Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Вопросы для самопроверки:

1.      Что такое чрезмерная инертность и чрезмерная импульсивность?

2.      Приведите примеры положительного и отрицательного сетевого эффекта.

3.      Какие важные функции выполняет стандартизация?

4.      Каким закономхарактеризуетсяположительный сетевой эффект?

5.      В чем разница между сетевой экономикой и экономикой сетей?

6.      Из каких этапов состоит инновационный процесс?

7.      Кем был предложен термин «инновация»?

8.      Каковы преимущества крупных и мелких фирм в области НИОКР?

9.      Какие критерии входят в систему сравнительного анализа инновационной политики разных стран?

10.  Приведите примеры сетевых продуктов.

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учеб. / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2008. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

2.  Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков: практикум. – М.: ИД ВШЭ, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

 

Дополнительная литература:

1.  Авдашева С.Б., Голованова С.В., Крючкова П.В. Антимонопольная политика на связанных рынках: теория и практика. / Под ред. С.Б. Авдашевой, А.Е. Шаститко. – М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018.

2.  Бугорский В.Н. Сетевая экономика. – М.: Финансы и статистика. 2008. – Гл. 1, 5. – Режим доступа: Экономический портал: http://institutiones.com/general/861-setevaya-economica.html

3.  Камьен М.И., Шварц Н.Л. Структура рынка и инновации: обзор. // Вехи экономической мысли. – В 6 т. – Т. 5. – СПб.: Экономическая школа, 2003.

4.  Кац М.Л., Шапиро К. Сетевые внешние эффекты: конкуренция и совместимость. // Вехи экономической мысли. – В 6 т. – Т. 5. – СПб.: Экономическая школа, 2003.

5.  Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособ. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Электронный учебный курс по Сетевой Экономике.

 


Тема 8. Структура и результат деятельности рынка. Современная индустриальная политика

 

Цель темы – определение необходимости, сущности и направлений промышленной политики государства в отношении рыночных структур.

 

Дидактические единицы:

     Структура отраслевых рынков и их результативность: анализ существующих подходов.

     Индикаторы результативности фирм и отраслевых рынков.

     Необходимость государственного воздействия на отраслевые рынки и его результативность.

     Типы индустриальной политики.

     Государственное регулирование входа на рынки.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

     количественные и качественные характеристики результативности отраслевых рынков;

     причины, определяющие необходимость государственной индустриальной политики;

     особенности различных типов индустриальной политики;

 

уметь:

     оценивать существующую практику антимонопольного регулирования в экономике различных стран;

     исследовать основные меры экономической политики государства, воздействующие на конкурентные преимущества участников рынка.

 

Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

     провалы рынка;

     асимметрия информации;

     внешние эффекты (экстерналии);

     состоятельный рынок;

     несостоятельный рынок;

     Х-эффективность монополии;

     Х-неэффективность монополии.

 

Вопросы темы:

1.  Результативность отраслевых рынков.

2.  Государственное воздействие на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.

 

Вопрос 1. Результативность отраслевых рынков.

 

Поскольку деятельность отраслевых рынков реализуется в реальной внешней среде, которая определяется макроэкономической политикой государства, эффективность организации рынков невозможна без осуществления оптимальной государственной промышленной политики. Государство:

     определяет «правила игры», на основе которых совершаются деловые операции экономических агентов;


     воздействует на потоки товаров и ресурсов в экономике;

     регулирует деятельность институтов экономической системы.

 

Начало формирования концепции экономического анализа отраслевой организации относят к 30-м гг. ХХ в., когда были опубликованы работы Э. Мэйсона и Дж. Бейна.

В теме 1 исходная экономическая парадигма была сформулирована исследователями Гарвардского университета: существенными, взаимосвязанными элементами рыночного механизма взаимодействия производителей и потребителей являются:

     структура рынка;

     поведение фирм в отраслях;

     результативность функционирования рынков.

 

Приведенная концепция исходит из того, что результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере определяется сложившейся структурой рынка и особенностями поведения на нем продавцов и покупателей, которое зависит от уровня концентрации производителей на рынке, степени дифференциации продукта и уровня барьеров. Следует отметить, что такой подход подвергается систематической критике со стороны представителей чикагской школы.

