Файл: 2. 1 Диагностический этап формирующего эксперимента определение исходного уровня мотивации учебной деятельности у первоклассников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровни мотивации | 1 (очень высокий) | 2 (высокий) | 3 (нормальный) | 4 (сниженный) | 5 (низкий) | Сумма баллов |
№ ученика | ||||||
1. | - | - | - | - | + | 2 |
2. | - | - | - | + | - | 4 |
3. | - | - | + | - | - | 8 |
4. | - | - | - | - | + | 3 |
5. | - | - | - | - | + | 2 |
6. | - | - | - | - | + | 2 |
7. | - | - | - | - | + | 1 |
8. | - | - | - | + | - | 5 |
9. | - | - | - | - | + | 3 |
Окончание таблицы 2
10. | - | - | - | - | + | 2 |
11. | - | - | - | - | + | 2 |
12. | - | - | - | - | + | 1 |
13. | - | - | - | + | - | 5 |
14. | - | - | - | - | + | 2 |
15. | - | + | - | - | - | 12 |
16. | - | - | - | - | + | 3 |
17. | - | - | - | - | + | 2 |
18. | - | - | - | - | + | 2 |
19. | - | - | + | - | - | 9 |
20. | - | - | - | - | + | 3 |
21. | - | - | - | - | + | 2 |
22. | - | - | - | + | - | 6 |
23. | - | - | - | - | + | 2 |
24. | - | - | - | - | + | 1 |
25. | - | - | + | - | - | 8 |
26. | - | - | - | - | + | 2 |
Итого | 0 | 1 | 3 | 4 | 18 | |
% от общего числа учащихся | 0 | 3,8% | 11,5% | 15,4% | 69,3% | |
Из данных таблицы видно, что один учащийся (что соответствует 3,8 % от общего числа учеников в классе) набрал 12 баллов, что позволило ему занять место в группе учащихся с высоким мотивационным уровнем. Этот уровень характеризуется преобладанием социальных мотивов, а так же присутствием учебного и позиционного мотивов в роли второстепенных и вспомогательных. Для этого ученика важна наиболее социальная значимость учения, он знает, что такое долг и ответственность перед другими, он стремиться занять определенную социальную позицию в классе, школе, есть желание и стремление к определенной будущей профессии и области профессиональной деятельности. Проявляется такой мотив в поступках, отражающих понимание и осознанность действий ученика.
Следующая группа – это учащиеся с нормальным уровнем учебной мотивации. Этот уровень характеризуется преобладанием позиционных мотивов, присутствуют социальный и оценочный мотивы в роли второстепенных и вспомогательных. Позиционный мотив характеризуется стремлением занять определенную позицию в отношениях с кем-либо (семья, класс, сверстники во дворе, друзья и т.п.) и обязательно получить их одобрение. Проявляется в стремлении учащегося к контактам со сверстниками (ну или с тем, с кем находится в отношениях по доказательству своей значимости), активно выдает себя желание помочь, сделать совместную работу, показать себя с хорошей стороны. Такой ведущий мотив был выявлен у 3 учащихся первого класса (11,5%). Максимально набранный бал в этой группе составил 9, у других обучающихся по 8 баллов.
В группу со сниженным уровнем мотивации вошли 15,4% учащихся, что составляет 4 человека из первого класса. Минимально набранное количество баллов в группе составляет 4, два учащихся набрали по 5 баллов и один – 6 баллов. У этих обучающихся доминирующим является оценочный мотив, второстепенными являются позиционный и игровой мотивы. Оценочный мотив характеризуется получением высокой отметки, высшей похвалы, поощрения. Проявляется в стремлении получить одобрение взрослого своим действиям, похвалы за проделанную работу. Высокая оценка взрослого – высшая мера удовлетворения амбиций учащегося.
Низкий уровень учебной мотивации был выявлен у 18 учащихся первого класса – это 69,3% от всех обучающихся в классе. Это самая многочисленная группа. Трое учащихся набрали лишь по одному баллу в ходе тестирования. Это минимальное количество баллов из всех сформированных групп. Ведущими мотивами учеников здесь выступают игровые или внешние мотивы, второстепенным является оценочный мотив. Ученикам с таким типом ведущего мотива будет трудно усидеть на уроках, если они будут проходить в стандартной форме. Игровая мотивация должна соответствовать возрасту и роду деятельности, в нашем случае- 6, образовательная деятельность. Характеризуется игровой мотив расслабленностью психики и эмоций, активной работе фантазии и абстрактного мышления.
Процентное соотношение учащихся в каждой группе показано на диаграмме рисунка 4.
Рисунок 4. Исследование мотивации учащихся 1а класса в начале учебного года (методика с картинками) (М.Р. Гинзбург)
Такое соотношение характеризует учащихся первого класса, как учеников-индивидов, имеющие свои мотивы образовательной деятельности, которые сложились под действием определенных социальных, морально-нравственных и культурных факторов. Каждый из участников тестирования смог обосновать свой выбор, что свидетельствует об осознанности учащихся и сформированном собственном мнении.
Результаты учащихся 1б класса не многим отличаются от результатов учащихся 1а класса (рисунок 5).
Рисунок 5. Исследование мотивации учащихся 1б класса в начале учебного года (методика с картинками) (М.Р. Гинзбург)
По данным рисунка 5 видно, что в 1б классе учащиеся с очень высоким и высоким уровнем мотивации к обучению отсутствуют. Из 25 человек 2 учащихся имеют нормальный уровень мотивации к обучению, большая часть учащихся – 18 человек приступили к обучению в первом классе с низким уровнем мотивации к обучению в школе.
С целью выявления отношения детей к школе, определения уровня мотивационной готовности первоклассников к обучению нами была использована диагностическая методика «Проектный рисунок» Н.Г. Лускавиной. Детям было дано задание - нарисовать рисунок на тему «Что мне нравиться в школе». Стоит отметить, что все учащиеся справились с заданием, предоставив свой рисунок по истечению времени.
На рисунке 6 представлены результаты проведения диагностики по данной методике.
Рисунок 6. Распределение учащихся 1а класса по уровням мотивации с помощью методики Н.Г. Лускавиной «Проективный рисунок»
На диаграмме видно, что лишь 3 человека (11,5%) имеют средний уровень мотивации детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно
решают типовые задачи, бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным, дружат со многими одноклассниками.
Низкий уровень был зафиксирован у большинства учащихся -88,5%. Эти 23
ученика отрицательно относятся к школе, от них нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, к урокам готовятся нерегулярно, самостоятельная работа с учебником затруднена, пассивны, близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
Результаты диагностики учащихся 1б класса при помощи той же методики Лускановой показывают, что у них так же преобладает низкий уровень мотивации (рисунок 7).
Рисунок 6. Распределение учащихся 1б класса по уровням мотивации с помощью методики Н.Г. Лускавиной «Проективный рисунок»
Таким образом, в ходе диагностики с помощью всех четырех методик было выявлено, что уровень адаптации к школе и мотивации к учебной деятельности занижены и требуют корректировки.
Приложение 1
Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
Качественный анализ:
Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.
Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.
Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.