Файл: Дневникотчет по производственной практики по пм 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента мдк 01. 02 Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.12.2022г.

Выкладка товаров медицинского применения на витрины
Мерчандайзинг играет важную роль в системе продаж любой аптечной организации. В этот день провизор объяснила мне важность мерчандайзинга, принципы эффективной выкладки товаров, сильные и слабые места торгового зала. Помимо этого я изучила нормативно-правовые акты, которые регулируют работу с товарами, и также провизор дала мне ряд рекомендаций по распределению товаров на витринах.
Зная правила выкладки товара в аптеке на витрины и ориентируясь в инструментах мерчандайзинга предприятие может увеличить объем продаж, прибыль и товарооборачиваемость, завоевать новых покупателей, предоставить информацию о товаре максимально полно, улучшить качество обслуживания клиентов и создать приятное впечатление от организации в целом.
Для покупателя это также выгодно: это позволяет ознакомиться с товаром и сделать выбор быстро, получить удовольствие от процесса покупки и общения с сотрудниками. То, насколько выигрышно товар представлен покупателю, может повлиять на уровень продаж организации. Для этого необходимо учитывать особенности выкладки товара на витринах аптеки, размещать продукцию по определенным правилам и поддерживать необходимый ассортимент.
При планировании выкладки учитываются особенности покупателей и их предпочтения, нюансы предлагаемой продукции, сезонность и степень популярности разных марок.
Важной частью мерчандайзинга является правильная работа с размещением товара в торговом зале. Для этого важно определить сильные и неблагоприятные зоны выкладки товара в аптеке.
Пространство торгового зала условно можно разделить на зоны — сильные и слабые места для представления ассортимента покупателям.

Принципы размещения товаров с учетом зонирования помещения.

Зона адаптации при входе в помещение. В первые секунды клиенту необходимо время, чтобы привыкнуть к новому пространству и оценить обстановку. Обычно в этой зоне размещают товар предварительного выбора или оставляют ее пустой.

«Горячая» зона. К ней относится пространство с правой стороны по направлению движения покупателей, а также возле кассы. Эта зона максимально попадает в поле зрения покупателей.

«Теплая» зона. Находится в центре торгового зала и в местах с хорошим фронтальным обзором. Ее посещают до 70% посетителей торговой точки.


«Холодная» зона. Как правило, это наиболее отдаленные от входа витрины, расположенные с левой стороны по ходу движения покупателей полки, углы торгового зала. Здесь размещают товары с небольшим, но постоянным спросом.

«Ледяная» зона. Пространство по левой стороне выходной зоны, которое посещает не более 10% клиентов. Это наименее прибыльная и самая неблагоприятная зоны выкладки товара в аптеке, которую можно использовать для организации уголка для отдыха и расстановки декоративных элементов.

Помимо зонирования помещений, следует обратить внимание на расположение товара по высоте — на полках витрин. Как показывает практика, выкладка на высоте более 1,8 и менее 1 метра имеет низкую привлекательность для покупателей. Наиболее привлекательный диапазон для представления ассортимента находится в пределах 1,3-1,8 метра — на этих полках можно разместить самые прибыльные или «ходовые» товары. Средней привлекательностью обладает высота 1-1,3 метра.
Зная сильные и слабые места помещения, можно оптимизировать пространство и расставить товар таким образом, чтобы он приносил максимальную прибыль.
Цвет — это первое, что замечает посетитель, поэтому он является одним из самых важных инструментов, помогающим воздействовать на покупателя на бессознательном уровне и располагать к процессу покупки.
Большую роль играет гамма интерьера торгового зала, отвечающая за создание правильной атмосферы. Например, преобладание теплых цветов способствует импульсным покупкам. Для снижения напряженности в кассовой зоне или местах, где часто формируются очереди, можно использовать более холодные оттенки.
Обычно для пространства не используются темные и агрессивные тона, которые могут давить на покупателей. К ним относятся фиолетовые, желтые или малиновые оттенки. Недопустимо использовать чёрный или коричневый цвета.
Большое количество аптечных организаций порождает конкуренцию, при которой выживают аптеки, учитывающие потребности клиентов и предлагающие высокий уровень сервиса.
При активном увеличении количества аптек количество покупателей не меняется. Поэтому важно создать обстановку, в которой покупателю было бы комфортно находиться и приятно вернуться еще раз. Выкладка товаров на витринах играет в этом важную роль, помогая продвигать продукцию, повышая лояльность клиентов и увеличивая прибыль аптеки.

Правила выкладки товара в аптеке на витрины помогают сделать выбор препарата удобнее для покупателя. Не все посетители готовы тратить много времени на поиск необходимого препарата или обращаться к первостольнику за консультацией. Не обнаружив товар, скорее всего, они уйдут, не сделав покупки.

