Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое чрезмерная инертность и чрезмерная импульсивность?
2. Приведите примеры положительного и отрицательного сетевого эффекта.
3. Какие важные функции выполняет стандартизация?
4. Каким закономхарактеризуетсяположительный сетевой эффект?
5. В чем разница между сетевой экономикой и экономикой сетей?
6. Из каких этапов состоит инновационный процесс?
7. Кем был предложен термин «инновация»?
8. Каковы преимущества крупных и мелких фирм в области НИОКР?
9. Какие критерии входят в систему сравнительного анализа инновационной политики разных стран?
10. Приведите примеры сетевых продуктов.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков: учеб. / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2008. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
2. Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков: практикум. – М.: ИД ВШЭ, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
Дополнительная литература:
1. Авдашева С.Б., Голованова С.В., Крючкова П.В. Антимонопольная политика на связанных рынках: теория и практика. / Под ред. С.Б. Авдашевой, А.Е. Шаститко. – М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018.
2. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. – М.: Финансы и статистика. 2008. – Гл. 1, 5. – Режим доступа: Экономический портал: http://institutiones.com/general/861-setevaya-economica.html
3. Камьен М.И., Шварц Н.Л. Структура рынка и инновации: обзор. // Вехи экономической мысли. – В 6 т. – Т. 5. – СПб.: Экономическая школа, 2003.
4. Кац М.Л., Шапиро К. Сетевые внешние эффекты: конкуренция и совместимость. // Вехи экономической мысли. – В 6 т. – Т. 5. – СПб.: Экономическая школа, 2003.
5. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособ. для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. Электронный учебный курс по Сетевой Экономике.
Тема 8. Структура и результат деятельности рынка. Современная индустриальная политика
Цель темы – определение необходимости, сущности и направлений промышленной политики государства в отношении рыночных структур.
Дидактические единицы:
Структура отраслевых рынков и их результативность: анализ существующих подходов.
Индикаторы результативности фирм и отраслевых рынков.
Необходимость государственного воздействия на отраслевые рынки и его результативность.
Типы индустриальной политики.
Государственное регулирование входа на рынки.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
количественные и качественные характеристики результативности отраслевых рынков;
причины, определяющие необходимость государственной индустриальной политики;
особенности различных типов индустриальной политики;
уметь:
оценивать существующую практику антимонопольного регулирования в экономике различных стран;
исследовать основные меры экономической политики государства, воздействующие на конкурентные преимущества участников рынка.
Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
провалы рынка;
асимметрия информации;
внешние эффекты (экстерналии);
состоятельный рынок;
несостоятельный рынок;
Х-эффективность монополии;
Х-неэффективность монополии.
Вопросы темы:
1. Результативность отраслевых рынков.
2. Государственное воздействие на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.
Вопрос 1. Результативность отраслевых рынков.
Поскольку деятельность отраслевых рынков реализуется в реальной внешней среде, которая определяется макроэкономической политикой государства, эффективность организации рынков невозможна без осуществления оптимальной государственной промышленной политики. Государство:
определяет «правила игры», на основе которых совершаются деловые операции экономических агентов;
воздействует на потоки товаров и ресурсов в экономике;
регулирует деятельность институтов экономической системы.
Начало формирования концепции экономического анализа отраслевой организации относят к 30-м гг. ХХ в., когда были опубликованы работы Э. Мэйсона и Дж. Бейна.
В теме 1 исходная экономическая парадигма была сформулирована исследователями Гарвардского университета: существенными, взаимосвязанными элементами рыночного механизма взаимодействия производителей и потребителей являются:
структура рынка;
поведение фирм в отраслях;
результативность функционирования рынков.
Приведенная концепция исходит из того, что результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере определяется сложившейся структурой рынка и особенностями поведения на нем продавцов и покупателей, которое зависит от уровня концентрации производителей на рынке, степени дифференциации продукта и уровня барьеров. Следует отметить, что такой подход подвергается систематической критике со стороны представителей чикагской школы.
