письменным прибором Брайля, грифелем, бумагой для точечного письма.

  • Учим, правильно употреблять и хранить письменный прибор, держать грифель (грифель при письме держать перпендикулярно к прибору).

  • Необходим точный подбор грифеля для письма, т.к. неудачно подобранный грифель может повредить руку. Рукоятка грифеля должна быть трапециевидной формы, чтобы оказывать наименьшее давление на пальцы.

  • При письме требуем от учеников продуманного и красивого распределения материала. приучаем детей, правильно вкладывать бумагу в пробор, максимально использовать место, производя расчет клеток для правильного переноса слов, расположения заголовков.

  • Для развития координации точных и правильных движений, учим детей самостоятельно ориентироваться в помещении, обследовать предметы при помощи осязания и остаточного зрения.

  • Для подготовки руки ребёнка к чтению и письму, учим незрячих детей, ориентироваться на письменном приборе, знакомим с элементами букв.

  • Нумерацией точек при письме и чтении дети овладевают с помощью колодки, изображающей шеститочие посредством выдвижных штифтов (двойной Брайлевский пенал), модели увеличенного шеститочия, кубика с вращающимися частями и т.д. на основе этих пособий знакомим детей с зеркальностью письма по Брайлю. Большую помощь учителю оказывает «прибор прямого чтения», разработанный в 1980 году.


  • Ориентировка по строчке и клетке облегчается продвижением по строке пальцев левой руки перед грифелем, который держится правой рукой.

  • Пальцы левой руки контролируют движение грифеля внутри клетки и указывают на направление вдоль строки. В письме принимают участие обе руки. Указательный палец левой руки помогает ориентироваться в клетке и находить соседнюю клетку. При наколе точек в буквах нужно соблюдать определённую последовательность (движение по часовой стрелке внутри клетки, начиная с первой верхней точки).




  • Чтение по Брайлю проводится двумя руками. Важно требовать правильных приёмов при чтении.

  • Двурукое чтение с использованием всехпальцев, расширяет поле восприятия, делает чтение непрерывным. Пальцы рук двигаются по строке слева направо. Недопустима вибрация рук и движение пальцев по буквам сверху вниз.

  • Руки ребёнка должны двигаться спокойно, без нажима на точки. Прикосновение кончиков пальцев к букве должно быть полным, достаточным по продолжительности.

  • Пальцы по отношению к поверхности страницы держатся горизонтально. Правая рука движется впереди левой руки. На середине строки руки ученика расходятся. Правой рукой строка дочитывается до конца, а следующая строчка отыскивается левой рукой. Этой же рукой прочитывается часть первого слова, затем правая рука становится рядом с левой и чтение строки продолжается двумя руками.

  • Тело, голова и ноги должны быть неподвижными.

  • Важно упражнять детей в чтении небольшого отрывка текста каждой рукой отдельно. Следить, чтобы дети с остаточным зрением читали только руками, а не глазами, т. к. это отрицательно сказывается на состоянии зрения.

  • В конце букварного периода необходимо учить детей читать грифелем

написанный текст. Это даёт возможность учителю контролировать письмо учащихся.

  • В буквенный период нужно обучать детей списыванию с книги слов и предложений. Текст на письменном приборе записывается двумя руками.

  • Ученики читают текст левой рукой, правая рука находится на письменном приборе. Прочитанное левой рукой запоминается, рука возвращается на прибор, и письмо продолжается при участии обеих рук.

  • Нельзя допускать побуквенного копирования, т. е. одновременного чтения левой рукой и записи правой рукой.

  • Во время чтения и письма по Брайлю, ученик не должен вставать для ответа, чтобы не терять то место, на котором остановился.