ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Современные образовательные технологии в социальной сфере
«ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Цель: ознакомление с формами индивидуального и
группового консультирования, формирование представлений о современных дистантных видах консультирования.
Индивидуальное консультирование - наиболее распространенный тип консультирования, осуществляемый психологом с клиентом в виде индивидуальной беседы, регламентируемой определенным временем.
Основное количество клиентов стремится именно к индивидуальному консультированию, предпочитая
индивидуальную работу в силу ее конфиденциальности. Фокус консультирования в этих случаях сосредоточен на самом клиенте, его видении проблемы, способностях и возможностях справляться с трудностями и на индивидуальных психологических ресурсах [1].
Индивидуальное консультирование проводится с людьми разных возрастных категорий, начиная с подросткового возраста, заканчивая людьми пожилого и старческого возраста. С клиентами каждой возрастной группы есть своя специфика работы. Чаще всего психологи выбирают направленность своей работы, свой круг клиентов. Есть детские психологи, есть психологи, работающие только со взрослыми. Есть консультанты, которые никогда не возьмут в работу супружескую пару. Кто-то стремиться стать универсальным психологом, кто-то наращивает свой профессиональный потенциал в консультировании определенных групп людей, работая, например, только с подростками.
Практически во всех странах основными потребителями услуг психолога являются женщины. Это связано с тем, что клиенты-женщины в большей степени, чем мужчины, ориентированы на чувства и отношения. Также женщинам в
разные времена было больше разрешено демонстрировать свою уязвимость, чем мужчинам. Да и круг женских тем более широкий, чем мужских, включая проблемы, связанные с беременностью, родами, бесплодием, переживаниями материнства, безбрачия, насилия в семье.
Основными вопросами при обращении к психологу являются вопросы личной жизни людей. Но, поскольку выбор профессии, успехи в построении карьеры, профессиональная самореализация являются важными факторами, обеспечивающими человеку интерес к жизни, чувство значимости, социального достоинства, консультирование по вопросам профессии и карьеры является достаточно востребованным в современном мире.
В ряде случаев функции консультантов по вопросам карьеры и профессии сближаются с психодиагностическими и экспертными, поскольку не последнее место в их работе занимает исследование интеллекта, способностей, социальных навыков и т.п. Помимо этого, консультанты могут заниматься разработкой индивидуальных планов карьеры, решать вопросы удовлетворенности профессией, работой. Психологи помогают клиентам в совмещении профессиональных, семейных и личностных ролей, оказывают услуги по вопросам принятия решения, адаптации и позиционирования себя в профессиональном коллективе, помогают при переживаниях клиентами стресса при повышении (понижении) в должности, при утрате работы, в случаях профессиональных травм, психологических конфликтов в коллективах [1].
Семейное консультирование - работа с супружескими парами, детско-родительское консультирование.
Работа с супружескими парами
з
Психологическая работа с партнерскими отношениями происходит по запросу одного из супругов или пары. Чаще один из супругов обращается к психологу с жалобами на партнера. В основном на работу с проблемами в супружеских отношениях запрос исходит от женщин. Мужчины во всем мире реже обращаются к психологам, хотя в настоящее время тенденции меняются. Психолог может работать с парой, когда на каждую консультацию партнеры приходят вместе. Консультант может предлагать режим поочередных и совместных встреч: женщина и мужчина приходят к психологу индивидуально, потом вместе. Специалист предлагает тот вид работы, которому обучался и в котором практикует. Некоторые психологи не работают с парами, предлагая при этом каждому из партнеров индивидуальное консультирование со своим психологом. Но если один из супругов категорически отказывается от психологической работы, консультативная и терапевтическая работа проводится с тем партнером, который обратился за помощью. Это, конечно, приводит к изменениям в партнерских отношениях, хотя предсказать успех сохранения семьи невозможно. Иногда работа с одним из супругов приводит к разрыву отношений.
Работа с парой как единицей консультирования имеет свои особенности [2]:
-
Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое клиентов, а не один, обычно труднее, особенно на первых этапах консультативного процесса, поскольку присутствие второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы. Супруги могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, а не консультанту, выступать в коалиции против консультанта и т.д. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие партнера приводит к тому, что муж или жена становятся неразговорчивыми, каждый из них может ждать, что нечто важное будет сказано другим. И в том, и в другом случае от консультанта требуются особые навыки и умения, чтобы переориентировать супругов на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования. -
Работа с двумя супругами, хотя и является более эффективной, чаще всего носит менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Результаты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос клиентов, особенно если за семейными проблемами стоит нечто более личное. -
Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязвима. Нежелание одного из них двигаться дальше, характерологические особенности одного из партнеров, препятствующие более углубленной работе, могут серьезно помешать консультированию. С одним супругом легче работать, чем с двумя, под одного проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степени соответствует клиенту.
Психологу нужно особо контролировать себя, не вставая на сторону одного из супругов, не показывая большей симпатии кому-либо. Мужья иногда склонны обвинять психолога женщину в женской солидарности с женой.