Исследователями в рамках гарвардской парадигмы (Р. Кэйвсом и Ф. Шерером) были выделены факторы, которые определяют результативность отраслевого рынка, в частности:
эффективность экономики, определяемая распределением ограниченных ресурсов, которое обеспечивает наибольший возможный реальный доход;
прогрессивность экономики за счет использования преимуществ науки и техники, улучшения качества и разнообразия товаров, а также способов организации факторов производства;
справедливость экономики – распределение реального дохода между ее членами должно удовлетворять их важнейшие потребности и разумные ожидания и вознаграждать их производительные усилия;
гармония между производством и потреблением, достигаемая при использовании товарного механизма рынка.
В настоящее время в оценке результативности функционирования рыночного механизма выделилось два подхода.
1. Главной целью и важнейшим показателем результативности рыночной системы является высокая степень конкурентности рынков. Эта цель определяет антимонопольную направленность государственной политики, ее нацеленность на поддержание и развитие конкурентной среды.
2. Результативность рыночной системы состоит в формированиисостоятельных рынков, способных рационально использовать имеющиеся ресурсы. В соответствии с первой фундаментальной теоремой экономической теории благосостояния, состоятельный рынок – рынок, где:
соблюдается условие полноты рынков;
поведение потребителей и производителей является конкурентным;
существует состояние равновесия, а аллокативность ресурсов будет оптимальной по Парето.
Формирование состоятельных рынков обусловливает необходимость усиления экономической роли государства в этой сфере. Однако, как известно, возможны «провалы» рынка и в этих условиях достижение состоятельности всех рынков невозможно.
Следует отметить, что в современной экономической литературе односложного определения результативности функционирования рынка не существует, потому оценка результативности рынка предполагает многоуровневый подход:
уровень отдельных фирм-агентов отраслевого рынка, где результативность оценивается на основе анализа снижения издержек производства, уровня вертикальной интеграции на этом рынке, эффекта масштаба, прибыльности фирмы, Х-эффективность и Х-неэффективности;
национальный уровень – результативность может исследоваться с точки зрения межотраслевых взаимосвязей и внутриотраслевого состояния развития отраслевого рынка;
международный уровень – результативность определяется на основе исследования влияния деятельности отраслевых национальных рыков на мировой рынок. В этом случае расширение или затухание того или иного отраслевого рынка национальной экономики может изменить экономическую позицию страны в геополитическом плане.
Еще одной переменной общей оценки результативности отраслевого рынка является показатель изменения величины излишкапотребителя в связи с функционированием отраслевого рынка. Это сопряжено с изменением внутреннего спроса в национальной экономике. Поэтому очень важно фиксировать изменения величины свободного времени в обществе, рост расходов населения на досуг и творчество.
Одним из факторов эффективности организации отраслевых рынков является также оптимальная политика государства, которая:
определяет правила взаимодействия экономических агентов;
оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике;
определяет деятельность индивидов и институтов экономической системы.
Другими словами, результативность функционирования отраслевого рынка можно представить в виде функции, зависящей от целого набора переменных.
Вопрос 2. Государственное воздействие на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.
Необходимость государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков связана с «провалами» рынка:
монополией;
внешними эффектами (экстерналиями);
общественными благами;
асимметричностью информации.
В целом «провалы» рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции, а применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.
Следовательно, целью государственной отраслевой политики является решение проблем, связанных с «провалами» рынка, для повышения общественного благосостояния.
№ | Аргументы против индустриальной политики | Аргументы в пользу осуществления государственной индустриальной политики |
1. | Искажает рыночные сигналы и, в результате, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, углубляя имеющиеся дисбалансы. | Рыночный механизм не способен ликвидировать серьезные дисбалансы экономики. |
2. | При определении приоритетов государственной промышленной политики на долгосрочный период возможно принятие ошибочных решений. | Рыночные субъекты при принятии решений ориентируются, как правило, на достижение краткосрочных целей, что может приводить к отклонению от общественного долгосрочного оптимума. |
3. | Установление государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может стать почвой для лоббирования и коррупции. | Функционирование рыночного механизма сопряжено с высокими социальными издержками. |
4. | Существующая структура экономики, в которой преобладают крупные диверсифицированные компании, ограничивает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов. | Возникающие отрасли в период становления могут оказаться неконкурентоспособными, хотя их развитие необходимо для общества. |