Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….…………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения
-
Проблема формирования нравственных идеалов у младших
школьников………………………………………………………………………..6
-
Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников ……………………………16 -
Педагогические условия в формировании нравственных идеалов у
младших школьников на уроках литературного чтения…19
Выводы по первой главе………………………………………………………..25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Изучения уровня сформированности нравственных идеалов у младших школьников………………………………………………………………………26
2.2 Организация работы по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения…………………………………33
Выводы по второй главе………………………………………………………...44
Заключение ……………………………………………………………………45
Список использованной литературы………………………………………..47
Приложения………………………….………………………………………….49
Аннотация
Тема курсовой работы Формирование понятий нравственных идеалов ……
Целью данной работы является выявление педагогических условий формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
-
Проанализировать проблему формирования нравственных идеалов у младших школьников; -
Обосновать необходимость использования уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников; -
Выявить педагогические условия формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения; -
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура и объем работы :
Работа состоит из Введения, двух глав в первой главе рассмтривает теоритические вопросы и состоит она из трех параграфов, во второй главе предствляем практические исследования для решения поставленых задач и в ней два параграфа и заключения. Общий объем …стр без приложений.
Количество источников литературы: …
Количество рсиунков:…1?
Количество приложений :…
Введение
Актуальность исследования. Обучение детей в России требует постоянных преобразований на основе новой системы формирования нравственной личности школьника. Долгое время отсутствия чётких нравственных ориентиров в начальной школе отрицательно сказались в целом на состоянии общества. В современной России происходит конфликт между декларируемыми нравственными нормами и реальностью. В такой ситуации воспитание нравственности педагогическими средствами – актуальная проблема.
Ребёнка просто невозможно отрешить от общества и образовать систему ценностей только в процессе обучения. В процессе обучения, можно только с помощью слов сформировать представление о нравственных категориях, которые в сознании будут оставаться лишь «абстракцией», а чтобы эти категории стали внутренним регулятором поведения, необходимы иные эффективные пути и средства. Задача современного учителя – отыскать всевозможные оптимальные пути передачи традиционных культурных идеалов и ценностей в развитии ребёнка.
На основе анализа научной литературы можно констатировать, что теоретические основы процесса нравственного воспитания подробно представлены в научной литературе, однако практика организации процесса формирования нравственных качеств младших школьников посредством использования фольклора на уроках литературного чтения, создание необходимых педагогических условий для этого, требует дополнительного изучения, уточнения и проверки, что и определило проблему нашего исследования.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения и доказать их эффективность в практике образования.
Задачи исследования:
-
Проанализировать проблему формирования нравственных идеалов у младших школьников; -
Обосновать необходимость использования уроков литературного чтения в формировании нравственных идеалов у младших школьников; -
Выявить педагогические условия формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения; -
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретическая основа исследования: основные аспекты нравственного воспитания и формирования нравственной культуры личности представлены в трудах Л. С. Выготского, Н. А. Курзова, В. А. Сухомлинского. Процесс формирования нравственных качеств у младших школьников анализировался в работах Н. И. Болдырева, А. Я. Ветохиной, А.Я. Данилюк. Возможность организации процесса нравственного воспитания младших школьников на примере уроков литературного чтения изучалась Б. Т. Лихачевым, Е. М. Рангеловой, И. Ф. Харламовым.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ научной литературы, обобщение, сравнение, классификация);
- эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 12 г.Бологое Тверской области.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках
литературного чтения
1.1 Проблема формирования нравственных иде у младших школьников
В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.
В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т. п.
В современном понимании нравственный идеал это представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности. Нравственный идеал напрямую связан с нравственной культурой и нельзя рассмотривать идеал не обратившись к развитию нравственной культуры.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания младших школьников заложили: Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, В.И. Нечаева и др. Алгоритм формирования нравственной культуры Левчук представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков [11].
Нравственная культура это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. «Нравственная культура» является важной этической и культурологической категорией [12].
Понятие нравственных идеалов тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые по сути своей синонимичны.
Этимологическое значение понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова «moralis», которое обозначает «нравственный» как систем принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и отдельным классам, и как правила нравственного поведения [14].
Н. И. Болдырев [1] считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.
Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В. Вичев, В.М. Соколов, В. Блюмкин и другие) рассматривают нравственную культуру как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. А.С. Зубра [7] отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение. Формирование нравственной культуры личности начинается на начальных этапах её развития, уже в детстве.
Младший школьный возраст является основой всего общего развития ребенка, его стартовый период всех человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах учреждения. Так, Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [15].
Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит знания о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, а также представления о нравственных качествах личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, нравственные привычки и поступки, то есть реальное выполнение нравственных норм и требований. Взаимодействие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Критерии и показатели нравственной культуры у младших школьников
Критерии | Показатели | Ожидаемый результат |
Когнитивный компонент | Ознакомление с социальными отношениями | Выделяет субъекты социального мира |
Ознакомление с моральными качествами людей | Словесно определяет основные социальные нормы | |
Формирование представлений об эмоциях человека | Умеет дифференцировать основные (базовые) эмоции | |
Ознакомление с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях, по телефону и др.) | Знает правила этикета | |
Эмоционально-оценочный компонент | Развитие чувства сопереживания, сочувствия | Эмоционально выражает свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и невербальных средств общения |
Развитие нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым | Доброжелательно относится ко всем детям, уважительно относится ко взрослым | |
Эмоциональное отношение к нравственным нормам | Анализирует субъект-субъектные отношения социального мира, дает им эмоциональную оценку | |
Поведенческий компонент | | Наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия |
Устанавливает с помощью педагога причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений | ||
Осуществляет выбор нормы правильного поведения в различных ситуациях взаимодействия |