Создавая комфорт для клиента, можно увеличить его лояльность, а значит обеспечить аптеке конкурентное преимущество.
Зная правила мерчендайзинга и правильно определив «слабые» и «сильные» места пространства, товар в аптеке можно представить таким образом, чтобы покупатель обратил внимание на те препараты, в реализации которых аптека максимально заинтересована.
При правильном представлении ассортимента посетители с большей вероятностью купят что-то дополнительно, даже если изначально шли за одним конкретным препаратом.

В аптечной организации могут использоваться все инструменты мерчандайзинга. Применение их на практике может увеличить прибыль аптеки.
Рекомендации, которыми следует руководствоваться при выкладке товара:

На полках должны быть представлены все группы лекарственных средств, которые можно приобрести без рецепта. Для удобства покупателей нужно предусмотреть рубрикаторы с распределением товаров по фармакологическим группам или принципу действия (например: «спазмолитики», «отхаркивающие», «витамины»).

Будет полезно составить «тематические» подборки, которые могут натолкнуть посетителя на мысль о покупке дополнительных товаров. Например, подобрать несколько препаратов для пожилых людей, которые дают наибольший эффект при комплексном применении.

Наиболее популярные препараты стоит выкладывать на уровне глаз клиентов, т.е. на высоте 1,3-1,8 метра — это позволяет стимулировать продажи наиболее «ходовых» товаров.

Дорогостоящие лекарственные препараты в аптеке желательно чередовать с более доступными по цене, предлагая разные варианты.

Размещение на витринах аптеки должно быть не очень плотным, упаковки должны располагаться свободно, чтобы у покупателя не рябило в глазах.

Сезонные лекарственные средства должны находиться на видном месте. Если посетитель не увидит их на витрине, он может уйти без покупки, так как не все готовы обратиться за консультацией к первостольнику.

Ценник на упаковке должен располагаться на той стороне, где размещено название. Если в наличии есть несколько серий препарата с разной ценой, необходимо следить за тем, чтобы на витрине стояла упаковка с большей стоимостью.

Нужно обращать внимание на цветовую гамму помещения. Правильно подобранные цвета помогут подтолкнуть посетителя к совершению покупки. Для этого можно выбрать мягкие теплые оттенки, например, бежевый цвет.


Законодательная база

Строгие правила выкладки товара отсутствуют, однако необходимо учитывать требования Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. N 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», в котором, например, определен запрет на размещение на открытой витрине препаратов, отпускаемых по рецепту.

Использование инструментов мерчандайзинга в аптеке играет важную роль, позволяя увеличить количество продаж и повысить лояльность покупателей, которые смогут легко ориентироваться в представленном ассортименте.

11.12.2022г.
Информирование населения и медицинских работников учреждений здравоохранения об имеющемся ассортименте лекарственных препаратов. О порядке розничной торговли, о сроках годности товаров аптечного ассортимента.
В этот день я изучала , как информировать население и медицинских работников учреждений здравоохранения об имеющемся ассортименте лекарственных препаратов и о порядке розничной торговли, о сроках годности товаров аптечного ассортимента.
Фармацевтическое консультирование появилось ещё во времена первой аптеки. Однако требование фармацевтического консультирования было законодательно закреплено только после вступления в силу Приказа Министерства здравоохранения РФ № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» от 31 августа 2016 г., а также введения профессиональных стандартов «Провизор» и «Фармацевт».

Консультирование и информирование покупателей — одна из ключевых функций аптечной организации. В Приказе № 647н дано следующее определение:

Фармацевтическое консультирование клиентов — предоставление информации о применении или использовании товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарств при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах хранения в домашних условиях.
Основы фармацевтического консультирования пациентов и типовые задачи по их информированию регулируют следующие нормативно-правовые акты:

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» от 31 августа 2016 г.


Профессиональный стандарт «Провизор» утвержденный Приказом Минтруда от 09.03. 2016 г. № 91н.

Профессиональный стандарт «Фармацевт», утвержденный Приказом Минтруда

Приказ Министерства здравоохранения РФ N 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов» от 24 ноября 2021 г.
Ключевые аспекты фармацевтического консультирования раскрыты в профессиональном стандарте «Провизор». Они включают:

  • консультации по правилам применения и дозировки лекарств, а также по условиям хранения;

  • консультации при выборе безрецептурных лекарств и других товаров аптечного ассортимента;

  • консультации по приёму и совместимости лекарственных средств и их совместимости с продуктами питания;

  • консультации врачей о новых лекарствах, существующих аналогов и синонимах; их взаимодействии.

Для выполнения этих рабочих обязанностей фармацевты и провизоры должны знать правила отпуска и применения лекарственных препаратов, владеть методами распознавания жалоб и симптомов, которые требуют обязательной консультации у врача.
Требования к объему фармацевтического консультирования посетителей зависят от вида отпускаемого товара: рецептурные или безрецептурные лекарства, другие товары аптечного ассортимента. Исходя из этого можно выделить два вида предоставления информации:

информирование — передача информации от фармацевта к покупателям;

консультирование — помощь покупателю в определении сути проблемы и подборе вариантов её решения.