Файл: 2. 1 Диагностический этап формирующего эксперимента определение исходного уровня мотивации учебной деятельности у первоклассников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опросник «Учебная мотивация школьников» для обучающихся 7-11 лет

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе,  учебному процессу на основе эмоционального реагирования

на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух,  предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу

предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса». 

Вопросы для опроса:

1. Тебе нравится в школе? 

а) не очень

б) нравится 

в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 

а) чаще хочется остаться дома 

б) бывает по-разному 

в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? 

а) не знаю 

б) остался бы дома 

в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 

а) не нравится 

б) бывает по-разному 

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 

а) хотел бы 

б) не хотел бы 

в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 

а) не знаю 

б) не хотел бы 

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 

а) часто 

б) редко 

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 

а) точно не знаю 

б) хотел бы 

в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей? 

а) мало 

б) много 

в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники? 

а) нравятся 


б) не очень 

в) не нравятся

Ключ:

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты. 

№ вопроса

Оценка за ответ «А»

Оценка за ответ «Б»

Оценка за ответ «В»

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


По количеству набранных баллов определяем уровень сформированности мотивации к обучению: 

0 - 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация; 

11 - 20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

21 - 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.


Исследование мотивации учащихся в начале 1класса

(М.Р. Гинзбург)
Учащимся предоставляются картинки на выбор. Каждому необходимо выбрать на свое усмотрение 4 картинки (3 основных и один контрольный выборы). Затем идет обработка результатов и их анализ.





Обработка результатов методики мотивация (с картинками):

Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков "+" в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов.

Таблица. Блан ответов

Выбор картинки

1

2

3

4

5

6

1



















2



















3



















Контрольный выбор




















Мотивация к обучению диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.


Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также

ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования мотивации к обучению у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив - 0 баллов (а - картинка)

Игровой мотив - 1 балл (в - картинка);

Получение отметки - 2 балла (е - картинка);

Позиционный мотив - 3 балла (г - картинка);

Социальный мотив - 4 балла (д - картинка);

Учебный мотив - 5 баллов (б - картинка).

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Таблица. Уровни мотивации


Уровни мотивации

Выбор картинок 1

Выбор картинок 2

Выбор картинок 3

Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)

I

5

5

5

13 - 15

II

4

4

4

10 - 12

III

3

3

3

7 - 9

IV

2

2

2

4 - 6

V

0 – 1

0 – 1

0 - 1

до 3


I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

(по Н.Г. Лускановой)
Методика использовалась с целью выявления отношения детей к школе

и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут». Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Анализ и оценка рисунков.

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка