Файл: Отчет по учебной практике (вид практики) в Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, насосы главного водоотлива и др.).

5. Как маркируются дизельные виды топлива?



Дизельное топливо – это горючая смесь различных углеводородов, получаемая при переработке нефтей и газовых конденсатов, как правило, путем прямой перегонки, и имеющая температуру кипения 200-350 °С.

Дизельное топливо внешне представляет собой прозрачную жидкость желтого или светло-коричневого цвета (в зависимости от содержания смол).

Не растворяется в воде и не смешивается с ней. Огнеопасно. Токсично.

Дизельное топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

Дизельное топливо марок Л, Е, З и А представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.

Температура самовоспламенения дизельного топлива:

– марок Л, Е – 300 °С;

– марки З – 310 °С;

– марки А – 330 °С.

Температурные пределы воспламенения дизельного топлива:

– марок Л и Е: 69 °С (нижний) и 119 °С (верхний),

– марки З: 62 °С (нижний) и 105 °С (верхний),

– марки А: 57 °С (нижний) и 100 °С (верхний).

Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива в смеси с воздухом – от 2 % об. до 3 % об.

Удельная теплота сгорания дизельного топлива 42,7 МДж/кг.

Плотность дизельного топлива от 800 до 878,4 кг/м3.

В России действуют ГОСТ «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия», ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия», которые устанавливают требования и нормы к качеству дизельного топлива.


 Марки, сорта и классы дизельного топлива:

В соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» в зависимости  от условий применения установлены следующие марки дизельного топлива:

– Л – летнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °С и выше;

– Е – межсезонное дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °С и выше;

– З – зимнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 35 °С);

– А – арктическое дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °С и выше.

В свою очередь в соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» дизельное топливо ЕВРО подразделяется на сорта и классы:

– марки Л – на сорта А, В, С, D;

– марки Е – на сорта Е, F;

– марки З – на классы 0, 1, 2, 3;

– марки А – на класс 4.

Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо в соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» в зависимости от климатических условий применения (З, А) и предельной температуры фильтруемости (минус 32, 38, 44, 48, 52) подразделяется на группы:

– З-32,

– З-38,

– А-44,

– А-48,

– А-52.

Обозначение для дизельного топлива включает в себя:

– для летнего дизельного топлива (марки Л) – марку, температуру вспышки и экологический класс топлива. Например, ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Л-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5 по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009);

– для межсезонного дизельного топлива (марки Е) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Е-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Е-К5 по ГОСТ Р 52368-2005;

– для зимнего дизельного топлива (марки З) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-З-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-3-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-З-К3(К4, К5) минус 32 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-З-К3(К4, К5) минус 38 по ГОСТ Р 55475-2013;

– для арктического дизельного топлива (марки А) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-А-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-А-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 44 по ГОСТ Р 55475-2013, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-А-К3(К4, К5) минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.


 Экологический класс дизельного топлива:

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены экологические классы дизельного топлива: К2, К3, К4 и К5.

Экологический класс дизельного топлива – это классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности дизельного топлива.

Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены следующие требования и нормы к экологическим классам дизельного топлива:

Характеристики дизельного топлива*

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса




К2

К3

К4

К5







Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

350

50

10







Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:

°С



















для летнего и межсезонного дизельного топлива




40

40

55

55







для зимнего и арктического дизельного топлива




30

30

30

30







Фракционный состав – 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше

°С

360

360

360

360







Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более

%



11

11

8







Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее



45

51

51

51







Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее



не опре-
деляется

47

47

47







Смазывающая способность, не более

мкм

не опре-
деляется

460

460

460







Предельная температура фильтруемости, не выше:

°С



















летнее дизельное топливо




не определяется

не определяется

не определяется

не определяется







дизельного топлива зимнего**




минус 20

минус 20

минус 20

минус 20







дизельного топлива арктического




минус 38

минус 38

минус 38

минус 38







дизельного топлива межсезонного***




минус 15

минус 15

минус 15

минус 15







* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.

** для Республики Казахстан не более минус 15°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.

*** для Республики Казахстан не более минус 5°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.


В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение дизельного топлива ЕВРО экологического класса К5.

 Требования к качеству дизельного топлива:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо в  соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания




Л

Е

З

А







1. Цетановое число*, не менее

45

По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам




2. Фракционный состав:













По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А)




50% перегоняется при температуре, °C, не выше

280

280

280

255







95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше

360

360

360

360







3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт)

3,0-6,0

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33, стандартам




4. Температура вспышки**, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:













По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356




для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

62

40

35







для дизелей общего назначения

40

40

30

30







5. Массовая доля серы, мг/кг, не более

2000

По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам







500

По ГОСТ ISO 20846, стандартам




6. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

По ГОСТ 17323




7. Массовая доля сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323




8. Испытание на медной пластинке

Выдерживает. Класс 1

По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329




9. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307




10. Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более

5

По ГОСТ 5985




11. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

6

По ГОСТ 2070




12. Зольность, %, не более

0,01

По ГОСТ 1461, стандартам




13. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932




14. Общее загрязнение, мг/кг, не более

24

По стандарту




15. Содержание воды, мг/кг, не более

200

По стандарту




16. Плотность при 15 °С, кг/м3, не более

863,4

863,4

843,4

833,5

По стандартам




17. Предельная температура фильтруемости***, °С, не выше

Минус 5

Минус 15

Минус 25



По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116











Минус 35

Минус 45







Примечания:
1. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KОН на 100 см3 топлива.
2. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.3. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м3, для марок З и А – не более 863,4 кг/м3.
4. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм2/с.
5. На территории Республики Казахстан:
– для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше.
– для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.* Цетановое число – это характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (то есть свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.Цетановое число – показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы (Техническим регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011).*** Температура вспышки – это наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе под воздействием источника зажигания, однако устойчивое горение после удаления источника зажигания не возникает. Вспышка – быстрое сгорание смеси паров летучего вещества с воздухом, сопровождающееся кратковременным видимым свечением. Температуру вспышки следует отличать как от температуры воспламенения, при которой горючее вещество способно самостоятельно гореть после прекращения действия источника зажигания, так и от температуры самовоспламенения, при которой для инициирования горения или взрыва не требуется внешний источник зажигания.

** Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это мера текучести дизельного топлива, одно из так называемых «холодных свойств».

Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях (ГОСТ 22254-92. «Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре»)