Файл: 2. 1 Диагностический этап формирующего эксперимента определение исходного уровня мотивации учебной деятельности у первоклассников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уровни мотивации

1

(очень высокий)

2

(высокий)

3

(нормальный)

4

(сниженный)

5

(низкий)

Сумма баллов

№ ученика

1.

-

-

-

-

+

2

2.

-

-

-

+

-

4

3.

-

-

+

-

-

8

4.

-

-

-

-

+

3

5.

-

-

-

-

+

2

6.

-

-

-

-

+

2

7.

-

-

-

-

+

1

8.

-

-

-

+

-

5

9.

-

-

-

-

+

3


Окончание таблицы 2

10.

-

-

-

-

+

2

11.

-

-

-

-

+

2

12.

-

-

-

-

+

1

13.

-

-

-

+

-

5

14.

-

-

-

-

+

2

15.

-

+

-

-

-

12

16.

-

-

-

-

+

3

17.

-

-

-

-

+

2

18.

-

-

-

-

+

2

19.

-

-

+

-

-

9

20.

-

-

-

-

+

3

21.

-

-

-

-

+

2

22.

-

-

-

+

-

6

23.

-

-

-

-

+

2

24.

-

-

-

-

+

1

25.

-

-

+

-

-

8

26.

-

-

-

-

+

2

Итого

0

1

3

4

18




% от общего числа учащихся

0

3,8%

11,5%

15,4%

69,3%





Из данных таблицы видно, что один учащийся (что соответствует 3,8 % от общего числа учеников в классе) набрал 12 баллов, что позволило ему занять место в группе учащихся с высоким мотивационным уровнем. Этот уровень характеризуется преобладанием социальных мотивов, а так же присутствием учебного и позиционного мотивов в роли второстепенных и вспомогательных. Для этого ученика важна наиболее социальная значимость учения, он знает, что такое долг и ответственность перед другими, он стремиться занять определенную социальную позицию в классе, школе, есть желание и стремление к определенной будущей профессии и области профессиональной деятельности. Проявляется такой мотив в поступках, отражающих понимание и осознанность действий ученика.

Следующая группа – это учащиеся с нормальным уровнем учебной мотивации. Этот уровень характеризуется преобладанием позиционных мотивов, присутствуют социальный и оценочный мотивы в роли второстепенных и вспомогательных. Позиционный мотив характеризуется стремлением занять определенную позицию в отношениях с кем-либо (семья, класс, сверстники во дворе, друзья и т.п.) и обязательно получить их одобрение. Проявляется в стремлении учащегося к контактам со сверстниками (ну или с тем, с кем находится в отношениях по доказательству своей значимости), активно выдает себя желание помочь, сделать совместную работу, показать себя с хорошей стороны. Такой ведущий мотив был выявлен у 3 учащихся первого класса (11,5%). Максимально набранный бал в этой группе составил 9, у других обучающихся по 8 баллов.

В группу со сниженным уровнем мотивации вошли 15,4% учащихся, что составляет 4 человека из первого класса. Минимально набранное количество баллов в группе составляет 4, два учащихся набрали по 5 баллов и один – 6 баллов. У этих обучающихся доминирующим является оценочный мотив, второстепенными являются позиционный и игровой мотивы. Оценочный мотив характеризуется получением высокой отметки, высшей похвалы, поощрения. Проявляется в стремлении получить одобрение взрослого своим действиям, похвалы за проделанную работу. Высокая оценка взрослого – высшая мера удовлетворения амбиций учащегося.

Низкий уровень учебной мотивации был выявлен у 18 учащихся первого класса – это 69,3% от всех обучающихся в классе. Это самая многочисленная группа. Трое учащихся набрали лишь по одному баллу в ходе тестирования. Это минимальное количество баллов из всех сформированных групп. Ведущими мотивами учеников здесь выступают игровые или внешние мотивы, второстепенным является оценочный мотив. Ученикам с таким типом ведущего мотива будет трудно усидеть на уроках, если они будут проходить в стандартной форме. Игровая мотивация должна соответствовать возрасту и роду деятельности, в нашем случае- 6, образовательная деятельность. Характеризуется игровой мотив расслабленностью психики и эмоций, активной работе фантазии и абстрактного мышления.


Процентное соотношение учащихся в каждой группе показано на диаграмме рисунка 4.



Рисунок 4. Исследование мотивации учащихся 1а класса в начале учебного года (методика с картинками) (М.Р. Гинзбург)

Такое соотношение характеризует учащихся первого класса, как учеников-индивидов, имеющие свои мотивы образовательной деятельности, которые сложились под действием определенных социальных, морально-нравственных и культурных факторов. Каждый из участников тестирования смог обосновать свой выбор, что свидетельствует об осознанности учащихся и сформированном собственном мнении.

Результаты учащихся 1б класса не многим отличаются от результатов учащихся 1а класса (рисунок 5).



Рисунок 5. Исследование мотивации учащихся 1б класса в начале учебного года (методика с картинками) (М.Р. Гинзбург)
По данным рисунка 5 видно, что в 1б классе учащиеся с очень высоким и высоким уровнем мотивации к обучению отсутствуют. Из 25 человек 2 учащихся имеют нормальный уровень мотивации к обучению, большая часть учащихся – 18 человек приступили к обучению в первом классе с низким уровнем мотивации к обучению в школе.

С целью выявления отношения детей к школе, определения уровня мотивационной готовности первоклассников к обучению нами была использована диагностическая методика «Проектный рисунок» Н.Г. Лускавиной. Детям было дано задание - нарисовать рисунок на тему «Что мне нравиться в школе». Стоит отметить, что все учащиеся справились с заданием, предоставив свой рисунок по истечению времени.

На рисунке 6 представлены результаты проведения диагностики по данной методике.



Рисунок 6. Распределение учащихся 1а класса по уровням мотивации с помощью методики Н.Г. Лускавиной «Проективный рисунок»
На диаграмме видно, что лишь 3 человека (11,5%) имеют средний уровень мотивации детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно

решают типовые задачи, бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным, дружат со многими одноклассниками.

Низкий уровень был зафиксирован у большинства учащихся -88,5%. Эти 23
ученика отрицательно относятся к школе, от них нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, к урокам готовятся нерегулярно, самостоятельная работа с учебником затруднена, пассивны, близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.

Результаты диагностики учащихся 1б класса при помощи той же методики Лускановой показывают, что у них так же преобладает низкий уровень мотивации (рисунок 7).



Рисунок 6. Распределение учащихся 1б класса по уровням мотивации с помощью методики Н.Г. Лускавиной «Проективный рисунок»
Таким образом, в ходе диагностики с помощью всех четырех методик было выявлено, что уровень адаптации к школе и мотивации к учебной деятельности занижены и требуют корректировки.

Приложение 1
Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
Качественный анализ:

Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.