Исследователями в рамках гарвардской парадигмы (Р. Кэйвсом и Ф. Шерером) были выделены факторы, которые определяют результативность отраслевого рынка, в частности:

     эффективность экономики, определяемая распределением ограниченных ресурсов, которое обеспечивает наибольший возможный реальный доход;

     прогрессивность экономики за счет использования преимуществ науки и техники, улучшения качества и разнообразия товаров, а также способов организации факторов производства;

     справедливость экономики – распределение реального дохода между ее членами должно удовлетворять их важнейшие потребности и разумные ожидания и вознаграждать их производительные усилия;

     гармония между производством и потреблением, достигаемая при использовании товарного механизма рынка.

 

В настоящее время в оценке результативности функционирования рыночного механизма выделилось два подхода.

1.  Главной целью и важнейшим показателем результативности рыночной системы является высокая степень конкурентности рынков. Эта цель определяет антимонопольную направленность государственной политики, ее нацеленность на поддержание и развитие конкурентной среды.


2.  Результативность рыночной системы состоит в формированиисостоятельных рынков, способных рационально использовать имеющиеся ресурсы. В соответствии с первой фундаментальной теоремой экономической теории благосостояния, состоятельный рынок – рынок, где:

     соблюдается условие полноты рынков;

     поведение потребителей и производителей является конкурентным;

     существует состояние равновесия, а аллокативность ресурсов будет оптимальной по Парето.

 

Формирование состоятельных рынков обусловливает необходимость усиления экономической роли государства в этой сфере. Однако, как известно, возможны «провалы» рынка и в этих условиях достижение состоятельности всех рынков невозможно.

 

Следует отметить, что в современной экономической литературе односложного определения результативности функционирования рынка не существует, потому оценка результативности рынка предполагает многоуровневый подход:

     уровень отдельных фирм-агентов отраслевого рынка, где результативность оценивается на основе анализа снижения издержек производства, уровня вертикальной интеграции на этом рынке, эффекта масштаба, прибыльности фирмы, Х-эффективность и Х-неэффективности;

     национальный уровень – результативность может исследоваться с точки зрения межотраслевых взаимосвязей и внутриотраслевого состояния развития отраслевого рынка;

     международный уровень – результативность определяется на основе исследования влияния деятельности отраслевых национальных рыков на мировой рынок. В этом случае расширение или затухание того или иного отраслевого рынка национальной экономики может изменить экономическую позицию страны в геополитическом плане.

 

Еще одной переменной общей оценки результативности отраслевого рынка является показатель изменения величины излишкапотребителя в связи с функционированием отраслевого рынка. Это сопряжено с изменением внутреннего спроса в национальной экономике. Поэтому очень важно фиксировать изменения величины свободного времени в обществе, рост расходов населения на досуг и творчество.

Одним из факторов эффективности организации отраслевых рынков является также оптимальная политика государства, которая:


     определяет правила взаимодействия экономических агентов;

     оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике;

     определяет деятельность индивидов и институтов экономической системы.

 

Другими словами, результативность функционирования отраслевого рынка можно представить в виде функции, зависящей от целого набора переменных.

 

Вопрос 2. Государственное воздействие на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.

 

Необходимость государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков связана с «провалами» рынка:

     монополией;

     внешними эффектами (экстерналиями);

     общественными благами;

     асимметричностью информации.

 

В целом «провалы» рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции, а применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.

Следовательно, целью государственной отраслевой политики является решение проблем, связанных с «провалами» рынка, для повышения общественного благосостояния.




Аргументы против индустриальной политики

Аргументы в пользу осуществления государственной индустриальной политики

1.

Искажает рыночные сигналы и, в результате, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, углубляя имеющиеся дисбалансы.

Рыночный механизм не способен ликвидировать серьезные дисбалансы экономики.

2.

При определении приоритетов государственной промышленной политики на долгосрочный период возможно принятие ошибочных решений.

Рыночные субъекты при принятии решений ориентируются, как правило, на достижение краткосрочных целей, что может приводить к отклонению от общественного долгосрочного оптимума.

3.

Установление государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может стать почвой для лоббирования и коррупции.

Функционирование рыночного механизма сопряжено с высокими социальными издержками.

4.

Существующая структура экономики, в которой преобладают крупные диверсифицированные компании, ограничивает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов.

Возникающие отрасли в период становления могут оказаться неконкурентоспособными, хотя их развитие необходимо для общества.