К психологу обращаются пары, не находящиеся в законном браке, супружеские пары в кризисные периоды своей жизни, пары, которым нужна помощь в ситуации развода. На каждом этапе функционирования пары имеются свои специфические проблемы. Рождение первого ребенка - один из периодов жизни пары, когда у супругов появляются новые роли - отца и матери. Ребенок своим появлением всколыхивает привычный уклад жизни мужчины и женщины. Недосып, снижение сексуального влечения, вмешательство бабушек и дедушек - все это создает новую притирку жены и мужа друг к другу. Каждый последующий ребенок рождается на определенном этапе развития партнерских отношений. В молодом возрасте супруги экспериментируют отношениями. Измены, ревность, вопросы сохранения или разрыва отношений — популярные темы для обращения в семейном консультировании. Предметом консультирования могут быть нереализованные ожидания супругов, установки в отношении общих планов, сексуальные проблемы. Распространенным поводом обращения за психологической консультацией становятся эмоциональные проблемы супругов (отсутствие взаимопонимания, взаимоуважения,
принятия личности партнера, его интересов).
Консультанту, работающему с супружескими парами, необходимо знать информацию о кризисах семейной жизни и путях их преодоления. Порой партнеры нуждаются в информировании об индивидуальных и семейных кризисах, особенностях их наложения друг на друга.
Особое место занимает консультирование разводящихся пар и постсупружеское консультирование. Разводящиеся супруги обращаются к психологу в двух вариантах развития событий [3]:
1. Один из супругов добивается развода, второй старается его удержать, отговорить. Обращаясь к консультанту, последний надеется, что психолог сделает нечто, что сохранит фактически уже распавшийся брак. Единственное, что может сделать для него консультант, - это помочь обратившемуся за помощью клиенту смириться с фактом распада брака, совладать с формирующейся для него новой микросоциальной ситуацией, отыскать новые ресурсы для налаживания своей жизни.
2. Оба супруга, чувствуя, что их отношения начинают изживать себя, все же сомневаются в необходимости развода, даже если кто-то из них уже озвучил эту возможность или попытался уйти и пожить раздельно. В этих случаях консультант еще может помочь каждому в осознании их индивидуальных и совместных целей и намерений, насыщении новым ценностным содержанием жизни вдвоем, переструктурировании привычных семейных паттернов поведения и оживлении эмоциональной связи между ними.
Консультирование родителей по проблемам детей раннего и дошкольного возраста
Так как маленький ребенок не может в полной мере осознать свое неблагополучие, тем более понять его причины, запрос на консультацию и воплощение в жизнь рекомендаций психолога лежит на родителях, опекунах, то есть именно на взрослых. Многие проблемы ребенка являются по сути продолжением проблем супружеских отношений или личностных проблем родителей. Поэтому консультанту важно учитывать общий контекст семейных отношений.
Большинство проблем, связанных с детьми раннего возраста и дошкольниками, - это типичные возрастные проблемы, и практически каждая консультация должна начинаться с некоторого просвещения, информирования родителей о нормативных возрастных трудностях, поскольку, как правило, родители мало знают о том, что происходит с ребенком по мере его развития (кризисы развития, сензитивные периоды, возрастные нормы развития и пр.) [1].
Часто родители обращаются с такими запросами, как негативные формы поведения ребенка (плаксивость, капризность, агрессивность, упрямство, непослушание, манипуляции), низкий уровень контроля поведения (импульсивность, невнимательность), коммуникативные проблемы (необщительность, страх незнакомых взрослых). Многие родители обращаются по поводу готовности ребенка к определению в дошкольное учреждение, готовности детей к школе. Психолог должен уметь провести диагностику эмоционального развития ребенка, в случае необходимости - интеллектуального развития ребенка, оценить особенности детско-родительских отношений. Консультант должен разъяснить родителям особенности развития их ребенка в данном возрасте с обязательным указанием сильных и слабых сторон. Психологу желательно иметь контакты детского невролога, детского психиатра. При необходимости для исключения вероятности задержки умственного или общего психического развития, перенаправить родителей к специалисту другого профиля, подобрав при этом корректные выражения. Психологу-консультанту надо демонстрировать уважительное отношение к взрослым членам семьи ребенка, не критиковать их действия или родительскую некомпетентность, внушать им, что они воспринимаются психологом как знающие и понимающие своего ребенка, равные и достойные партнеры в работе с возникшей проблемой [1].
Особое место занимает консультирование родителей, у которых разное представление о воспитании ребенка. Конфликты родителей по поводу запретов и ограничений ребенка, могут сформировать у последнего манипулятивное поведение. Маленький член семьи может научиться использовать разногласия родителей для получения своей выгоды. Таким образом, у ребенка могут сформироваться негативные черты характера, мешающие в будущем его коммуникациям в личной и социальной жизни.
Запросы родителей младших школьников обычно крутятся вокруг плохой успеваемости детей, проблем поведения и индивидуально-личностных особенностей, особенностей межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Подростки могут обращаться к психологу как по просьбе родителей, так и самостоятельно. Часто запросом подростка может быть неприятие своей внешности, проблемы в сфере общения, взаимоотношения в семье, несчастная любовь, школьные проблемы, проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков, повышенная тревожность и даже экзистенциальные проблемы - смысла жизни, понимания веры, жизни и смерти. Порой подростку не хватает взрослого друга, чтобы обсудить все то, что его волнует. Родителям нередко некогда или они обесценивают проблемы подрастающих детей.