Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература Практическое задание 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Литература

Практическое задание 5.


Выполнил:

Обучающийся Частилова Татьяна Олеговна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1
Ответ на задание:
Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

Задание 2
Ответ на задание:

Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне. Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей». Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы».
Стихотворение «Воробей» Тургенева относится к лирическому роду.
Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он очень эмоционален.

Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик.
Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробью спешит родитель.
Птенец- пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.
Старый воробей - черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу.
Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее. Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей, несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.
Охотник, он же лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.
Темы произведения - родительская любовь, свойственная живым существам. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.
Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития. Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны.

Проблематика и смысл - признание силы любви. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился». Автор тоже признаёт торжество родительской любви, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.
Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство, обуревающее пса, ближе не к страху, а к замешательству. В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.
Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите детёныша. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку, хотя это могла быть и лиса, и косуля. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное божье создание может обладать огромным сердцем. В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку. Он предвидел, что отдельным читателям его чувства могут показаться нелепыми. Но с возрастом каждый понимает, что писатель был прав, рисуя картинку высоких отношений в мире животных. Любовь к близким и всему живому — самая большая ценность на земле.
Тургенев создаёт традиционную трехчастную композицию.
Сначала идёт зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой.

Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.
Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.

Задание 3
Ответ на задание:

«АНЧАР» (1828 г – 19 век)
А.С. Пушкин – великий русский писатель. Его творчество до сих пор производит неизгладимое впечатление на читателей и заставляет задумываться над многими вопросами. На меня, как на ценителя творчества А.С. Пушкина, оказало очень огромное влияние стихотворение «Анчар»:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
С первых строк понимаешь, что дерево анчар – это зло. Зло всегда существовало на жизненном пути человека. Нет никого кто бы не столкнулся с ним. В тексте автор скрывает за маской дерева верхушку власти. Изучая историю создания произведения, то нелегкое время, в котором писателю довелось творить, можно понять, что «Анчар» — это, своего рода, бунт против свободы слова. Царь, который отправляет человека за ядом, думает лишь о своей выгоде. Таких людей немало в реальной жизни. Люди готовы на все для достижения своих целей, не задумываясь об окружающем их мире. Казалось бы, мы должны испытывать сочувствие к рабу, который пошел за ядом. Но тут возникает двоякое ощущение. Идя по приказу, раб как бы сам становится проводником несправедливости, помогает ей свершиться. Он мог бы отказаться, протестовать, но под гнетом собственного страха принимает уготованную участь. Зло существует, но оно не может исчезнуть, само собой. Нужно всегда противостоять ему, ведь лишь борьба приведет к достижению цели.


Задание 4
Ответ на задание:
Достоевский – философия, полифонический роман, много сюжетность, психологизм (доминантная черта). Преступление и наказание.

Достоевский – писатель, который подробно, шаг за шагом исследует человека. Так, героя романа «Белых ночей» Макара Девушкина можно отнести к типу фантазеров-одиночек. Даже своей возлюбленной, Настеньке, он не скрываюсь, говорит, что будет всегда один, сам по себе. И дальше признается, что в своих мыслях создает грандиозные истории, живет насыщенной жизнью, а в реальности тяготится службой и пытается укрыться в «неприступный угол».
Настоящая любовь у Достоевского дает героям раскрыться и позволяет писателю в полном объеме выразить внутренний мир своих персонажей. Так, Макар уже предстает как благородный и доблестный герой, но все такой же безвольный, погруженный в мир своего воображения.
Толстой в повести «Юность» показывает до мелочей внутренний мир молодого человека, исследующего свой жизненный путь и проходящего этап становления. Писатель мастерски применяет методы самоанализа и внутреннего разговора с самим собой, чтобы широко отразить это непростое время в жизни человека.
Чехов - материалистичность, мимический психологизм, лирическая ирония, лаконичность (доминантная черта). “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”.

Чехов – еще один из профессионалов «препарирования» души человека. Вот герой его рассказа «Тоска» — простой деревенский мужик Иона, волей судьбы заброшенный в город. Но он способен глубоко чувствовать, переживать, страдать от горя и одиночества, от бесцельности своего существования.
У него умер сын после тяжелой болезни. Иона ищет сочувствия и понимания в своем горе, но никто из окружающих не способен и мысли допустить о наличии души у извозчика. Ни господа, ни даже его товарищи по положению не обращают на его попытки выговориться никакого внимания. В результате несчастный изливает душу своей старой лошади, так как только это единственное живое существо готово выслушать его.

Чехов безжалостно вскрывает самые укрываемые негативные качества людей – лицемерие, лживость, зависть и льстивость. Его краткие, но бьющие точно в цель рассказы как будто приоткрывают дверь в настоящий мир.